Пресса Архангельской области
 


Версия для распечатки  
  

Вельск-инфо
13 апреля 2005 (15)
Инф.

Память детства

Преклоняюсь перед светлой памятью моих родителей: отца - Давыдова Алексея Васильевича, мамы - Давыдовой Анастасии Николаевны, первого учителя - Ивана Ивановича Шастунова, военрука Павлины Павловны Куклиной; учителей - Юлии Семеновны Баудер, Анастасии Ефимовны (их всех уже нет в живых) и тех, кто погиб на войне, не вернувшись к своим детям, тех немногих живых, перенесших все тяготы войны и тыла.

Не было бы их, не было бы и нас. Это и побудило меня взяться за перо - отдать свой долг перед всеми, кто достоин памяти.

Великая Победа у нас одна на всех.

Куваш - небольшая станция. Таких железнодорожных станций много на севере. Все шло своим чередом, как вчера, как неделю и месяц назад. Шли без остановки составы из Воркуты, груженные углем, лесом, бое-припасами. Наступил последний час работы начальника станции Алексея Васильевича. Казалось, этот короткий зимний день закончится, как обычно. Ничто не предвещало тревоги. И тем не менее, отправив последний пассажирский поезд, он почувствовал что-то такое, холодящее душу. Что это? Может, дальний стук уходящего поезда по промерзлым рельсам? Или тоскливый вой голодной волчьей стаи? Постоял, прислушался: Вот быстро идет его жена Настя, освещая себе путь фонарем "Летучая мышь". Мычит корова в хлеву. И вдруг у бани мелькнула тень и сгинула в темноте. Случилось все мгновенно. Не размышляя, Алексей Васильевич бросился в темноту, к бане. "Тенью" оказался диверсант, заброшенный к нам в тыл:

Рано утром Колька проснулся от холода и, нащупав под собой одеяло, быстро залез под него с головой. Услышав голоса и топот ног, глянул одним глазом - к столу подошли отец с геологом и сели на стоящий в углу сундук. До слуха донеслись отдельные слова. И все же Колька для себя уяснил: отец поймал диверсанта, который находился сейчас в "дежурке". Охраняет его дежурный с собакой, из Вельска вызвана спецгруппа.

Когда отец ушел, поеживаясь, Колька прошлепал к окну, постоял ровно столько, чтобы убедиться, что станция не сгинула, не ухнула в тартарары, и вернулся к своей кровати. Сунув ноги в настывшие за ночь валенки, оделся и пошел в школу, которая находилась в лесопункте, в двух километрах от станции. Несмотря на крепкий мороз, Колька шел себе и шел, пока не оказался у дверей школы. В холодной раздевалке его встретила уборщица тетя Клава: "Господи! Да что же это такое!" - горестно покачала она головой и повела Кольку к себе в комнату, на ходу растирая ему лицо и руки. Помогла раздеться, усадила, сама села рядышком на табуретку: "Ну, что, Коленька, в школу пришел. Закрыта сегодня школа, отменили уроки". Коля встал, вздохнув в недоумении, собрался уходить. Но тут открылась дверь и вошел учитель Иван Иванович. "Замерз?" - спросил он. Колька посмотрел на стену и с неловкостью сказал: "Мама в хлев ушла - у нас корова отелилась. А папа с геологом ночью диверсанта поймали". "Вот и ладно. Вот и хорошо!" - сказал Иван Иванович и положил свою руку на худенькие Колькины плечи. Не мог тогда Колька знать, что видит своего учителя в последний раз. Через две недели, когда он температурил, Иван Иванович Шастунов ушел добровольцем на фронт. Шли дни за днями. Все ждали весточки от Ивана Ивановича. Ждал ее и Колька. В школе после ухода учителя стало как-то неуютно, скучно, тоскливо. Классы совместили: первый с третьим, второй с четвертым. Колькина душа не принимала такой перестановки. Упал интерес к школе, к учебе, не радовала и чернильная таблетка, выменянная у Васьки за стакан молока. Васька с сестрой Нинкой и матерью эвакуировались из Москвы. Жили они у нас в соседней комнате. У них ничего не было. Уроки Васька готовил с лучиной. Иногда Кольке удавалось поделиться с ним семилинейной лампой, заправленной керосином. Но всякий раз прибегала старшая сестра Зинка и, буркнув "больно жирно", отбирала лампу.

За окнами стоял март, когда получили весточку от Ивана Ивановича. Письмо читала Юлия Семеновна - учительница первого и третьего классов. Иван Иванович сообщал, что враг потерял в боях много техники и живой силы. Большие потери несут пока и наши части, но бойцы верят в победу. Враг будет разбит! После уроков решили написать всем классом ответ своему учителю. Зазвенел звонок. Большая перемена. Дежурные Колька и Васька принесли ведро с супом и стали разливать его в приготовленные алюминиевые миски. Суп был грибной с картошкой. Горячие обеды для учащихся в то время были большим подспорьем, хотя и ели суп без хлеба. Картошку выращивали на пришкольном участке. Летом и осенью собирали ягоды и грибы и лекарственные травы. Зачинщиками всех хороших дел были пионеры. Как и уговорились, после уроков сели писать ответ учителю. "Дорогой Иван Иванович! Сейчас у нас идет подписка на заем. Мы все, как один, подписались. Самый большой вклад по займу внесла Тоня Мостолыгина. Бейте крепче проклятых фашистов! Берегите себя, скорей возвращайтесь с победой! Обещаем Вам хорошо учиться. Очень, очень Вас ждем! С пламенным пионерским приветом: председатель Совета отряда - Конева Люба, пионеры - Козицына Сима, Белоусова Надя, Давыдова Галя, Жарков Вася, Козюберда Толя:" Письмо подписали 25 школьников, и оно в тот же день было отправлено на фронт. Двумя днями позже учащиеся Кувашской начальной школы послали бойцам две посылки с теплыми вещами, которые собрали у населения. Часть из этих вещей была связана в долгие зимние вечера руками самих ребят и их родителей.

...Часто ночами Колька долго не мог уснуть и все думал: а вдруг не вернется мать с дежурства - нападет на нее диверсант. А как же Зинка? Пойдет она в Синегу получать по карточкам хлеб, и вдруг этот злодей отнимет у нее хлебушек: Дума о хлебе все усиливалась. Колька страшно хотел есть. "Хоть бы маленький кусочек", - мечтал он. Но хлеба не было ни крошки. И он это знал. Полученного же по карточкам за декаду хватало на три дня. В остальные - лепешки из картофельных выжимок. С думой о хлебе вставали и с ней же ложились спать в те далекие горькие годы. Кончилась война. Не до-ждались ребята своего любимого учителя - геройской смертью пал он, защищая Родину.

В память о нем пионеры обошли все дома, вырезали из фанеры звездочки, покрасили их и прибили к домам погибших фронтовиков - этим семьям нужна помощь.

Прошло 60 лет. Ничто не забыто: Мы помним тебя, Учитель!



Вельск-инфо:
Свежий номер
Архив номеров
Об издании
Контакты
Реклама



Издания Архангельской области:

Правда Северо-Запада
МК в Архангельске




Авангард
АиФ в Архангельске
Архангельск
Архангельская лесная газета
Архангельская субботняя газета
Архангельский епархиальный вестник
Бизнес-класс
Бумажник
Важский край
Ваш личный доктор
Ведомости Поморья
Вельск-инфо
Вельские вести
Вести Архангельской области
Вестник космодрома
Вечерний Котлас
Вечерняя Урдома
Вилегодская газета
Витрина 42х40
Волна
Выбор народа
Горожанин
Голос рабочего
Графоман
Губернский лабиринт
Двина (лит. жур.)
Двиноважье
Двинская правда
Добрый вечер, Архангельск!
Единый Мир
Жизнь за всю неделю
Заря
Звезда
Звездочка
Земляки
Знамя
Знамя труда
Известия НАО
Инфопроспект
Каргополье
Коношские ведомости
Коношский курьер
Корабел
Коряжемский муниципальный вестник
Котласский бумажник
Красноборская газета
Курьер Беломорья
Лесной регион
Лесные новости
Ломоносовец
Маяк
Медик Севера
Мирный град
МК-Север
Моряк Севера
Моряна
Наш темп
Независимый взгляд
Новодвинский рабочий
Нэрм Юн
Онега
Пинежье
Плесецкие новости
Полезная газета Cевера
Поморский курьер
Правда Севера
Пульс города
Российская Газета
Рыбак Севера
Рубежъ
Север
Северный комсомолец
Северная корреспонденция
Северная магистраль
Северная широта
Северный рабочий
СМ. вестник
Смольный Буян
Троицкий проспект
Трудовая Коряжма
У Белого моря
Устьянский край
Устьянские Вести
Холмогорская жизнь
Частная Газета
Книгочей
Защита прав граждан
Вельская неделя