Пресса Архангельской области
 


Версия для распечатки  
  

Ведомости Поморья
25 августа 2004 (32)
КНЯЗЕВА Анастасия

Наружка

Как и многие обыватели, я привыкла предвзято относиться к архангельским вариациям на тему наружной рекламы. С одной стороны, собственные эстетические воззрения. С другой - подозрение, сколько это все стоит. Плюс мартовские выборы.

От грязи и навязчивости горожане отходили долго. И вдруг, оглянувшись, я увидела, что город преобразился. Серые заборы долгостроев запестрели яркими плакатами. И на щитах вдоль архангельских улиц симпатичные вещички появились. Не только смотришь без ужаса, но и запоминаешь кое-что. Так что же такое наружная реклама в Архангельске, если оценивать здраво? И какой она будет завтра?

Кич

- Город перенасыщен крупноформатной рекламой, - уверена главный художник управления архитектуры и градостроительства мэрии Архангельска Галина Гуляева. - Современный рынок рекламных технологий - это красивые изящные формы, продуманные с точки зрения дизайна и вписывающиеся в городскую среду. Как правило, с внутренней или внешней подсветкой. Но мы в рекламный рынок вошли совсем недавно, и нам к этому еще надо идти. Рекламные агентства должны заработать какие-то средства, чтобы реклама стала более изощренной.

Гуляева называет и еще одну "болезнь" архангельской наружной рекламы - скученность.

- Есть "вкусные" места, которые нравятся рекламщикам. И там скапливаются щиты, тумбы, все столбы увешаны рекламой. Такое нагромождение смотрится стихийным, случайным. Примитивное сочетание рекламы колбасы, сапог, парикмахерской считалось правильным в купеческом городе начала прошлого века. Сейчас пора уходить от такого базара, люди перестают реагировать на рекламу, когда ее слишком много, - считает Гуляева.

Председатель Архангельского отделения Союза художников Андрей Лазурко о наружной рекламе может говорить долго: в молодости он готовил себя к карьере именно в этой области.

- Тогда художников кормили партия и правительство. Это лозунги, растяжки, агитки к любому событию, - вспоминает Лазурко. - Раньше в каждом магазине был художник. Он числился неизвестно кем, но к каждому празднику профессионально оформлял магазин. В каждом городе был худсовет, без утверждения которого ничего нового в городе появиться не могло. И эти люди хорошо делали свою работу, потому что отвечали своим именем, своим положением. Потом вся идеология рухнула.

И момент, когда активно начала развиваться коммерческая наружная реклама, художники проспали. В нее пришли люди со знанием компьютерных технологий, но без художественной культуры, художественного вкуса. Поэтому сейчас рекламой правит капитал, талантливые менеджеры и торговцы. А о том, что есть правила цвета, есть правила композиции, о том, что человеческий мозг воспринимает окружающее только так, как воспринимает, и никак иначе, забыли.

По мнению Лазурко, в архангельской наружной рекламе господствуют "кич, дурновкусие".

- От счастливых негров на рекламе торговой сети я вздрогнул, -говорит художник. - Огромные выцветшие растяжки колбасы напрочь отшибают у человека с хорошей зрительной памятью желание пробовать продукт этой марки. А поздравление ко Дню города, на котором неизвестный мне человек говорит, что "с него идет"? Меня так и подмывает стребовать с него то, что он мне как горожанину пообещал. Но понятно, конечно, что ничего не стребую. Да и что причитается с него, каждый понимает в меру своих фантазий.

Лазурко считает удачным экран на пересечении улиц Воскресенской и Тимме, а вот экран на главпочтамте, по его мнению, рушит архитектуру здания. Сегодня, в силу ли подобных замечаний, в силу ли нерентабельности, этот экран разбирают.

Эффект присутствия

- Архангельская область не самый удобный регион для работы в рекламе, - считает исполнительный директор самого крупного в области оператора наружной рекламы агентства "Норд-Медиа" Алексей Ершов. Международные бренды оценивают города по потенциальной аудитории. Архангельск имеет тупиковое положение: здесь нет проходных трасс, относительно небольшая численность населения.

Местные заказчики еще не готовы платить. Наружка - это все-таки серьезные разовые затраты, недешевое обслуживание. Тем не менее за два последних года количество конструкций "Норд-Медиа" увеличилось вдвое, темпы по городу пропорциональны.

Несмотря на то, что наружную рекламу в городе гораздо проще хулить, чем хвалить, можно назвать ряд плюсов, которые она несет горожанам.

- Все возмущены тем, что рекламщики сносят деревья, которые закрывают щиты. Но мало кто знает, что мы стараемся убирать только старые тополя, которые в любой момент могут рухнуть сами, и, конечно, высаживаем кратное количество полезных для города деревьев, - рассказывает исполнительный директор "Норд- Медиа". - Мы тоже живем в этом городе, мы не варвары. Мы поправляем заборы, разбиваем клумбы.

Это мелочи, на которые у города никогда не хватает денег. Кроме того, мы стараемся закрыть не самые красивые места города. На Талажском шоссе, по дороге из аэропорта, например, в самом неприглядном виде стоял Кузнечевский строительный комбинат. Мы закрыли территорию большими яркими щитами. Все наши конструкции освещены. При постоянном отсутствии света на ночных улицах это дополнительный источник освещения.

Еще повод для размышления. Помните обилие поздравлений горожанам ко Дню города? Замечаете на улицах интересную социальную рекламу?

- Социальная реклама в Архангельске не проплачивается муниципалитетом, - сообщил Ершов. - На День города, например, мы разместили порядка 30 билбордов с поздравлениями, плюс тумбы. Мы старались создать праздничное настроение, отметили любимую команду "Водник", сделали ретроспективу фотографий. Мы сотрудничаем с ГИБДД, Госнарко контролем, различными общественными организациями. Это наша социально активная позиция, я считаю.

Остается основная функция наружной рекламы - маркетинговое продвижение товаров и услуг. Простой пример: в регион приходит крупная компания мобильной связи ОАО "Вымпелком-Р", владелец сети "Би-Лайн GSM". И основную ставку компания делает именно на наружную рекламу.

- Для компании, которая только вышла на рынок, важно создать эффект присутствия, -говорит менеджер по маркетингу архангельского филиала ОАО "Вымпелком-Р" Алексей Филиппов. - Любое выступление в СМИ можно не заметить, а мимо билборда не проедешь. Понятно, что разные люди ездят и ходят по разным улицам, но как раз для этого в городе размещается не один щит, а создается адресная программа.

Человек, видя рекламу на знакомых зданиях, невольно воспринимает фирму как что- то местное. Второй плюс - большое число контактов. Конечно, горожанин постепенно привыкает к тому, что изображено на щите, перестает обращать на него внимание, поэтому каждый месяц надо менять рекламный постер.

Сначала на наших щитах, если помните, была девушка в тельняшке, сейчас мы крупно даем сам тариф. Третье - брандмауэр, крышные конструкции позволяют создать положительный образ компании. На них нет информации о товарных акциях. Продвигается бренд, торговая марка. То есть мы видим логотип и слоган. Это важно с точки зрения имиджевой рекламы.

За четыре года, с 2000-го по 2003-й, налоговые поступления от наружной рекламы выросли в десять раз и составили 2 миллиона 856 тысяч рублей, сообщает исполняющая обязанности директора департамента финансов и казначейского исполнения бюджета мэрии Валентина Богданова. В 2004 году бюджет города уже получил от рекламных агентств 1 миллион 850 тысяч рублей.

Переломный период

- Я думаю, мы сейчас на переломном периоде, когда рекламные агентства созрели для изменения курса, начали понимать свою ответственность перед городом, - говорит главный художник Архангельска Галина Гуляева. - И начали ставить задачу понравиться горожанам, а не просто захватить рынок. Закрывать глаза на то, что реклама будет, нельзя, она уже есть, поэтому надо работать, чтобы она стала лучше.

Сейчас заявка на установку рекламной конструкции обрабатывается несколько месяцев. Управление архитектуры и градостроительства оценивает внешний вид рекламы, просчитывает, возможна ли на этом месте установка конструкции. Существуют нормы ГИБДД, "Водоканала", "Артелекома" и так далее.

Если по всем параметрам щит проходит, управление требует фотомонтаж, чтобы решить, загораживает ли щит архитектуру, сочетается ли с рядом стоящей рекламой. Каждый щит проходит очень мощное сито. Из 30-50 заявок остается 2-3.

- К нам на согласование приносят интересные игровые конструкции, они скоро появятся на улицах города, - говорит Галина Гуляева. - Идет разговор о кровельных, крышных установках. Сложность в том, что крыши не были рассчитаны на такие современные конструкции и вряд ли их выдержат. Агентства готовы делать ремонт. Все предложения мы обсчитываем, потому что они должны быть выгодны не только рекламщикам, но и людям, которые живут в этом доме, округу, городу.

На перекрестке Воскресенская-Тимме есть запущенный уголок, заросший мать-и- мачехой, посреди - полуразрушенный старый бетонный столб, обклеенный театральной рекламой. Управление архитектуры предложило "Норд-Медиа" благоустроить этот пятачок. Столб превратить в неожиданный для Архангельска рекламный носитель, выложить плиточную дорожку, поставить скамеечки.

- Из города постепенно уйдет отрицательный монотонный опыт рекламщиков, - уверена Гуляева. - Мы уже видим в Архангельске смелые, оригинальные, веселые решения. Мы идем к очень разнообразной, сюжетной рекламе.



Ведомости Поморья:
Свежий номер
Архив номеров
Об издании
Контакты
Реклама



Издания Архангельской области:

Правда Северо-Запада
МК в Архангельске




Авангард
АиФ в Архангельске
Архангельск
Архангельская лесная газета
Архангельская субботняя газета
Архангельский епархиальный вестник
Бизнес-класс
Бумажник
Важский край
Ваш личный доктор
Ведомости Поморья
Вельск-инфо
Вельские вести
Вести Архангельской области
Вестник космодрома
Вечерний Котлас
Вечерняя Урдома
Вилегодская газета
Витрина 42х40
Волна
Выбор народа
Горожанин
Голос рабочего
Графоман
Губернский лабиринт
Двина (лит. жур.)
Двиноважье
Двинская правда
Добрый вечер, Архангельск!
Единый Мир
Жизнь за всю неделю
Заря
Звезда
Звездочка
Земляки
Знамя
Знамя труда
Известия НАО
Инфопроспект
Каргополье
Коношские ведомости
Коношский курьер
Корабел
Коряжемский муниципальный вестник
Котласский бумажник
Красноборская газета
Курьер Беломорья
Лесной регион
Лесные новости
Ломоносовец
Маяк
Медик Севера
Мирный град
МК-Север
Моряк Севера
Моряна
Наш темп
Независимый взгляд
Новодвинский рабочий
Нэрм Юн
Онега
Пинежье
Плесецкие новости
Полезная газета Cевера
Поморский курьер
Правда Севера
Пульс города
Российская Газета
Рыбак Севера
Рубежъ
Север
Северный комсомолец
Северная корреспонденция
Северная магистраль
Северная широта
Северный рабочий
СМ. вестник
Смольный Буян
Троицкий проспект
Трудовая Коряжма
У Белого моря
Устьянский край
Устьянские Вести
Холмогорская жизнь
Частная Газета
Защита прав граждан
Вельская неделя