Пресса Архангельской области
 
931026200 931026200 931026200 -->


Версия для распечатки  
  

Ведомости Поморья
22 декабря 2004 (49)
Инф.

ТВ-рецензия

Почерк мастера

На минувшей неделе на канале "Двина", в четверг и пятницу, показали две работы режиссера Сергея Дроздова. Одна - "Спаси и сохрани", вторая - "Поморские старты".

"Защити, спаси, сохрани и помилуй" - так звучит молитва, которую произносят православные верующие. И знающие это могут догадаться, что создатели передачи "Спаси и сохрани" обращаются к самому сокровенному человека - его вере. Рассказ - о жизни нашей епархии, о возрождении храмов, церковных общин. Но чаще в кадр назойливо лезут руины некогда величественных строений и разор енная земля вокруг них, грязь, запустение. И тогда голос Сергея Дроздова (он сам читает закадровый текст) становится ж естким, возможно, даже агрессивным. Такое прочтение, как мне кажется, является сознательным приемом автора, одним из элементов передачи.

Это особенно выделяется на фоне других голосов. Практически все архангельские журналисты, которые в той или иной степени в своих работах касаются жизни клира, текст произносят мягко, почти умильно, даже с некоторой робостью. Возможно, потому, что плохо знают суть того, о ч ем рассказывают. В отличие от них, речевая манера Сергея Дроздова, если сначала и настораживает (чем, возможно, привлекает к себе внимание слегка утомл енного сериалами телезрителя), то потом заставляет вслушиваться в текст, во все глаза смотреть на экран. И если это делаешь, то понимаешь: телезрителю предлагают не очередное "дежурное" сообщение о начале поста, строгого или не очень. Ваш незримый собеседник хорошо знает, о чем рассказывает.

Когда я просмотрела несколько выпусков "Спаси и сохрани", то подумала, что ж есткость - своеобразная защитная реакция человека, который не может равнодушно рассказывать об увиденном. Кроме того, Архангельской епархии ещ е столько предстоит сделать, что страшно заглядывать в будущее. Но самое главное: как достучаться до человека. "Спаси и сохрани" - обращение не только к Создателю. Спасать и хранить себя должен, прежде всего, сам человек. Хранить и приумножать духовные богатства предшествующих поколений - такова главная мысль передачи. Ее создателей волнует именно это.

На экране я нередко вижу Николая Васильевича Суханова. Он удивительный человек и подвижник. В прошлом - учитель математики, необыкновенный педагог, талантливый журналист, историк-исследователь, возродивший из небытия имена сотен архангельских крестьян-мучеников, пострадавших от коммунистического режима только за то, что они были великими тружениками. Сейчас Николай Васильевич - староста церковной общины храма Успения Пресвятой Богородицы (он расположен рядом со знаменитой шатровой деревянной церковью в Лявле). Ее возрождение связано с именем Суханова. Возможно, я буду не очень точна в названии, но именно здесь есть единственный в епархии престол, освященный в память жертв политических репрессий. И сделал это худощавый, небольшого роста человек. Но, как мне представляется, титан по духу.

Союз несомненно талантливых и увлеченных своим делом людей позволил сделать очень интересный цикл на довольно деликатную тему. Смотришь его, не отвлекаясь. И не потому, что на наших экранах не хватает подобной информации. Совсем наоборот - слишком много. Но излагают е е порой вульгарно, порой на уровне неграмотных детей церковно-приходской школы ХIХ века. Но данная программа - современная, динамичная. После просмотра возникает мысль: ну, почему она такая короткая. И это - о передаче, где никто не бегает, не догоняет, не кричит.

Но зато беготни, оглушительных возгласов и всяческих кручений-верчений с избытком в "Поморских стартах". Здесь Сергей Дроздов является не только режисс ером и автором идеи проекта. В последнем выпуске из Ленского района он показал себя ещ е с одной стороны - как оператор. Как можно было понять из титров, снимали одной камерой (в Архангельске такие соревнования обычно записывают три). Состязания сняты мастерски.

Казалось, камера находится в самой гуще событий: то, распластавшись на полу, скользила, как лыжа, то пролезала в миниатюрные ворота. При том успевала подметить многие детали. А уж о ярких детских эмоциях говорить не приходится. Монтажные при емы, различные технические спецэффекты настолько удачно вписывались в сами соревнования, настолько точно передавали накал борьбы, накал страстей, что экранное время выглядело реальным. Когда в конце передачи один из руководителей Ленского района сказал, что за два часа увидели столько интересного, в это даже не верилось. В короткий промежуток было показано практически вс е. И телевизионный вариант оказался достойным конкурентом реальных соревнований.

Такие разноплановые программы, а ведущая роль в них - и генератора идей, и исполнителя - принадлежит одному человеку! Талант - товар штучный. Наш архангельский экран достаточно скуден и не может похвастаться работами авторов, подобных Сергею Дроздову.

Некоторые творцы вынашивают сво е детище многие месяцы. Надеются, что получится нечто экстраординарное. А в результате - "серый газон". Другие нацелены на конкурсы и фестивали, практические не участвуя в повседневной, рутинной работе телевидения. Чаще всего они добиваются поставленной цели: привозят дипломы, звания лауреатов. Но их работ в эфире мы не видим. А если что-то и есть - то откровенная халтура, чтобы заполнить эфирное время (нечто вроде "Молод ежного канала", о "достоинствах" которого "ВП" рассказали полгода назад). Но мы-то с вами смотрим телевизор каждый день и желаем видеть добротный продукт местного телевидения не раз в году. Поэтому для архангельского зрителя передачи Сергея Дроздова, словно глоток свежей колодезной воды.

Признаюсь, этот образ я подсмотрела. В последнем выпуске "Спаси и сохрани" есть такой эпизод: мужчина вращает деревянный ворот, и из глубины черного от времени сруба появляется тяж елое ведро. Подняв его, человек надолго припадает к нему, пь ет, не отрываясь. В этом и смысл передачи - об истинах, способных утолить нашу духовную жажду, - и смысл творчества самого Сергея Дроздова.

Н.Н.



Ведомости Поморья:
Свежий номер
Архив номеров
Об издании
Контакты
Реклама



Издания Архангельской области:

Правда Северо-Запада
МК в Архангельске




Авангард
АиФ в Архангельске
Архангельск
Архангельская лесная газета
Архангельская субботняя газета
Архангельский епархиальный вестник
Бизнес-класс
Бумажник
Важский край
Ваш личный доктор
Ведомости Поморья
Вельск-инфо
Вельские вести
Вести Архангельской области
Вестник космодрома
Вечерний Котлас
Вечерняя Урдома
Вилегодская газета
Витрина 42х40
Волна
Выбор народа
Горожанин
Голос рабочего
Графоман
Губернский лабиринт
Двина (лит. жур.)
Двиноважье
Двинская правда
Добрый вечер, Архангельск!
Единый Мир
Жизнь за всю неделю
Заря
Звезда
Звездочка
Земляки
Знамя
Знамя труда
Известия НАО
Инфопроспект
Каргополье
Коношские ведомости
Коношский курьер
Корабел
Коряжемский муниципальный вестник
Котласский бумажник
Красноборская газета
Курьер Беломорья
Лесной регион
Лесные новости
Ломоносовец
Маяк
Медик Севера
Мирный град
МК-Север
Моряк Севера
Моряна
Наш темп
Независимый взгляд
Новодвинский рабочий
Нэрм Юн
Онега
Пинежье
Плесецкие новости
Полезная газета Cевера
Поморский курьер
Правда Севера
Пульс города
Российская Газета
Рыбак Севера
Рубежъ
Север
Северный комсомолец
Северная корреспонденция
Северная магистраль
Северная широта
Северный рабочий
СМ. вестник
Смольный Буян
Троицкий проспект
Трудовая Коряжма
У Белого моря
Устьянский край
Устьянские Вести
Холмогорская жизнь
Частная Газета
Защита прав граждан
Вельская неделя