Пресса Архангельской области
 


Ведомости Поморья
7 декабря 2005 (47)
БРЫЗГАЛОВ Виктор

День Георгиевских кавалеров

Высшая награда русской армии считается "спящим" орденом

Послезавтра исполняется 236 лет со дня учреждения высшей награды русской армии - Военного ордена Святого Великомученика и Победоносца Георгия. В русской армии этот день, 26 ноября (по старому стилю), отмечался как праздник Георгиевских кавалеров. Сохранились свидетельства о праздновании дня Георгиевских кавалеров в Архангельске в 1916, 1918 и 1919 годах.

14 ноября 1916 г. под председательством губернатора С.Д. Бибикова состоялось собрание особой комиссии, на котором было рассмотрено предложение вице- председателя Георгиевского комитета Н.А. Добровольского по устройству 26 ноября народного Георгиевского праздника. Уездному воинскому начальнику и полицмейстеру г. Архангельска было поручено оповестить о предстоящем празднике всех проживающих в Архангельске и его окрестностях георгиевских кавалеров. Результатом их трудов стал примечательный во всех отношениях материал, выявленный в фондах Государственного архива Архангельской области О.И. Корнеевой, заместителем директора архива: "Списки лиц, имеющих георгиевские награды".

В списке значатся 156 георгиевских кавалеров. Наиболее примечательны два кавалера: Степанов Павел Гаврилович - капитан 1-го ранга, имеющий офицерский Георгиевский крест 4-й степени, пенсионер, проживающий по Набережной Северной Двины, в квартире, расположенной в здании Торгово-мореходного училища; а также Кобылин Яков Никитич - прапорщик 3-й батареи 55-й артиллерийской бригады, в отпуску, имеющий Георгиевские кресты всех 4 степеней и Георгиевские медали.

Степанов 8-й Павел Гаврилович, служивший лейтенантом на канонерской лодке "Кореец", был награжден 16 апреля 1904 - "В воздаяние геройского подвига, совершенного чинами мореходной канонерской лодки "Кореец" в бою при Чемульпо 27- го января сего года, совместно с крейсером I ранга "Варяг", против неприятеля, значительно превосходившего их силою и числом". В 1906 г. Павел Гаврилович вышел в отставку и получил назначение начальником Бакинского училища дальнего плавания. Через три года, в конце августа 1909 г., капитан I ранга, в отставке, был назначен начальником Архангельского торгово-мореходного училища, которым руководил шесть лет, до 1915 г., и передал руководство училищем генерал-майору Престину Константину Ивановичу.

Кобылин Яков Никитич родился в 1880(?) г. в селе Карпогорское Никитинской волости Пинежского уезда. После увольнения из армии в 1916 г. проживал в Архангельске (пр. Троицкий, дом Кобылина) у своего брата Александра Никитича Кобылина, совладельца лесопромышленного товарищества "Кобылин-Лунд".

Накануне праздника, 25 ноября 1916 г., во всех приходских церквях были отслужены панихиды по павшим героям второй отечественной войны. 26 ноября после литургии и торжественного молебна в Кафедральном соборе на Соборной площади состоялся парад местных воинских частей - роты Архангельской дружины и Архангельского флотского полуэкипажа. В параде приняли участие учащиеся старших классов местных учебных заведений с оркестром музыки Ломоносовской гимназии. По пути следования георгиевских кавалеров жители города приветствовали их национальными и георгиевскими флажками. Затем в городской думе состоялся прием георгиевских кавалеров. После этого в кинематографе один из местных педагогов прочел им лекцию о значении Георгиевского праздника, об учреждении ордена Св. Георгия. Кроме того, начиная с вечера субботы, 26 ноября, и весь день 27 в Архангельске производился кружечный сбор на образование фонда для воспитания и обучения детей павших георгиевских кавалеров.

С установлением на Севере власти белогвардейцев и интервентов, одним из первых ее шагов стало восстановление воинских наград, существовавших ранее в Российской империи, и возобновление Георгиевского праздника. Что и было сделано в Архангельске 9 декабря 1918 г. Из воспоминаний генерал-губернатора Северной области В.В. Марушевского: "По программе праздника предполагалось устроить молебен, парад и общий обед Георгиевских кавалеров в казармах мобилизованного полка. Наступил торжественный день, когда я вновь в строю увидел русские войска, в уставных порядках, с офицерами на местах. Первое впечатление, когда я подходил к строю, было хорошее. Полком командовал полковник Шевцов, израненный герой- доброволец, любимец и солдат, и офицеров. Полк был чисто одет и хорошо стоял шпалерами кругом Соборной площади. Я подошел к первой роте и, по обычаю, громко поздоровался с людьми. Мне ответили кое-как. При ближайшем рассмотрении все оказалось много хуже, чем представлялось издали. Лица солдат были озлоблены, болезненны и неопрятны. Длинные волосы, небрежно одетые головные уборы, невычищенная обувь. Все это бросалось в глаза старому офицеру, и видна была громадная работа, которую надо было сделать, чтобы взять солдат в руки. Все эти мелочи имеют громадное значение и вовсе не надо было быть Шерлоком Холмсом, чтобы определить, что в этой части солдаты дурно едят, шляются по ночам, не имеют достаточного количества авторитетных начальников из унтер-офицеров, которые ведут их, что одиночное обучение отсутствует, что дисциплины в части нет. Вторая половина батальона на мое приветствие не ответила. Pотные командиры доложили, что люди не обучены общим ответам. Артиллерийский дивизион - в отличном виде. Видны здоровые лица людей, прекрасная пригонка обмундирования, люди имеют бодрый и веселый вид. Все в порядке. Автомобильная рота в строевом отношении хуже, но вид у людей здоровый, отдохнувший и незлобный: Так или иначе, но этот памятный мне парад я довел до конца, обошел строй с духовенством и подал команду к церемониальному маршу. Парад принял, по званию главнокомандующего, генерал Айронсайд, рядом с которым стоял Николай Васильевич Чайковский, как председатель правительства области. По окончании парада состоялся обед в казармах полка для всех без исключения кавалеров. Офицеры, представители правительства и военные представители союзных войск обедали в отдельном помещении, но тут же, в непосредственной близости солдат".

В третий и последний раз праздник, но с иной тональностью, был отмечен в Архангельске зимой 1919 г. Из воспоминаний полевого военного прокурора Северной области С.Ц. Добровольского: "26 ноября по старому стилю я был приглашен в солдатский клуб на обед Георгиевских Кавалеров - офицеров и солдат. Около 600 человек уселось за столы, у которых прислуживали дамы женского патриотического союза. Обед состоял из трех блюд: борща с пирогом, котлет с картофелем и какао, а для провозглашения тостов был предложен горячий глинтвейн. Под звуки оркестра обед прошел чрезвычайно дружно и оживленно, при образцовом порядке, который был внесен деятельностью чрезвычайно умело прислуживавших представительниц женского патриотического союза. Здравица Главнокомандующего за георгиевских кавалеров была покрыта могучим "ура", после чего солдаты посадили его на стул и, пронеся по всему помещению, долго качали".

Свидетельствует начальник артиллерии Двинского фронта Н.П. Зеленов: "26 ноября, в день Георгиевского праздника, солдаты Двинского фронта, кавалеры Георгиевских крестов и медалей собрались в клубе-хате, устроили митинг и вынесли резолюцию - настаивать перед Главнокомандующим о созыве земско-городских деятелей и послали на имя Главнокомандующего соответственную телеграмму. Штаб не нашел ничего лучшего, как замолчать этот факт. Генерал Миллер всячески старался отклонить этот съезд. Левые группы не стеснялись пользоваться демагогическими средствами - был пущен слух в войсках, что общественность, желая прекратить ненужную братоубийственную войну, хочет настоять на означенном съезде, дабы найти компромисс и войти в переговоры с большевиками, т. к. с падением Колчака, Деникина и Юденича пропадает смысл борьбы - в одной Северной Области - бедной людьми и иными ресурсами. Фронт с удовлетворением подхватил это нашептывание".

Может быть, сегодня имеет смысл возродить эту давнюю традицию: отмечать 9 декабря торжествами, посвященными кавалерам ордена Святого Великомученика и Победоносца Георгия, кавалерам ордена Славы и кавалерам ордена Трудовой Славы?

БРЫЗГАЛОВ Виктор, КОЛТОВОЙ Евгений



Ведомости Поморья:
Свежий номер
Архив номеров
Об издании
Контакты
Реклама



Издания Архангельской области:

Правда Северо-Запада
МК в Архангельске




Авангард
АиФ в Архангельске
Архангельск
Архангельская лесная газета
Архангельская субботняя газета
Архангельский епархиальный вестник
Бизнес-класс
Бумажник
Важский край
Ваш личный доктор
Ведомости Поморья
Вельск-инфо
Вельские вести
Вести Архангельской области
Вестник космодрома
Вечерний Котлас
Вечерняя Урдома
Вилегодская газета
Витрина 42х40
Волна
Выбор народа
Горожанин
Голос рабочего
Графоман
Губернский лабиринт
Двина (лит. жур.)
Двиноважье
Двинская правда
Добрый вечер, Архангельск!
Единый Мир
Жизнь за всю неделю
Заря
Звезда
Звездочка
Земляки
Знамя
Знамя труда
Известия НАО
Инфопроспект
Каргополье
Коношские ведомости
Коношский курьер
Корабел
Коряжемский муниципальный вестник
Котласский бумажник
Красноборская газета
Курьер Беломорья
Лесной регион
Лесные новости
Ломоносовец
Маяк
Медик Севера
Мирный град
МК-Север
Моряк Севера
Моряна
Наш темп
Независимый взгляд
Новодвинский рабочий
Нэрм Юн
Онега
Пинежье
Плесецкие новости
Полезная газета Cевера
Поморский курьер
Правда Севера
Пульс города
Российская Газета
Рыбак Севера
Рубежъ
Север
Северный комсомолец
Северная корреспонденция
Северная магистраль
Северная широта
Северный рабочий
СМ. вестник
Смольный Буян
Троицкий проспект
Трудовая Коряжма
У Белого моря
Устьянский край
Устьянские Вести
Холмогорская жизнь
Частная Газета
Защита прав граждан
Вельская неделя



-->