Пресса Архангельской области
 


Ведомости Поморья
23 июня 2004 (23)
БОЙКО Леонид

Жизнь Героя

Николай Шарыпов спас "Г. Седова", защищал Сталинград

и заслонил собою людей при аварии на московской стройке

В истории Архангельска, который празднует 420-летие, немало славных страниц. Одну из них вписал наш земляк Николай Сергеевич ШАРЫПОВ - самый молодой в истории СССР Герой Советского Союза, которому это звание было присвоено за мирный подвиг, первый и единственный уроженец Архангельска, чей портрет при жизни был помещен на почтовой марке страны.

Сегодня мы очень мало знаем о жизни нашего выдающегося земляка Николая Сергеевича Шарыпова. Отчасти причины этого и в том, что после войны он жил и скончался в Москве. Детей у него не было. Как распорядилась его документами, наградами, бумагами, перепиской, фотографиями вдова - Мая Александровна Берг- Александрова, - неизвестно. А без них чрезвычайно сложно восстановить его достоверную биографию, особенно последрейфового периода.

Ледяная купель

Подвиги Шарыпова неразрывно связаны с историей мирового мореплавания и России.. Он входил в единственный в истории СССР экипаж невоенного ледокольного парохода "Г.Седов", в полном составе (15 человек) удостоенный звания Героев. 16 июня 1937 года из Архангельска кочегаром он ушел на "Г.Седове" с научной экспедицией в Арктику. 23 октября 1937 года пароход затерли льды. Шарыпов оказался одним из 9 моряков, кто в ХХ веке на неприспособленном для этого судне вынес все тяготы 812-дневного дрейфа в Центральном арктическом бассейне (еще 6, перешедшие 29 августа 1938 года с ледокола "Ермак", дрейфовали 502 дня). Это он вместе с другим архангелогородцем, С.Д.Токаревым, работая в ледяной воде за бортом ночью 27 сентября 1938 года, своими самоотверженными действиями спас "Г.Седов" и всех на нем от неминуемой гибели. В эту ночь льды накренили "Г. Седова" на 30 . Через неисправное отверстие запасного холодильника, оказавшегося на полутораметровой глубине, стала поступать вода. Как рассказывал об этом капитан К.С. Бадигин, океан вгонял внутрь судна 25-30 тонн воды в час, а корабельный брандспойт выбрасывал за борт не более 10 тонн. В течение трех часов весь экипаж откачивал воду ручной помпой, пытаясь перекрыть течь изнутри. Это не улучшало положения. В два часа ночи машинист Николай Шарыпов и механик Сергей Токарев спустились за борт и закрыли отверстие большим пучком пакли, обмазанной тавотом. В течение 20 минут они барахтались в ледяной воде - минус 1,5 - при температуре воздуха минус 12 С.

Заслонил собою людей

За полтора года до кончины Героя у него дома, в Москве, побывала учительница В.Н. Ермакова из архангельской школы N6, в которой с 1924 по 1930 учился Коля Шарыпов. Она и поведала мне о беде, постигшей Николая Сергеевича уже после того, как он приезжал в Архангельск в октябре 1966 года на встречу легендарного парохода "Георгий Седов" из его последней, 57-й навигации. Вот фрагмент записи ее рассказа:

"Шарыпов работал на строительстве высотных зданий в Москве. Когда кран заводил на площадку монтажа бетонную плиту, соскочил или оборвался один из стропов и плита, изменив направление, полетела на строителей. Видевший это Николай Сергеевич метнулся ей навстречу и вновь собою заслонил людей: Получил тяжелые увечья. Ему ампутировали ногу".

Школьники просили учительницу задать вопрос: "Правда ли, что Герою не бывает страшно, а если нет, то какой самый страшный случай был в его жизни?".

Николай Сергеевич ответил:

"Страшнее всего было нырять ночью в ледяную воду под "Седова". Рядом с бортом находилась льдина толщиной почти в два моих роста. А "Седов" с креном в 30 градусов наклонен в ее сторону. Она могла меня расплющить о борт. Могла просто сойтись с бортом, и я не смог бы вынырнуть. Ничего более страшного в моей жизни не было!"

Напомним, что говорил это человек, даже не простудившийся тогда, после ледяной купели, но позже тяжело раненный на войне и потерявший ногу на стройке. Было ему с чем сравнивать, что страшнее.

Николай Сергеевич Шарыпов стал первым уроженцем Архангельска - Героем Советского Союза и единственным его уроженцем, чей портрет был помещен на почтовой марке СССР.

Война помешала быстрому изданию научных результатов дрейфа "Г. Седова". Но они увидели свет в 1946-51 гг. в 4 томах, обобщивших исследования седовцев и их наблюдения по большому спектру наук. Именно Коля Шарыпов много сил и изобретательности вложил в изготовление недостающих для научных исследований приспособлений и механизмов. Вот почему К.С. Бадигин в книге "На морских дорогах", где пятое место по частоте упоминаний занимает имя Шарыпова, скажет о нем: "Замечательный выдумщик, мастер на все руки, отважный человек".

Единственный в истории СССР

Мною установлено, что Николай Шарыпов родился не 19 декабря, как писали об этом справочники, а 15 ноября, т.е. по новому стилю 28 ноября 1915 года. На левом поле "Метрической книги Спасо-Введенского прихода" за 1915 год, где под N107 внесены сведения о рождении и крещении Шарыпова, чернилами сделана отметка: "Удостоверение для школы выдано 25/VII 24 г.". Именно тогда, видимо, и допустили ошибку, сопровождавшую его потом всю жизнь. В каждой метрической книге той поры 5-й столбец был "Имена родившихся". В строчке этого столбца против фамилии Шарыпова читаем: "Николай, въ честь св. Николая, празднуемаго церковiю 6 декабря". По невнимательности, приба-вив к этому числу 13 дней, а не к 15 ноября, реальному дню рождения Шарыпова, чиновник загса на всю жизнь "омолодил" будущего первого Героя - уроженца Архангельска - на 21 день. А через 9 лет после его смерти ошибочные день и месяц рождения в 100 000 экземпляров (вместе с еще 17 ошибками на 108 слов биографии Шарыпова) разнесли по миру составители изданного "Воениздатом" справочника "Герои Советского Союза".

Раз родился Шарыпов 15 (28).11.1915, а Героем стал 3.02.1940, то на мо-мент награждения было ему 24 года и 67 дней. Просмотрев почти 12 700 биографий Героев в двухтомном словаре "Герои Советского Союза", изданном "Воениздатом" в 1987- 1988 гг., сделал вывод: в истории СССР ни-кто, совершив подвиг в мирных условиях, не был удостоен за него звания Героя Советского Союза при жизни в возрасте более юном, чем Шарыпов! Уже этот факт биографии выдвигает Николая Сергеевича Шарыпова в ряд личностей, которыми всегда будет гордиться Россия.

Пора увековечить его имя

Николай Шарыпов родился и взрослел в центре Архангельска - на улице Поморской; после 6-го класса школы N6 учился в Соломбале - в школе морского ученичества (ныне морской профессиональный лицей им. С.Н. Орешкова) на машиниста и слесаря. На "Красной кузнице" в 1933-34 гг. восстанавливал для арктических экспедиций поднятый со дна Кандалакшского залива "Садко". Звание Героя Советского Союза заслужил, помогая исследовать Северный морской путь. Старшина 2-й статьи Шарыпов добровольцем ушел под Сталинград, где командовал взводом разведки.

16 декабря 2004 года исполнится 25 лет, как ушел из жизни Н.С. Шарыпов, а 28 ноября 2005 года - 95 лет со дня его рождения. Даты эти напоминают, что давно пора достойно увековечить имя Н.С. Шарыпова в топонимах Архан-гельска, а имя участника Сталинградской битвы, получившего в ходе нее тяжелое ранение и два боевых ордена, должно по праву занять свое место на стеле Героев у Вечного огня в Архангельске.

Спасая в ночь на 27 сентября "Г. Седов", архангелогородец Николай Сергеевич Шарыпов спасал и всю его команду. В ее составе были тогда уроженцы трех республик СССР, а на сегодня - трех независимых государств: России, Белоруссии и Украины. Вот почему я предлагаю общественности Архангельска и Архангельскому землячеству в Москве выступить с ходатайством перед Академией наук Украины с просьбой, чтобы одному из вновь открытых Крымской Астрофизической обсерваторией небесных тел было дано имя седовца, активного участника изучения Арктики, участника 812-дневного дрейфа на л/п "Г. Седов", участника Великой Отечественной войны, самого молодого в истории СССР человека, удостоенного звания Героя Советского Союза при жизни за мирный подвиг, первого уроженца Архангельска, удостоенного этого звания, - Николая Сергеевича Шарыпова (15(28) ноября 1915 - 16.12.1979).

БОЙКО Леонид, историк, председатель правления Архангельского регионального общества дружбы с народами зарубежных стран



Ведомости Поморья:
Свежий номер
Архив номеров
Об издании
Контакты
Реклама



Издания Архангельской области:

Правда Северо-Запада
МК в Архангельске




Авангард
АиФ в Архангельске
Архангельск
Архангельская лесная газета
Архангельская субботняя газета
Архангельский епархиальный вестник
Бизнес-класс
Бумажник
Важский край
Ваш личный доктор
Ведомости Поморья
Вельск-инфо
Вельские вести
Вести Архангельской области
Вестник космодрома
Вечерний Котлас
Вечерняя Урдома
Вилегодская газета
Витрина 42х40
Волна
Выбор народа
Горожанин
Голос рабочего
Графоман
Губернский лабиринт
Двина (лит. жур.)
Двиноважье
Двинская правда
Добрый вечер, Архангельск!
Единый Мир
Жизнь за всю неделю
Заря
Звезда
Звездочка
Земляки
Знамя
Знамя труда
Известия НАО
Инфопроспект
Каргополье
Коношские ведомости
Коношский курьер
Корабел
Коряжемский муниципальный вестник
Котласский бумажник
Красноборская газета
Курьер Беломорья
Лесной регион
Лесные новости
Ломоносовец
Маяк
Медик Севера
Мирный град
МК-Север
Моряк Севера
Моряна
Наш темп
Независимый взгляд
Новодвинский рабочий
Нэрм Юн
Онега
Пинежье
Плесецкие новости
Полезная газета Cевера
Поморский курьер
Правда Севера
Пульс города
Российская Газета
Рыбак Севера
Рубежъ
Север
Северный комсомолец
Северная корреспонденция
Северная магистраль
Северная широта
Северный рабочий
СМ. вестник
Смольный Буян
Троицкий проспект
Трудовая Коряжма
У Белого моря
Устьянский край
Устьянские Вести
Холмогорская жизнь
Частная Газета
Защита прав граждан
Вельская неделя