Пресса Архангельской области
 


Ведомости Поморья
18 января 2006 (1)
КАНДЫБО Вера

Замахнулись на "Ричарда"

В Архангельском драмтеатре готовят громкую премьеру

20 января в Архангельском театре драмы состоится премьера - "Ричард III" Вильяма Шекспира в постановке режиссера Петра Суворова. Такая сложная пьеса давно не ставилась на местной сцене. Уже сейчас понятно: спектакль вызовет немало споров. К тому же в главной роли - директор театра Александр Дунаев. До "этапного" события осталось несколько дней. Журналистское любопытство привело корреспондента "ВП" на репетицию многообещающей постановки.

Оказалось, репетируют "Ричарда" в здании драмтеатра, несмотря на то, что играть актеры будут на уже ставшей вторым домом сцене Большого зала филармонии.

Добраться до репетиционного зала не так-то просто. Ремонт в здании идет полным ходом: вокруг побелка, штукатурка, главная сцена разобрана.

Лестница, переходы, пыльный коридор: На ходу вспоминаю свои впечатления от пьесы Шекспира: страшно, ощущение обреченности, жалость. Пьеса настолько тяжелая, что решиться ставить ее - серьезное заявление. Запутываешься в бесконечных персонажах, противоречивости чувств и эмоций: Пришли.

Актеры ждут режиссера, кто-то повторяет текст. Практически все пространство зала занимает деревянная витиеватая конструкция в три яруса - последний почти упирается в потолочную балку. Подобно этой будет выглядеть и сцена филармонии. Конечно, не случайно. Ярусы и соединяющие их лестницы визуально подчеркивают идею пьесы - стремление человека к высшей ступени - власти. "Стремление к власти и потворство злу. Не зло само по себе, а именно потворство злу" - так обозначает идею постановки главный режиссер Архангельского театра драмы Петр Суворов.

Начинается репетиция. Актеры не в сценических костюмах, нет должного освещения, но чувствуется мощная энергия, идущая со сцены.

Режиссер внимательно следит за игрой, почти бесшумно повторяет за актерами фразы, пропускает их через себя, пытаясь интуитивно понять, поверят зрители или нет.

"Не спеши, подожди", - спокойно, почти шепотом, подсказывает Суворов. Потом поднимается на сцену, ходит вместе с актерами, пытаясь уловить нужную интонацию, правильный жест.

"Должна быть связь между тобой и ребятами. Внутренняя", - объясняет он Людмиле Советовой, играющей Елизавету.

Одна из кульминационных сцен: реплика, музыка и: "Сильней музыку!.. Еще больше!" - кричит Петр Анатольевич (голос повышает единственный раз за двухчасовую репетицию).

Кстати, музыка подобрана достаточно неожиданно: шекспировская Англия XVI века живет на фоне музыки конца XX-го: Питер Гэбриел, Рик Уайкман, Карл Орф...

- Музыка современная, и перевод довольно современный. Мы начали с одним переводом работать, а потом я вдруг зашел в книжный магазин и случайно нашел перевод Бена. Он более понятный, - поясняет режиссер.

Текст пьесы сложен как для понимания, так и для заучивания. Возможно, поэтому и выпадают из памяти актеров реплики, а иногда и целые монологи.

В "Ричарде" чувствуется какая-то мистическая сила, и у спектакля "загадочная судьба". Даже замысел постановки, по признанию режиссера, возник "как-то спонтанно, интуитивно". И актеры, и режиссер признаются, что на протяжении работы над пьесой (репетируют "Ричарда" еще с начала июня) приходится постоянно сталкиваться с неприятностями как на работе, так и в личной жизни. К примеру, на финишную прямую режиссер Петр Суворов вышел с гипсом. "Руку сломал в театре. Шел вечером поздно, споткнулся", - рассказал он.

По словам Петра Анатольевича, "Ричард III" - спектакль этапный". И для него как режиссера, и для театра. "Спектакль очень непростой, яркий, я сделал все, что мог", - признается он.

Самая сложная, безусловно, роль - Ричарда III - досталась директору драматического театра Александру Дунаеву. Причем с выбором актера на Ричарда у режиссера "не было никаких сомнений".

- Мы от него пошли, - поясняет Петр Суворов. - В Саше есть даже какие-то недостатки Ричарда. Это очень откровенная вещь, можно сказать, он идет на определенную исповедь. Мы работаем сейчас как будто в последний раз.

- Каким вы хотите показать Ричарда?

- Это человек, который придумал не ту идею. Не злодей, а человек, который ошибся в выборе концепции. Он даже в каком-то плане страдающий человек.

По словам Александра Дунаева, спектакль - "определенный этап в творческой жизни".

- Такая роль! Многие к ней пристраиваются. Сейчас у Райкина спектакль сделан, - рассказал Александр Антонович.

- Смотрели?

- Нет, я не видел. У нас ребята ездили - смотрели. У него, скорее всего, спектакль сделан на одного актера, все остальные не нужны. А у нас все-таки постановка не просто про Ричарда, а больше про окружение. Здесь общество очень важно: как они ему потворствуют, как они его боятся, как выборы проходят. Да какие выборы - народ помычал что-то: И сейчас все так происходит, во всем играют.

- Злость, предательство, убийства, страдания... Нет страха перед ролью?

- Наоборот. Как раз хочется понять Ричарда, понять психологию зла. Он обижен природой, поэтому обижен на весь свет, на то, что в мирные дни он никому не нужен. А ведь он смелый воин, но уродство сломало его как человека. Он сознательно идет на то, чтобы стать злодеем: "Я зло творю и сам кричу про зло". Ричард - сломленный человек, который решил добиться власти, потому что ему не хватает внимания. Ему кажется, что, когда он станет королем, будет и внимание. Но в жизни все по-другому: страх за свое место приводит к тому, что его убивают. "Ричард III" - это действительно трагедия. А трагедия - это всегда конфликт с Богом, с творцом. И здесь Ричард идет против творца. Он говорит, что "против меня был Бог, закон и совесть, а для меня есть дьявол и притворство". Важно, что это трагедия, и важно, чтобы она слушалась и была понятна. Нужно найти правильный тон - чтоб не было смешно, понимаете. Материал интересный, мощный, сильный:

- А люди привыкли к легкому, "про любовь". Не боитесь, что не поймут?

- Я думаю, должны понять. Тем более если мы перенесем энергию пьесы в зал, а я думаю, мы это сделаем. От этой пьесы можно получить больше, нежели от комедии - эмоциональное потрясение бывает разное. Мы не должны идти на поводу у зрителя, мы должны его тащить за собой. Иначе можем скатиться: Был такой момент, когда театр почти развалился - мы потеряли зрителей. Но потихонечку с каждым годом их число все увеличивается. К этой пьесе мы сложно шли. Кто-то верит, что получится, кто-то - не верит.

- А вы?

- Я уже сейчас на сто процентов уверен, что получится.

Мнение специалиста

Наталья ЗАХАРОВА, кандидат филологических наук, преподаватель зарубежной литературы

"Ричард III" Шекспира - пьеса сложная. Во-первых, принцип построения очень интересный: театр в театре - и это нужно сохранить. Ричард тоже всеми играет, при этом он еще тонкий психолог.

Интерес к историческим хроникам Шекспира возрос в наше время. Они злободневны в переломные эпохи, политически пестрое время. Сейчас пьеса очень современно звучит. Наши дни - период политических неувязок: чувствуется острая борьба за власть, даже на уровне регионов. Но нужно постараться поставить так, чтобы пьеса зазвучала.

Встает вопрос и с текстом: сохранять ли его полностью. В современных постановках пьеса целиком обычно не звучит, иначе спектакль будет идти очень долго. С другой стороны, если сократить текст, можно упустить что-то важное.

"Ричард III" из хроник самая знаменитая. У пьесы очень богатая история постановки: это и английские, например, с Лоуренсом Оливье, и русские, в частности - с Михаилом Ульяновым или Константином Райкиным в главной роли, в 80- 90-е - очень яркая постановка тбилисского театра. Эта пьеса предполагает сильный состав труппы: важен каждый актер, даже эпизодические персонажи.

Радует, что в последнее время наш театр обращается к серьезным произведениям мировой классики. Посмотрим, что получится:

КАНДЫБО Вера, ГОЛЕНИЩЕВ Алексей (фото)



Ведомости Поморья:
Свежий номер
Архив номеров
Об издании
Контакты
Реклама



Издания Архангельской области:

Правда Северо-Запада
МК в Архангельске




Авангард
АиФ в Архангельске
Архангельск
Архангельская лесная газета
Архангельская субботняя газета
Архангельский епархиальный вестник
Бизнес-класс
Бумажник
Важский край
Ваш личный доктор
Ведомости Поморья
Вельск-инфо
Вельские вести
Вести Архангельской области
Вестник космодрома
Вечерний Котлас
Вечерняя Урдома
Вилегодская газета
Витрина 42х40
Волна
Выбор народа
Горожанин
Голос рабочего
Графоман
Губернский лабиринт
Двина (лит. жур.)
Двиноважье
Двинская правда
Добрый вечер, Архангельск!
Единый Мир
Жизнь за всю неделю
Заря
Звезда
Звездочка
Земляки
Знамя
Знамя труда
Известия НАО
Инфопроспект
Каргополье
Коношские ведомости
Коношский курьер
Корабел
Коряжемский муниципальный вестник
Котласский бумажник
Красноборская газета
Курьер Беломорья
Лесной регион
Лесные новости
Ломоносовец
Маяк
Медик Севера
Мирный град
МК-Север
Моряк Севера
Моряна
Наш темп
Независимый взгляд
Новодвинский рабочий
Нэрм Юн
Онега
Пинежье
Плесецкие новости
Полезная газета Cевера
Поморский курьер
Правда Севера
Пульс города
Российская Газета
Рыбак Севера
Рубежъ
Север
Северный комсомолец
Северная корреспонденция
Северная магистраль
Северная широта
Северный рабочий
СМ. вестник
Смольный Буян
Троицкий проспект
Трудовая Коряжма
У Белого моря
Устьянский край
Устьянские Вести
Холмогорская жизнь
Частная Газета
Книгочей
Защита прав граждан
Вельская неделя



-->