Пресса Архангельской области
 
26675144 26675144 26675144 -->


Ведомости Поморья
2 июня 2004 (20)
ДАНИЛОВА Ирина

Вайншток покусился на Святое

Поморы рассердились на президента "Транснефти"

Архангельские поморы рассердились на президента "Транснефти" Семена Вайнштока. Правда, глава могущественного концерна об этом пока не знает. Вайншток заявил, что конечный пункт стратегического для России Западно-Сибирского нефтепровода может быть перенесен из Мурманска на мыс Святой Нос в Баренцевом море. "Но это же наша священная земля! - возмутился лидер Национально-культурной автономии поморов Архангельской области Павел Есипов. - По поморским преданиям, всякая хозяйственная деятельность на мысе Святой Нос грозит бедствиями и гибелью морских судов!"

Конечный пункт строительства нефтепровода из Западной Сибири пока не определен, сказал президент "Транснефти" Семен Вайншток 24 мая на брифинге в Санкт- Петербурге.

- Нужны глубокие экономические, технологические и инженерные проработки. Эта работа не на один месяц, - отметил он.

По словам главы "Транснефти", скорее всего, конечным пунктом нефтепровода будет не Мурманск, а пункт в Ненецком автономном округе.

- Среди наиболее вероятных вариантов в настоящее время рассматривается мыс Святой Нос, - уточнил Вайншток.

Идея нового пути экспорта нефти из Западной Сибири через глубоководный терминал в районе Мурманска принадлежит четырем российским компаниям: "ЛУКОЙЛу", "ЮКОСу", "Сибнефти" и ТНК. В ноябре позапрошлого года они подписали меморандум о взаимопонимании по вопросу этого мегапроекта. Предполагаемый объем транспортировки нефти по трубопроводной системе Западная Сибирь-Мурманск составит до 80 млн. тонн в год. Большая часть сырья будет поступать на рынки Западной Европы и Северной Америки. Рассматривалось два варианта маршрута: Западная Сибирь-Ухта-Мурманск протяженностью 3,6 тыс. км, и

Западная Сибирь-Уса-Мурманск (через Белое море) протяженностью 2,5

тыс. км. По предварительным расчетам, общая стоимость проекта в зависимости от выбранного маршрута составит от $3,4 млрд. до $4,5 млрд.

По мнению экспертов, реализация этого проекта обеспечит поставку российской нефти кратчайшим морским путем на рынки Северной Европы и США, а также полностью решит проблему дефицита экспортных мощностей для нефти, добываемой на севере Тимано-Печорской нефтегазоносной провинции и на шельфе Баренцева моря. Отсутствие экспортных терминалов, позволяющих отгружать танкерные партии в объеме 2 млн. баррелей и выше, является главной причиной, препятствующей масштабным поставкам российской нефти на американский рынок.

Этим мегапроектом заинтересовалось правительство России. В апреле прошлого года ряд министерств получил указание совместно с "Транснефтью" "приступить к разработке технико-экономического обоснования развития трубопроводной системы северного экспорта нефти (через Мурманск или иной порт на побережье Баренцева моря". Руководители четырех нефтяных компаний, инициировавших проект, встретили такое развитие событий с энтузиазмом. Вице-президент "ЛУКОЙЛа" Леонид Федун, в частности, выразил уверенность в том, что с вступлением нового нефтепровода в эксплуатацию "Россия будет играть на нефтяном рынке такую же геополитическую роль, как и Саудовская Аравия".

По словам президента концерна "Транснефть" Семена Вайнштока, новый маршрут - до Святого Носа - "будет намного короче прежнего, и интерес к этому нефтепроводу неоднократно проявляли в США". Кто именно интересовался, Вайншток не уточнил, но это, скорее всего, нефтяной концерн ConocoPhillips, чей интерес к созданию нового пути экспорта нефти аналитики называют закономерным: ведь проект ориентирован на поставки нефти в США, а американская компания сама добывает нефть в Ненецком автономном округе в рамках СП "Полярное сияние", где у ConocoPhillips 50% и 50% - у "Роснефти". Если труба из Западной Сибири пройдет через территорию НАО, то к ней можно будет подключить Харьягинское месторождение "ЛУКОЙЛа", "Полярное сияние" и других нефтедобытчиков. Такой маршрут позволит привлечь в систему примерно 20 млн. тонн дополнительной нефти и избежать прокладки трубы по дну Белого моря. Правда, куратор российских проектов ConocoPhillips Эрик Белл говорит, что пока российские нефтяники не делали официального предложения его компании поучаствовать в проекте.

Национально-культурная автономия поморов была создана вскоре после обнародования итогов Всероссийской переписи, в ходе которой 6524 жителя Архангельской области обозначили свою национальность как помор. Ученые считают поморов северной ветвью великороссов - потомками древних переселенцев из Новгородских и Московских земель на Белое море, которые здесь с XII века ловили рыбу, добывали морского зверя и занимались торговлей. Между тем, Национально-культурная автономия добивается признания поморов самостоятельным коренным народом, который по российскому законодательству имеет право на специальные платежи за использование природных ресурсов его территории. Особенно таких мест, как Святой Нос - мыс в Поморском проливе Баренцева моря, отделяющем остров Колгуев, где тоже добывают нефть, от материка. По поморским преданиям, на этом мысу обитает Святой Дух моря. Чтобы его умилостивить, поморы приносили жертвы и ставили обетные кресты. Английский мореплаватель Антоний Джениксон, побывавший на Святом Носу в июле 1557 года, писал, что "проходящие мимо суда имеют обыкновение в этом месте приносить жертвы мясом, маслом и другими съестными припасами, веря, что если этого не сделают, то лодья или карбас погибнет здесь".

- Священные земли коренных народов во всем мире защищаемы нормами международного права. - заявил Павел Есипов. - Члены автономии регулярно озвучивают протесты по фактам экологических нарушений на территории исторического Поморья, в том числе связанных с транспортировкой нефти. А теперь такой угрозе могут быть подвергнуты еще и святыни поморского народа!



Ведомости Поморья:
Свежий номер
Архив номеров
Об издании
Контакты
Реклама



Издания Архангельской области:

Правда Северо-Запада
МК в Архангельске




Авангард
АиФ в Архангельске
Архангельск
Архангельская лесная газета
Архангельская субботняя газета
Архангельский епархиальный вестник
Бизнес-класс
Бумажник
Важский край
Ваш личный доктор
Ведомости Поморья
Вельск-инфо
Вельские вести
Вести Архангельской области
Вестник космодрома
Вечерний Котлас
Вечерняя Урдома
Вилегодская газета
Витрина 42х40
Волна
Выбор народа
Горожанин
Голос рабочего
Графоман
Губернский лабиринт
Двина (лит. жур.)
Двиноважье
Двинская правда
Добрый вечер, Архангельск!
Единый Мир
Жизнь за всю неделю
Заря
Звезда
Звездочка
Земляки
Знамя
Знамя труда
Известия НАО
Инфопроспект
Каргополье
Коношские ведомости
Коношский курьер
Корабел
Коряжемский муниципальный вестник
Котласский бумажник
Красноборская газета
Курьер Беломорья
Лесной регион
Лесные новости
Ломоносовец
Маяк
Медик Севера
Мирный град
МК-Север
Моряк Севера
Моряна
Наш темп
Независимый взгляд
Новодвинский рабочий
Нэрм Юн
Онега
Пинежье
Плесецкие новости
Полезная газета Cевера
Поморский курьер
Правда Севера
Пульс города
Российская Газета
Рыбак Севера
Рубежъ
Север
Северный комсомолец
Северная корреспонденция
Северная магистраль
Северная широта
Северный рабочий
СМ. вестник
Смольный Буян
Троицкий проспект
Трудовая Коряжма
У Белого моря
Устьянский край
Устьянские Вести
Холмогорская жизнь
Частная Газета
Защита прав граждан
Вельская неделя