|
Ведомости Поморья
2 июня 2004 (20)
ЯНОВА Ксения
Кнут и пряник - это опасно
Вчера отмечался Международный день защиты детей. "Праздник семьи и детства" в
Петровском парке Архангельска, подарки малышам, высокие слова о счастливом
детстве и детских правах... А помнят ли взрослые о правах ребенка в другие дни
года? И как соблюдаются эти права? Об этом корреспондент "ВП" беседует со
специалистами Общественного правозащитного центра Архангельской области и Центра
психолого-педагогической и медико-социальной помощи детям и подросткам.
Галина ДУНДИНА, руководитель Общественного правозащитного центра Архангельской
области:
Дети не знают о своих правах
- Наш центр существует почти 14 лет, и в последнее время люди все чаще стали
обращаться за помощью, - рассказывает Галина Дундина. - С каждым годом нарушений
прав детей все больше. Чаще всего это происходит в семье и закрытых учреждениях.
Сейчас мы разбираем ситуацию, когда в одном из городских детских домов детей
просто избивают. Много нарушений прав в сфере образования. Да, без помощи
родителей школа не выживет, но сегодня они сами платят за учебники, пособия,
мероприятия, ремонт в школе, даже устройство в детский сад. Об этом не говорят,
но это нарушение прав.
- В чем причина таких массовых нарушений?
- Люди мало информированы. Дети и даже взрослые не знают о своих правах.
Сказывается экономическая обстановка в стране и городе. Родители либо занимаются
бизнесом (в этом случае им некогда воспитывать детей), либо пьют, ищут работу.
Элементарно - у родителей нет средств, а дети ходят голодные, это тоже нарушение
права на нормальную жизнь.
- Часто ли пострадавшие обращаются в суд?
- К нам обращаются дети, родители, педагоги, мы помогает людям разобраться в
ситуации, передать дело в суд, но не все идут на это. Дети не в состоянии
отстаивать свои права в суде, а взрослые порой этого боятся.
Осенью мы начинаем целевую программу "Способы защиты прав детей". Планируем
вести просветительскую работу с учителями и родителями, привлекать как можно
больше людей. Сейчас многие только говорят, имитируют защиту, а решать проблемы
нарушения прав надо комплексно: власть, школа, общество, родители, СМИ.
Татьяна ЛЯБЗИНА, заместитель директора Центра психолого-педагогической и медико-
социальной и помощи детям и подросткам: Права нарушаются повсеместно
- В мае мы подвели итоги конкурса среди школ "Я рисую свои права", -
рассказывает Татьяна Лябзина. - Школьники рисовали только те права, с которыми
чаще всего встречаются: право на жизнь, образование, бесплатное медицинское
обслуживание. Все остальные, такие как свобода взгляда, мнения, вероисповедания,
нашим детям не знакомы.
- С нарушением каких прав чаще всего сталкиваетесь на практике?
- Совершенно разных. К примеру, родители выгоняют ребенка из дома. Проявления
авторитаризма, запрет на мнения и интересы, насилие по отношению к ребенку -
типичные примеры. Иногда родители сами приходят к нам и, не осознавая, что
нарушают детские права, рассказывают: "Я поставила ему ультиматум". Бывают
случаи по нарушению права свободы совести. Например, родители заставляют ребенка
обратиться в свою веру, а он - против. Встречаются такие ситуации, когда
педагоги, решая какие-то проблемы между собой или с администрацией, втягивают
детей в это, манипулируют ими. По этическим причинам я не могу называть школы,
где желание снять директора было настолько сильным, что педагоги начали собирать
с детей жалобы, выискивать проблемы, излагать их на бумаге и заставлять детей
подписываться под этим заявлениями. Дети не всегда осознают, что их права
нарушаются.
- Но в школе им рассказывают о правах?
- В школе изучают граждановедение, на стенах вывешена концепция о правах
ребенка, но дети не чувствуют этого на практике. Могу ли я высказать свое мнение
учителю, не будет ли оно подавлено? Права на жизнь, образование, свободу
передвижения, отдых, досуг наиболее волнуют ребят. В каком возрасте чаще всего
нарушают права, сложно выявить, как правило, это совершается повсеместно. Потому
что рост агрессивности, авторитаризма и насилия сегодня очень высок. Мы
проводили исследование по насилию и увидели, насколько остро эта проблема стоит
в наших школах.
Елена ИЛЬИНА, психолог Центра психолого-педагогической и медико-социальной и
помощи детям и подросткам:
Обнимите малыша
- Отсутствие интереса к жизни, тревога, нежелание учиться, побеги из школы или
дома, - говорит психолог Елена Ильина о последствиях нарушения прав детей. - Во
внутреннем мире может меняться отношение к взрослым: нежелание общаться,
неверие, уход в себя или агрессивное поведение. Если постоянно нарушалось право
на неприкосновенность, ребенка наказывали физически, когда он вырастет, будет
так же бить своих детей. Маленькие девочки начинают курить - тоже может быть
одним из признаков нарушения прав, а мы на это зачастую не обращаем внимания.
Все ситуации настолько индивидуальны, что надо разбирать все детально.
- Какие ошибки чаще всего совершают родители?
- Симон Львович Соловейчик, замечательный педагог и основатель "Учительской
газеты" писал, что самое опасное - метод кнута и пряника, когда мы ребенка
хвалим, и тут же можем его ударить, оскорбить словом. В этом случае из ребенка
не вырастет успешный взрослый, он будет ждать удара, полностью не раскроет
своего потенциала. Вторая ошибка учителей и родителей - мы пытаемся любой ценой
добиться правды.
- Где найти "золотую" середину, как их воспитывать правильно, не нарушая прав и
не разрешая все подряд?
- Обними малыша, поговори с ним, спрашивай о чувствах, доверяй ему. Это путь
успеха, когда конфликты разрешаются мирным путем. Важна позиция "я о'кей и ты
о'кей", которая складывается из ценностей в семье, микроклимата в коллективе. В
семье должна удовлетворяться потребность ребенка быть принятым, уважаемым,
любимым. Важно подчеркнуть и раскрыть достоинства ребенка, а мы порой загоняем
его в тупик и начинаем искать недостатки. В семье нужна не жесткая дисциплина, а
разумные и гибкие правила. Помните - ребенок растет, поэтому и правила должны
меняться. Родители должны быть не авторитарами, а авторитетами.
В тему
Андрей МАКСИМЕНКО, методист Центра психолого-педагогической и медико-социальной
помощи детям и подросткам:
- В зависимости от того, где нарушаются права детей, они могут обратиться в
комиссию по правам несовершеннолетних, органы управления социальной защиты,
управления образования. Если совершены побои, первое, куда надо пойти - органы
внутренних дел. Если права были нарушены в школе, обращайтесь к классному
руководителю, социальному педагогу, завучу. Если не знаете, что делать, пойдите
к психологу, он гарантирует конфиденциальность, поможет сориентироваться и
подскажет, как действовать дальше.
| |