|
Ведомости Поморья
23 июня 2004 (23)
ПОПОВА Анна
Только спокойствие...
Россияне прячутся от реальной жизни в телевизор
Исследовательская компания "Комкон" опубликовала результаты изучения
психографической структуры аудиторий телеканалов. Согласно этому исследованию,
чем меньше уровень благосостояния зрителей и чем менее они уверены в своем
будущем, тем чаще они отдают предпочтение "официальным" каналам. В то же время
даже небольшое изменение статуса влияет на выбор "кнопки". Так, категории
обывателей и новаторов - людей практичных и, соответственно, стремящихся к
престижу - чаще всего выбирают развлекательные каналы. Таким образом, становится
очевидна тенденция: россияне все больше тяготеют к тем телеканалам, которые
позволяют им "отключиться" от реальной жизни.
Данные исследования оказались довольно предсказуемыми. О том, что россияне хотят
получать "ровную" информацию, можно было судить по результатам опроса Romir
Monitoring, который проводился осенью прошлого года. У 39% респондентов из всех
СМИ наибольшее доверие вызывало именно центральное телевидение, при этом оно
значительно опередило прессу (8%) и радио (7%). 20% сообщили, что не доверяют ни
одному из СМИ. По мнению специалистов, опрошенных RBC daily, такой большой
кредит доверия объясняется тем, что россияне готовы принимать официальную
позицию государства по поводу происходящих событий, прекрасно осознавая, что она
может существенно отличаться от реальной. Фактически речь шла о том, что
происходящее вокруг все меньше волнует зрителей, которые попросту не хотят
волноваться или сопереживать кому-то.
Новый опрос исследовательской группы "Комкон" еще раз подтвердил это мнение,
показав, насколько оно зависимо от социального статуса и уровня благосостояния
человека. В частности, исследование показало, что "хронически" бедные и
смирившиеся со своим состоянием (так называемые выживающие) телезрители чаще
всего выбирают каналы "Культура" (20,8% из этой категории), "Россия" (19,6%) и
Первый (19,2%). В то же время обыватели (практичные и самодостаточные люди)
отдают предпочтение "России" (15,6%), СТС (15,5%) и Первому (15,4%). Картина
меняется, когда исследование касается более обеспеченных слоев населения. Так,
категория новаторов (энергичные, стремящиеся к престижу люди) выбирает каналы
MTV (18,2%), "Спорт" (15,1%) и СТС (14%), а достигшие успеха (высокообеспеченные
и преуспевающие респонденты) акцентируют свое внимание прежде всего на MTV
(17%), на каналах "Спорт" (15,4%) и НТВ (13,3%).
- Прослеживается тенденция, при которой часть телезрителей предпочитают получать
информацию, не вызывающую у них беспокойства, - говорит руководитель отдела
медиаисследований исследовательского холдинга Romir Monitoring Андрей Дутов. - В
этом отношении несомненные лидеры - те же Первый, "Россия" и "Культура". Если у
первых двух информационное вещание находится в согласии с властными структурами,
то "Культура" - один из немногих каналов, который уходит от политики, а ядро его
аудитории составляют представители интеллигенции.
Особняком стоят лишь представители среднего класса.
- Зрители, относящиеся к группе состоятельных, имеют отличную от других групп
потребностную систему, - считает Андрей Дутов. - В силу этого их не устраивает
официозное вещание, преимущественно информационное, основных федеральных
каналов.
Сходного мнения придерживается и главный редактор журнала "Искусство кино"
Даниил Дондурей.
- Чем абстрактнее телевещание, не связанное с реальной жизнью, тем лучше, -
считает он. - Кроме того, на ситуацию влияет и устоявшееся представление о том,
что первые два канала - это настоящая жизнь, которой нельзя увидеть, например,
на местном телевидении.
Стремление российских телезрителей к нейтральной информации г-н Дондурей
называет желанием развлечься. Складывается ощущение, что россияне действительно
все меньше воспринимают телевидение как источник информации, способной
заинтересовать или подвигнуть на проявление каких-либо эмоций.
- Существует тенденция к стремлению уйти в информационную нишу, которая может
защитить от излишних отрицательных эмоций и беспокойства, - говорит Андрей
Дутов.
| |