|
Ведомости Поморья
23 июня 2004 (23)
БОЙКО Леонид
Жизнь Героя
Николай Шарыпов спас "Г. Седова", защищал Сталинград
и заслонил собою людей при аварии на московской стройке
В истории Архангельска, который празднует 420-летие, немало славных страниц.
Одну из них вписал наш земляк Николай Сергеевич ШАРЫПОВ - самый молодой в
истории СССР Герой Советского Союза, которому это звание было присвоено за
мирный подвиг, первый и единственный уроженец Архангельска, чей портрет при
жизни был помещен на почтовой марке страны.
Сегодня мы очень мало знаем о жизни нашего выдающегося земляка Николая
Сергеевича Шарыпова. Отчасти причины этого и в том, что после войны он жил и
скончался в Москве. Детей у него не было. Как распорядилась его документами,
наградами, бумагами, перепиской, фотографиями вдова - Мая Александровна Берг-
Александрова, - неизвестно. А без них чрезвычайно сложно восстановить его
достоверную биографию, особенно последрейфового периода.
Ледяная купель
Подвиги Шарыпова неразрывно связаны с историей мирового мореплавания и России..
Он входил в единственный в истории СССР экипаж невоенного ледокольного парохода
"Г.Седов", в полном составе (15 человек) удостоенный звания Героев. 16 июня 1937
года из Архангельска кочегаром он ушел на "Г.Седове" с научной экспедицией в
Арктику. 23 октября 1937 года пароход затерли льды. Шарыпов оказался одним из 9
моряков, кто в ХХ веке на неприспособленном для этого судне вынес все тяготы
812-дневного дрейфа в Центральном арктическом бассейне (еще 6, перешедшие 29
августа 1938 года с ледокола "Ермак", дрейфовали 502 дня). Это он вместе с
другим архангелогородцем, С.Д.Токаревым, работая в ледяной воде за бортом ночью
27 сентября 1938 года, своими самоотверженными действиями спас "Г.Седов" и всех
на нем от неминуемой гибели. В эту ночь льды накренили "Г. Седова" на 30 . Через
неисправное отверстие запасного холодильника, оказавшегося на полутораметровой
глубине, стала поступать вода. Как рассказывал об этом капитан К.С. Бадигин,
океан вгонял внутрь судна 25-30 тонн воды в час, а корабельный брандспойт
выбрасывал за борт не более 10 тонн. В течение трех часов весь экипаж откачивал
воду ручной помпой, пытаясь перекрыть течь изнутри. Это не улучшало положения. В
два часа ночи машинист Николай Шарыпов и механик Сергей Токарев спустились за
борт и закрыли отверстие большим пучком пакли, обмазанной тавотом. В течение 20
минут они барахтались в ледяной воде - минус 1,5 - при температуре воздуха
минус 12 С.
Заслонил собою людей
За полтора года до кончины Героя у него дома, в Москве, побывала учительница
В.Н. Ермакова из архангельской школы N6, в которой с 1924 по 1930 учился Коля
Шарыпов. Она и поведала мне о беде, постигшей Николая Сергеевича уже после того,
как он приезжал в Архангельск в октябре 1966 года на встречу легендарного
парохода "Георгий Седов" из его последней, 57-й навигации. Вот фрагмент записи
ее рассказа:
"Шарыпов работал на строительстве высотных зданий в Москве. Когда кран заводил
на площадку монтажа бетонную плиту, соскочил или оборвался один из стропов и
плита, изменив направление, полетела на строителей. Видевший это Николай
Сергеевич метнулся ей навстречу и вновь собою заслонил людей: Получил тяжелые
увечья. Ему ампутировали ногу".
Школьники просили учительницу задать вопрос: "Правда ли, что Герою не бывает
страшно, а если нет, то какой самый страшный случай был в его жизни?".
Николай Сергеевич ответил:
"Страшнее всего было нырять ночью в ледяную воду под "Седова". Рядом с бортом
находилась льдина толщиной почти в два моих роста. А "Седов" с креном в 30
градусов наклонен в ее сторону. Она могла меня расплющить о борт. Могла просто
сойтись с бортом, и я не смог бы вынырнуть. Ничего более страшного в моей жизни
не было!"
Напомним, что говорил это человек, даже не простудившийся тогда, после ледяной
купели, но позже тяжело раненный на войне и потерявший ногу на стройке. Было ему
с чем сравнивать, что страшнее.
Николай Сергеевич Шарыпов стал первым уроженцем Архангельска - Героем Советского
Союза и единственным его уроженцем, чей портрет был помещен на почтовой марке
СССР.
Война помешала быстрому изданию научных результатов дрейфа "Г. Седова". Но они
увидели свет в 1946-51 гг. в 4 томах, обобщивших исследования седовцев и их
наблюдения по большому спектру наук. Именно Коля Шарыпов много сил и
изобретательности вложил в изготовление недостающих для научных исследований
приспособлений и механизмов. Вот почему К.С. Бадигин в книге "На морских
дорогах", где пятое место по частоте упоминаний занимает имя Шарыпова, скажет о
нем: "Замечательный выдумщик, мастер на все руки, отважный человек".
Единственный в истории СССР
Мною установлено, что Николай Шарыпов родился не 19 декабря, как писали об этом
справочники, а 15 ноября, т.е. по новому стилю 28 ноября 1915 года. На левом
поле "Метрической книги Спасо-Введенского прихода" за 1915 год, где под N107
внесены сведения о рождении и крещении Шарыпова, чернилами сделана отметка:
"Удостоверение для школы выдано 25/VII 24 г.". Именно тогда, видимо, и допустили
ошибку, сопровождавшую его потом всю жизнь. В каждой метрической книге той поры
5-й столбец был "Имена родившихся". В строчке этого столбца против фамилии
Шарыпова читаем: "Николай, въ честь св. Николая, празднуемаго церковiю 6
декабря". По невнимательности, приба-вив к этому числу 13 дней, а не к 15
ноября, реальному дню рождения Шарыпова, чиновник загса на всю жизнь "омолодил"
будущего первого Героя - уроженца Архангельска - на 21 день. А через 9 лет после
его смерти ошибочные день и месяц рождения в 100 000 экземпляров (вместе с еще
17 ошибками на 108 слов биографии Шарыпова) разнесли по миру составители
изданного "Воениздатом" справочника "Герои Советского Союза".
Раз родился Шарыпов 15 (28).11.1915, а Героем стал 3.02.1940, то на мо-мент
награждения было ему 24 года и 67 дней. Просмотрев почти 12 700 биографий Героев
в двухтомном словаре "Герои Советского Союза", изданном "Воениздатом" в 1987-
1988 гг., сделал вывод: в истории СССР ни-кто, совершив подвиг в мирных
условиях, не был удостоен за него звания Героя Советского Союза при жизни в
возрасте более юном, чем Шарыпов! Уже этот факт биографии выдвигает Николая
Сергеевича Шарыпова в ряд личностей, которыми всегда будет гордиться Россия.
Пора увековечить его имя
Николай Шарыпов родился и взрослел в центре Архангельска - на улице Поморской;
после 6-го класса школы N6 учился в Соломбале - в школе морского ученичества
(ныне морской профессиональный лицей им. С.Н. Орешкова) на машиниста и слесаря.
На "Красной кузнице" в 1933-34 гг. восстанавливал для арктических экспедиций
поднятый со дна Кандалакшского залива "Садко". Звание Героя Советского Союза
заслужил, помогая исследовать Северный морской путь. Старшина 2-й статьи Шарыпов
добровольцем ушел под Сталинград, где командовал взводом разведки.
16 декабря 2004 года исполнится 25 лет, как ушел из жизни Н.С. Шарыпов, а 28
ноября 2005 года - 95 лет со дня его рождения. Даты эти напоминают, что давно
пора достойно увековечить имя Н.С. Шарыпова в топонимах Архан-гельска, а имя
участника Сталинградской битвы, получившего в ходе нее тяжелое ранение и два
боевых ордена, должно по праву занять свое место на стеле Героев у Вечного огня
в Архангельске.
Спасая в ночь на 27 сентября "Г. Седов", архангелогородец Николай Сергеевич
Шарыпов спасал и всю его команду. В ее составе были тогда уроженцы трех
республик СССР, а на сегодня - трех независимых государств: России, Белоруссии и
Украины. Вот почему я предлагаю общественности Архангельска и Архангельскому
землячеству в Москве выступить с ходатайством перед Академией наук Украины с
просьбой, чтобы одному из вновь открытых Крымской Астрофизической обсерваторией
небесных тел было дано имя седовца, активного участника изучения Арктики,
участника 812-дневного дрейфа на л/п "Г. Седов", участника Великой Отечественной
войны, самого молодого в истории СССР человека, удостоенного звания Героя
Советского Союза при жизни за мирный подвиг, первого уроженца Архангельска,
удостоенного этого звания, - Николая Сергеевича Шарыпова (15(28) ноября 1915 -
16.12.1979).
БОЙКО Леонид, историк, председатель правления Архангельского регионального
общества дружбы с народами зарубежных стран
| |