Пресса Архангельской области
 


Ведомости Поморья
7 апреля 2004 (13)
ДЕНИСОВА Ника

Гибсон неправильно распял Христа

Автор фильма "Страсти Христовы" оказался тайным поклонником Андрея Тарковского

Широкий прокат фильма Мэла Гибсона "Страсти Христовы" начнется в России 7 апреля - в Страстную cреду. В этот же день, кстати, он выйдет и на экраны Италии, где проходили основные съемки, поскольку в этом году наблюдается достаточно редкое совпадение в литургическом праздновании Пасхи - у западных христиан (католиков) и у восточных (православных).

Мировая премьера фильма "Страсти Христовы", состоявшаяся 25 февраля с.г., уже дала повод к ожесточенным дискуссиям во всех странах мира. Причем в эти дискуссии втянуты как представители конфессий, так и люди, достаточно далекие от каких-либо вероисповедных принципов.

На премьере фильма скончалась жительница американского города Вичита (штат Канзас) Пегги Лоу - во время сцены распятия у нее случился инфаркт. В бразильском городе Белу-Оризонти во время просмотра "Страстей Христовых" умер пресвитерианский пастор Хосе Геральдо Суарес. Мэла Гибсона критикуют за обилие в его фильме жестокости, крови и натурализма. Влиятельный кувейтский богослов Мухаммед Табтабаи призвал власти Объединенных Арабских Эмиратов запретить показ фильма "Страсти Христовы" в этой стране. Комиссия Епископальной конференции Франции подвергла критике фильм Мэла Гибсона. По мнению епископов, некоторые сцены насилия могут шокировать зрителей, а другие - вызвать антисемитские настроения.

В то же время представители Русской православной церкви сочли фильм вполне приемлемой экранизацией евангельского сюжета. "Картина Мэла Гибсона с его зрелищностью - сильнодействующее лекарство, он может заставить людей задуматься о событиях, произошедших две тысячи лет назад", - сказано в комментарии заместителя председателя Отдела внешних церковных связей Московского Патриархата. Уже поэтому очевидна необходимость в рассуждении о самом фильме и тех художественных принципах, которые были положены автором - Мэлом Гибсоном - в основу его создания, считает специалист по церковной археологии, преподаватель Свято-Тихоновского Богословского института Олег УЛЬЯНОВ.

"Он умер за всех нас"

Будучи старокатоликом по вероисповеданию, Мэл Гибсон неоднократно декларировал абсолютное следование документальным принципам в отображении последних 12 часов земной жизни Спасителя с той степенью достоверности, которую до нас доносит Евангелие. Для придания достоверности он даже прибег к беспрецедентному ходу - заставил своих героев говорить на тех языках, какими пользовались персонажи Писания. Родным языком Спасителя была галилейская разновидность западноарамейского языка, о чем свидетельствует Евангелие от Матфея. Примечательно, что в тех эпизодах, которые связаны с таинством, Спаситель говорит на древнееврейском языке. Это достоверно, поскольку в Евангелии от Луки есть указание, что во время богослужения в синагоге Иисус прочитал поучение из Пророков на древнееврейском. Дело в том, что древнееврейский язык был языком lingua sacra (священным), который употреблялся именно при таинствах и во время совершения обрядов.

Критики обвиняют Гибсона в излишнем нагнетании страстей, в мрачности атмосферы. При этом игнорируется краеугольный эпизод всего фильма - Тайная вечеря. Совершаемая трапеза была наполнена предвозвестием того, что произойдет в конце времен - в этом и состоял ее смысл. Нужно иметь в виду, что согласно традиционным раввинистическим толкованиям, нет никакого выкупа для народов. Выкуп ценой личной смерти существует, но только за отдельную семью. И впервые на Тайной вечере Спаситель о своей смерти говорит как об искупительной жертве за многих.

Это очень важный факт, поскольку, по еврейскому обычаю, перед казнью преступник приносил искупительную формулу лишь за свои грехи. Однако Христос уже во время крестной муки направляет молитву не на Израиль, но на палачей, т.е. "и за многих". Этот смысл страданий "за многих" очень точно показан в фильме. "Он умер за всех нас и служил всем нам. Пора вернуться к этому откровению, пока мир окончательно не сошел с ума", - сказал Мэл Гибсон.

Ошибка Гибсона

К сожалению, авторская трактовка и реконструкция событий отходит от действительных исторических фактов и реальных подробностей. Самый главный и разящий пример - это сцена Распятия. Надо сказать, что существуют очень точные свидетельства о том, как в ту эпоху происходила казнь на кресте. Об этом говорят и письменные источники, и иконография и сохранившиеся произведения живописи, которые можно сопоставить с тем, что воспроизводится в фильме, и обнаружить весьма серьезные разночтения в сценах бичевания, ведения на Крест и распятия.

Распятие, через которое Христос принял искупительную смерть за грехи многих, было самой позорной казнью, которой не знал иудейский закон. Иудаистское уголовное право того времени, записанное в мишнаитском трактате "Санхедрин" (синедрион), знало четыре смертные казни: побиение камнями, сожжение, смерть от меча и удавление. Практиковалось также и "повешение на древе", но только после совершенной казни, для увеличения позора. Поскольку иудеи были лишены римлянами "права меча" (право выносить смертный приговор), то Христа осудили на крестную казнь по римским законам. Обычная форма такого судейского приговора звучала так: "Иди на крест!".

В фильме "Страсти Христовы" Спасителя распинают навзничь на лежащем кресте, а затем уже его поднимают и укрепляют крест в земле. На самом деле, судя по дошедшим до нас историческим источникам, Распятие происходило совершенно иначе. Дело в том, что Христа поднимали на вбитый заранее в землю крест. Поднять до вершины и прибить гвоздями тело живого человека - очень нелегкое дело, для этого требовались некоторые приспособления. В связи с чем, к перекладине креста приставлялись лестницы, на них поднимались двое из исполнителей казни и при помощи веревок поднимали осужденного, а оставшиеся внизу помогали им.

О том, что Иисус был распят уже на укрепленном в землю кресте, свидетельствуют такие древние церковные и исторические авторитеты, как Киприан Карфагенский, Григорий Богослов, Иоанн Златоуст, Августин Блаженный, Нонн. Крест был невысоким, и ступни распятых находились недалеко от земли. Готовый крест перед казнью вкапывали нижним концом в землю, чтобы он прочно стоял в вертикальном положении, а не как показано в фильме Гибсона, где крест поднимают и вкапывают в землю вместе с прибитым к нему осужденным.

Страсти по Тарковскому

По всей видимости, столь недопустимая ошибка Мэла Гибсона в кульминационном моменте распятия связана с тем, что он как режиссер почувствовал большую внешнюю кинематографическую эффектность в поднятии Иисуса уже распятым на 70- килограммовом кресте. Не исключено, что на подобный режиссерский прием повлиял фильм "Страсти по Андрею" Андрея Тарковского, где сцена распятия снята именно таким образом - вначале распинают на кресте, лежащем на земле, а затем уже этот крест всей толпой поднимают за веревки.

Особенно сильно влияние известного фильма Тарковского о древнерусском иконописце Андрее Рублеве заметно в передаче реалистических подробностей творимого на экране насилия. Эпизод с пыткой ключаря Успенского собора во Владимире Патрикия (в исполнении Юрия Никулина), которому в фильме Тарковского вливают в горло кипящее олово, вполне сопоставим с картиной распятия у Гибсона, где кровь льется рекой, слышен хруст распинаемых костей и зритель воочию видит, как в тело забиваются

Крупным планом показаны руки, приколачивающие Христа гвоздями к кресту, - это руки самого режиссера. Устав от пересудов о том, кого именно он обвиняет своим фильмом в убийстве Христа - евреев или римлян - Гибсон таким образом решил снять все вопросы, приняв вину за сцену распятия на себя. Такой же подход присущ и Джеймсу Кэвизелу, исполнившему в фильме Гибсона роль Иисуса Христа, сказавшему, что "этот фильм не ищет виновных. Мы все виновны в смерти Христа. Мои грехи и ваши грехи возносят Его на тот Крест".



Ведомости Поморья:
Свежий номер
Архив номеров
Об издании
Контакты
Реклама



Издания Архангельской области:

Правда Северо-Запада
МК в Архангельске




Авангард
АиФ в Архангельске
Архангельск
Архангельская лесная газета
Архангельская субботняя газета
Архангельский епархиальный вестник
Бизнес-класс
Бумажник
Важский край
Ваш личный доктор
Ведомости Поморья
Вельск-инфо
Вельские вести
Вести Архангельской области
Вестник космодрома
Вечерний Котлас
Вечерняя Урдома
Вилегодская газета
Витрина 42х40
Волна
Выбор народа
Горожанин
Голос рабочего
Графоман
Губернский лабиринт
Двина (лит. жур.)
Двиноважье
Двинская правда
Добрый вечер, Архангельск!
Единый Мир
Жизнь за всю неделю
Заря
Звезда
Звездочка
Земляки
Знамя
Знамя труда
Известия НАО
Инфопроспект
Каргополье
Коношские ведомости
Коношский курьер
Корабел
Коряжемский муниципальный вестник
Котласский бумажник
Красноборская газета
Курьер Беломорья
Лесной регион
Лесные новости
Ломоносовец
Маяк
Медик Севера
Мирный град
МК-Север
Моряк Севера
Моряна
Наш темп
Независимый взгляд
Новодвинский рабочий
Нэрм Юн
Онега
Пинежье
Плесецкие новости
Полезная газета Cевера
Поморский курьер
Правда Севера
Пульс города
Российская Газета
Рыбак Севера
Рубежъ
Север
Северный комсомолец
Северная корреспонденция
Северная магистраль
Северная широта
Северный рабочий
СМ. вестник
Смольный Буян
Троицкий проспект
Трудовая Коряжма
У Белого моря
Устьянский край
Устьянские Вести
Холмогорская жизнь
Частная Газета
Защита прав граждан
Вельская неделя