|
Ведомости Поморья
22 декабря 2004 (49)
Инф.
ТВ-рецензия
Почерк мастера
На минувшей неделе на канале "Двина", в четверг и пятницу, показали две работы
режиссера Сергея Дроздова. Одна - "Спаси и сохрани", вторая - "Поморские
старты".
"Защити, спаси, сохрани и помилуй" - так звучит молитва, которую произносят
православные верующие. И знающие это могут догадаться, что создатели передачи
"Спаси и сохрани" обращаются к самому сокровенному человека - его вере. Рассказ
- о жизни нашей епархии, о возрождении храмов, церковных общин. Но чаще в кадр
назойливо лезут руины некогда величественных строений и разор енная земля вокруг
них, грязь, запустение. И тогда голос Сергея Дроздова (он сам читает закадровый
текст) становится ж естким, возможно, даже агрессивным. Такое прочтение, как мне
кажется, является сознательным приемом автора, одним из элементов передачи.
Это особенно выделяется на фоне других голосов. Практически все архангельские
журналисты, которые в той или иной степени в своих работах касаются жизни клира,
текст произносят мягко, почти умильно, даже с некоторой робостью. Возможно,
потому, что плохо знают суть того, о ч ем рассказывают. В отличие от них,
речевая манера Сергея Дроздова, если сначала и настораживает (чем, возможно,
привлекает к себе внимание слегка утомл енного сериалами телезрителя), то потом
заставляет вслушиваться в текст, во все глаза смотреть на экран. И если это
делаешь, то понимаешь: телезрителю предлагают не очередное "дежурное" сообщение
о начале поста, строгого или не очень. Ваш незримый собеседник хорошо знает, о
чем рассказывает.
Когда я просмотрела несколько выпусков "Спаси и сохрани", то подумала, что ж
есткость - своеобразная защитная реакция человека, который не может равнодушно
рассказывать об увиденном. Кроме того, Архангельской епархии ещ е столько
предстоит сделать, что страшно заглядывать в будущее. Но самое главное: как
достучаться до человека. "Спаси и сохрани" - обращение не только к Создателю.
Спасать и хранить себя должен, прежде всего, сам человек. Хранить и приумножать
духовные богатства предшествующих поколений - такова главная мысль передачи. Ее
создателей волнует именно это.
На экране я нередко вижу Николая Васильевича Суханова. Он удивительный человек и
подвижник. В прошлом - учитель математики, необыкновенный педагог, талантливый
журналист, историк-исследователь, возродивший из небытия имена сотен
архангельских крестьян-мучеников, пострадавших от коммунистического режима
только за то, что они были великими тружениками. Сейчас Николай Васильевич -
староста церковной общины храма Успения Пресвятой Богородицы (он расположен
рядом со знаменитой шатровой деревянной церковью в Лявле). Ее возрождение
связано с именем Суханова. Возможно, я буду не очень точна в названии, но именно
здесь есть единственный в епархии престол, освященный в память жертв
политических репрессий. И сделал это худощавый, небольшого роста человек. Но,
как мне представляется, титан по духу.
Союз несомненно талантливых и увлеченных своим делом людей позволил сделать
очень интересный цикл на довольно деликатную тему. Смотришь его, не отвлекаясь.
И не потому, что на наших экранах не хватает подобной информации. Совсем
наоборот - слишком много. Но излагают е е порой вульгарно, порой на уровне
неграмотных детей церковно-приходской школы ХIХ века. Но данная программа -
современная, динамичная. После просмотра возникает мысль: ну, почему она такая
короткая. И это - о передаче, где никто не бегает, не догоняет, не кричит.
Но зато беготни, оглушительных возгласов и всяческих кручений-верчений с
избытком в "Поморских стартах". Здесь Сергей Дроздов является не только режисс
ером и автором идеи проекта. В последнем выпуске из Ленского района он показал
себя ещ е с одной стороны - как оператор. Как можно было понять из титров,
снимали одной камерой (в Архангельске такие соревнования обычно записывают три).
Состязания сняты мастерски.
Казалось, камера находится в самой гуще событий: то, распластавшись на полу,
скользила, как лыжа, то пролезала в миниатюрные ворота. При том успевала
подметить многие детали. А уж о ярких детских эмоциях говорить не приходится.
Монтажные при емы, различные технические спецэффекты настолько удачно
вписывались в сами соревнования, настолько точно передавали накал борьбы, накал
страстей, что экранное время выглядело реальным. Когда в конце передачи один из
руководителей Ленского района сказал, что за два часа увидели столько
интересного, в это даже не верилось. В короткий промежуток было показано
практически вс е. И телевизионный вариант оказался достойным конкурентом
реальных соревнований.
Такие разноплановые программы, а ведущая роль в них - и генератора идей, и
исполнителя - принадлежит одному человеку! Талант - товар штучный. Наш
архангельский экран достаточно скуден и не может похвастаться работами авторов,
подобных Сергею Дроздову.
Некоторые творцы вынашивают сво е детище многие месяцы. Надеются, что получится
нечто экстраординарное. А в результате - "серый газон". Другие нацелены на
конкурсы и фестивали, практические не участвуя в повседневной, рутинной работе
телевидения. Чаще всего они добиваются поставленной цели: привозят дипломы,
звания лауреатов. Но их работ в эфире мы не видим. А если что-то и есть - то
откровенная халтура, чтобы заполнить эфирное время (нечто вроде "Молод ежного
канала", о "достоинствах" которого "ВП" рассказали полгода назад). Но мы-то с
вами смотрим телевизор каждый день и желаем видеть добротный продукт местного
телевидения не раз в году. Поэтому для архангельского зрителя передачи Сергея
Дроздова, словно глоток свежей колодезной воды.
Признаюсь, этот образ я подсмотрела. В последнем выпуске "Спаси и сохрани" есть
такой эпизод: мужчина вращает деревянный ворот, и из глубины черного от времени
сруба появляется тяж елое ведро. Подняв его, человек надолго припадает к нему,
пь ет, не отрываясь. В этом и смысл передачи - об истинах, способных утолить
нашу духовную жажду, - и смысл творчества самого Сергея Дроздова.
Н.Н.
| |