|
Ведомости Поморья
2 июня 2004 (20)
МИРОШНИЧЕНКО Евгения
Архангельский долгожитель
Старейший в России пароход открыл свою 93-ю навигацию
По Северной Двине вышел в свою 93-ю навигацию старейший в России колесный
пароход "Н.В. Гоголь". Я не ошиблась - именно пароход. Этого дедушку российского
флота до сих пор приводит в движение паровая машина мощностью 380 лошадиных сил,
установленная при строительстве судна на Сормовском заводе в Нижнем Новгороде в
1911 году.
При внушительных размерах - длина 71 метр, ширина 14 - у "Н.В. Гоголя"
маленькая, всего 1,4 метра осадка, что очень удобно для плавания по капризной,
со множеством мелей Северной Двине.
С 1911 года под флагом Северного пароходного общества "Котлас-Архангельск-
Мурман" он возил пассажиров, преодолевая путь от Вологды до Архангельска всего
за 82 часа. Путешествовали с комфортом: спальные каюты, библиотека, буфет.
Сейчас, кстати, по этому маршруту речной транспорт не ходит - дно реки перестали
углублять, вот она и обмелела.
В 1918 году большевики частный пароход национализировали, после чего он возил
пассажиров по той же реке, но под красным флагом вплоть до 1972 года, когда
старые колесники начали сдавать на металлолом. Из шести ходивших по реке
пассажирских пароходов повезло только "Гоголю" - вместо мартеновской печи он
попал на северодвинскую оборонную верфь "Звездочка", которая ремонтирует атомные
подводные лодки, и с тех пор служит корабелам плавучим домом отдыха. В конце
девяностых старинный пароход был подвергнут модному евроремонту: на нем
оборудовали 29 комфортабельных кают, салон, бар, зал игровых автоматов и даже
настоящую сауну.
Машинное отделение "Гоголя" напоминает филиал политехнического музея.
Громоздкая, со множеством рычагов, шатунов и трубок паровая машина лоснится от
смазки. В центре железного штурвала, которым включают задний или передний ход, -
литой герб Российской империи. Повсюду - медные пластинки с архаичными надписями
типа "Инжекцiонный кранъ".
- Машина родная, 1911 года выпуска, - утверждает капитан парохода Владимир
Новоселов. - Паровые котлы тоже родные, на заклепках собраны, сварки тогда не
было. Раньше их топили дровами - по 40 кубометров в сутки. Теперь переделали на
мазут. Механизмы сработаны крепко, 90 лет прослужили и еще столько прослужат.
Когда на "Звездочке" в 96-м году делали пароходу капитальный ремонт, то
усомнились: а российского ли производства эта паровая машина? Уж больно хорошего
качества, английская, наверное, или немецкая.
- Поехали на Сормовский завод, подняли в музее документы, - рассказывает
директор парохода "Гоголь" Олег Девятов. - Теперь никаких сомнений: весь
пароход, до последней заклепки, сделан российскими мастерами!
К слову: построили его на том самом заводе, рабочих которого пролетарский
писатель Максим Горький изобразил в своем революционном романе "Мать" как
сплошную пьянь.
По словам Олега Девятова, еще до того, как "Гоголь" открыл свою 93-ю навигацию,
все его рейсы на два месяца вперед уже были заказаны частными компаниями и
фирмами. Прогулки в уик-энд на старинном пароходе считаются в Архангельске самым
модным видом корпоративного отдыха. А областные власти непременно угощают
"Гоголем" российских и зарубежных VIPов, если, разумеется, они посетили
Архангельск летом.
Наверху, в рулевой рубке парохода, капитан Владимир Новоселов двинул
на "малый впередъ" ручки медного телеграфа и повернул узорчатый, из железных
полос с заклепками, штурвал. В тот же миг рулевая машина, спрятанная в
деревянной тумбе посреди рубки, чмокнула клапанами, зашипела паром, под кормой
лязгнул, поворачиваясь, руль, и пароход, шлепая плицами колес, отвалил от
причала.
| |