Пресса Архангельской области
 


Вельск-инфо
13 апреля 2005 (15)
Константин МАМЕДОВ

Сто дней Сергея Колотилова: первые итоги и перспективы

В прошлом номере газеты мы уже рассказывали о том, что 4 апреля состоялась пресс-конференция главы района С.Н.Колотилова по итогам первых ста дней его нахождения у власти. На встрече с главой и всеми его заместителями присутствовали представители газет "Вельск-инфо", "Вельские вести", "60-я широта", а также Вельской телевизионной компании. В прошлой публикации мы затронули лишь две темы, поднимавшиеся на пресс-конференции - о реформе местного самоуправления и о возвращении здания Преображенского Собора православной церкви. Сегодня мы расскажем вам, уважаемые читатели, о других вопросах, на которые отвечали Сергей Колотилов и его заместители.

Вопросы не менее красноречивы, чем ответы

Как мы уже отмечали, на этот раз администрация весьма основательно подготовилась к встрече с прессой: на ней присутствовали все руководители исполнительной власти, а журналистам раздали вспомогательные материалы (часть из них мы сегодня публикуем). Руководителям СМИ было предложено заранее, за несколько дней до пресс-конференции, представить свои вопросы в пресс-службу, что и было сделано. Можно спорить о демо-кратичности такой формы общения прессы и власти, в ней есть как положительные (возможность получить исчерпывающие, подготовленные ответы), так и отрицательные (теряется фактор неожиданности, ответы прогнозируемы) моменты, но, в целом, журналистов такой порядок пока вполне устраивает. Сразу была заметна существенная разница между вопросами, поступившими от разных СМИ - у одних они были случайными и расплывчатыми, у других - конкретными и взаимосвязанными между собой, у третьих - очевидными, легкими, с заранее понятным ответом, у четвертых - провокационными. Сама постановка и содержание вопроса (даже безо всякого ответа), могла бы многое сказать о направлении, редакционной политике и приоритетах того или иного СМИ.

Банальность, возведенная в политику

Пожалуй, результат первых ста дней правления С.Н.Колотилова был подведен еще до начала пресс-конференции, в небольшом резюме под красноречивым заголовком "Итоги", розданном журналистам. Признаться, "Итоги" эти разочаровали. В них всего пять пунктов, четыре из которых сформулированы по принципу: "земля - круглая, снег - белый, а трава - зеленая". То есть перечислены очевидные, банальные вещи, о которых не стоит упоминать серьезным политикам, каковыми, несомненно, являются руководители района. Судите сами: разве можно всерьез относить к "достижениям" следующие "итоги":

1. "Определены стратегические задачи: увеличение доходов бюджета и оптимизация расходов, привлечение инвестиций".

Кто-нибудь может припомнить, чтобы какая-либо исполнительная власть, любого уровня, ставила себе задачу уменьшения доходов, увеличения расходов и отказ от сотрудничества с инвесторами? Иными словами, этот пункт следует читать так: "Лучше быть богатым и здоровым, чем бедным и больным".

2. "Сформирована команда".

Если учесть, что еще в ноябре прошлого года С.Н.Колотилов заявлял, что у него уже сформирована "готовая команда профессионалов", то возникает вопрос: зачем же для этого потребовалось 100 дней? Было бы странно, если бы даже за этот срок "команда" была бы все еще не сформирована. Между тем, вельчане знают, в каких муках и метаниях в последний момент создавалась новая районная администрация (один провал идеи фикс с приглашением бывших глав соседних районов чего стоит!).

3. "Изучена составляющая доходов бюджета".

Вообще-то мы до сих пор считали, что политик, претендующий на кресло главы района, должен как свои пять пальцев знать доходную и расходную часть бюджета (в деталях) еще задолго до начала избирательной кампании. Тем более С.Н.Колотилов последние годы был депутатом районного Собрания, был допущен ко всем документам (в том числе и финансовым) и принимал непосредственное участие в формировании четырех последних бюджетов. То есть теоретически он имел все возможности, чтобы досконально изучить "составляющие доходов бюджета" задолго до своего избрания главой, тем более если планировал свое участие в выборах.

4. "Несмотря на большие долги, справились с отопительным сезоном".

Под этими словами с одинаковым успехом могли бы подписаться и В.А.Шишов, и П.А.Боровиков, и Н.И.Веревкин, руководившие районом с 1991 по 2004 год - причем ежегодно, каждую весну. Проблем с финансированием ЖКХ, конечно, много, но еще, слава Богу, ни-кто район окончательно не заморозил. Что касается локальных ЧП и количества жалоб населения на холод в квартирах, то, по нашим данным, этой зимой их было ничуть не меньше, чем, допустим, в прошлом, или пять лет назад. Так что опять - банальность:

И лишь последний, пятый пункт "Итогов", действительно можно признать определенным достижением новой команды: "Определены инвестиции от "Энергомашкорпорации", которые составят 115 миллионов рублей". Хотя и тут есть две оговорки: во-первых, переговоры с "ЭМК" на сей счет велись не один год предшественниками Колотилова и вопрос, что называется, "созрел" именно сейчас, а во-вторых, давайте подождем: от соглашения о намерениях до практической реализации проекта - зачастую очень неблизкий путь. Так что не будем говорить "гоп!", пока не перепрыгнем:

Глава не знает, чего хочет?

Однако вернемся непосредственно к пресс-конференции. Сначала С.Н.Колотилов отвечал на вопросы нашей газеты. Говоря о том, почему с повестки дня последней сессии районного Собрания был снят вопрос о новой структуре администрации, Сергей Николаевич, в частности, отметил:

- Признаюсь, мы сначала недооценили ряд проблем и вопросов, стоящих перед исполнительной властью. Да, я внес на сессию 9 февраля проект структуры с первым замом и замом по ЖКХ. Но потом в беседе с Сальниковым (коллега Колотилова по сельскохозяйственной отрасли, по Собранию депутатов предыдущего созыва, сейчас - предприниматель из Угреньги - прим. К.М.), он спросил меня: "А чем будет заниматься твой первый заместитель? Ему нечем будет заниматься!" Тогда возникла мысль об объединении функций первого заместителя по промышленности и заместителя по ЖКХ, и деньги бы при этом экономились. Но потом мы снова пришли к решению пока оставить все как есть, потому что первому заместителю трудно будет справиться с таким объемом работы.

Кроме того, есть вопросы о комитете по экологии, который мы хотели создать, но теперь выясняется, что все-таки будет существовать филиал областного экологического ведомства. Поэтому мы решили вопрос об изменении структуры пока не вносить, а еще ее подкорректировать.

На вопрос "В-И" о том, имеется ли у главы кандидат на должность заместителя по ЖКХ, Сергей Николаевич ответил отрицательно - такого человека нет, но, мол, мы еще ищем, а пока вопросы коммунального хозяйства временно курирует первый заместитель Виктор Дуганов. Колотилов также проигнорировал наш вопрос о том, будут ли учтены предложения "Важского края" (представившего собственный проект структуры) - как и на сессии Собрания 9 февраля, Сергей Николаевич отказался его комментировать:

Подводим итог: сначала глава в январе подготовил проект структуры, не прислушавшись к другим предложениям, затем провел его через сессию районного Собрания 9 февраля, затем передумал и подготовил новый проект, и, наконец, отказался и от него тоже, оставив все как есть. Не означает ли это, что новый глава просто не знает, как организовать работу своей администрации?

Судьи-саботажники

Следующий вопрос, заданный главе от имени многочисленных читателей "Вельск-инфо" - о конкретных мероприятиях администрации района по борьбе с лесными ворами. Эта тема представляет особый интерес, так как С.Н.Колотилов во время предвыборной кампании смело утверждал, что беспредел в лесу можно пресечь во многом усилиями именно местной власти, и критиковал своего предшественника Н.И.Веревкина за "отговорки" о несовершенстве федеральной и областной законодательной базы. Нет сомнения, что решительная и однозначная позиция Колотилова осенью прошлого года принесла ему массу дополнительных голосов и новых сторонников: людям надоело слушать сетования на Архангельск и Москву и им, конечно, была симпатична точка зрения кандидата, обещавшего собственными силами, внутри района, навести порядок в лесу. Поэтому было любопытно, произошли ли за истекшие 100 дней какие-то изменения в позиции С.Н.Колотилова по данному вопросу?

Скажем сразу, забегая вперед, увы, произошли. Решительности у молодого главы заметно поубавилось, "кавалерийским наскоком" проблему он решить не смог, и так же, как и его предшественник, приступил к долговременной (и крайне малоэффективной) осаде. Он пока еще не повторяет слова Веревкина о законодательной базе, но уже и не столь оптимистичен насчет вологодского опыта, на который он уповал во время предвыборной кампании.

Серей Николаевич, надо отдать ему должное, оперативно предоставил журналистам справку о принимавшихся в первом квартале мерах по борьбе с лесной мафией (мы ее сегодня публикуем). Прямо скажем, информация, в ней изложенная, не впечатляет. Глава района вынужден был констатировать, что "это очень непростой вопрос", посетовал на то, что лесхозы фактически отстранены от охраны лесов и рассказал о совещаниях с "силовиками" по этой проблеме. Из его выступления выходило, что официально зарегистрировать лесонарушение в Вельском районе может только представитель областного экологического ведомства В.МОРГУН, но никак не представители лесхозов. Колотилов отметил определенные успехи сотрудников специальных постов, задерживающих машины с ворованным лесом на дорогах, а также рассказал о проходящей в настоящее время ревизии частных пилорам. Но корень зла, по мнению С.Н.Колотилова, в тихом саботаже со стороны судей Архангельской области, которые "почему-то" не хотят следовать примеру своих коллег из Вологодской области, применяющих к лесным ворам кратный коэффициент при определении ущерба. Именно в этом - упорном нежелании архангельских судей реально бороться с лесонарушениями, в отсутствии судебной практики, прецедентов, заключается вся проблема. Без вмешательства и поддержки губернатора Архангельской области тут не обойтись" - подвел итог С.Н.Колотилов.

"Сообща" - это значит "никто"

Мы спросили главу района и о том, кто конкретно в администрации отвечает за участие нашего района в областных и федеральных инвестиционных (целевых) программах, имея в виду вопрос о том, будет ли в рамках финансово-экономического управления создан специальный отдел по привлечению инвестиций. Именно по такому пути пошли другие регионы (например, Рыбинский район, в котором в прошлом году побывала вельская делегация "по обмену опытом"). Как выяснилось, подобных планов у новой администрации нет, никто конкретно, персонально за инвестиции отвечать не будет, а будет все по-прежнему: каждый отдел готовит проект по своему участию в целевых программах, соответствующий заместитель главы будет способствовать продвижению проекта, а в целом инвестиционное направление курирует первый заместитель. Одним словом - сообща. Как известно, в российских условиях "сообща" - это значит никто. Наши чиновники таковы, что малейшая размытость, нечеткость установки является для них основанием для бездеятельности, и только личная, персональная ответственность (вместе с сочетанием кнута и пряника) еще как-то может подвигнуть их на активные действия.

Не надо путать Божий дар с яичницей

Многострадальный Общественный Консультационный Совет при главе администрации был впервые созван в конце девяностых годов (еще при Боровикове) после длительного давления со стороны "Важского края". Собирался он тогда всего раза три: господин Межуев, тогдашний зам. главы по социальным вопросам, не отличался особой любовью к общественному мнению. Не лучше обстояли дела и при "демократе" Веревкине, который за четыре года собрал Общественный Совет всего пару раз (правда, параллельно он создал Трехстороннюю согласительную комиссию по реформе местного самоуправления, которая, в известной мере, заменяла собой Общественный Совет, хотя ее функции значительно уже). Одним из основных лозунгов С.Н.Колотилова во время предвыборной программы было возрождение деятельности Общественного Совета. Сергей Николаевич на пресс-конференции еще раз подтвердил, что он не отказывается от этой идеи, более того, уже подготовлено новое положение об Общественном Совете. Правда, то, что начал говорить глава в продолжение темы, мягко говоря, не вписывается в изначальную концепцию данного консультативного органа и свидетельствует о том, что новый глава мало осведомлен о его сути и предназначении. В частности, Сергей Николаевич заявил, что, по его мнению, в состав Общественного Совета необходимо ввести также и руководителей предприятий, организаций, предпринимателей, "для того чтобы более широко были представлены интересы различных слоев населения".

Не будем строго судить начинающего главу: он просто перепутал, смешал вместе задачи двух различных консультативных органов - ОБЩЕСТВЕННОГО СОВЕТА и СОВЕТА РУКОВОДИТЕЛЕЙ (так он назывался при Боровикове, а Веревкин пытался его преобразовать в ЭКОНОМИЧЕ-СКИЙ СОВЕТ). Разница между ними примерно такая же, как между гитарой и магнитофоном: и то и другое дарят нам музыку, на этом их сходство и заканчивается:

Общественный Совет - это консультативный орган, призванный осуществлять "общественную экспертизу" проектов документов и решений представительной и исполнительной власти, до их официального принятия и утверждения (конечно, речь идет только о ключевых, важнейших решениях, затрагивающих интересы всего или большей части населения района). Поэтому Общественный совет - орган чисто политический, необходимый для того, чтобы сохранять социальный мир и спокойствие, устранять противоречия между властью и общественным мнением. Вот почему Общественный Совет формируется из представителей политических партий, общественных движений и СМИ - официальных, реальных выразителей общественного мнения в целом. Неполитические организации, профсоюзы, ведомственные объединения не представляют всего общества, они выразители интересов лишь небольшого, чисто профессионального сообщества. А уж о руководителях предприятий и предпринимателях (кстати, у них есть своя политическая организация "Монолит" - вот ей самое место в Общественном Совете) и говорить нечего: неорганизованные, они не представляют никого и ничего, кроме своих коммерческих интересов.

А вот в экономическом Совете эти руководители - хозяйственники и предприниматели - как раз и могли бы помочь администрации района (впрочем, как и финансисты, экономисты, сотрудники налогового ведомства). Потому что Экономический Совет был задуман как именно широкий консультативный орган, "лаборатория" по оценке предполагаемых экономических решений и проектов. Тут важно мнение и предложения специалистов именно в этой сфере - производственников, практиков, коммерсантов.

Еще один вопрос от "Вельск-инфо" о Трехсторонней согласительной комиссии по реформе местного самоуправления Сергей Николаевич то ли просто не понял, то ли не посчитал нужным на него отвечать, ограничившись репликой о том, что "я уже говорил об Общественном Совете". А может быть новый глава просто не знает, что еще с 1995 года в Вельском районе появилась традиция созывать Трехстороннюю комиссию для совместного решения "конституционных вопросов", то есть вопросов организации системы власти и административного деления в районе. В 1995-1996 годах Трехсторонняя комиссия обсуждала и согласовывала окончательный проект Устава района, перед тем как вынести его на референдум, в 1999-2000-м - вопрос о реальном разделении представительной и исполнительной власти в районе, в 2003- 2004-м - о границах новых (сельских) муниципальных образований. Сейчас на повестке дня - разработка нового Устава района, а также уставов сельских муниципальных образований, формирование новой избирательной системы, структурирование органов власти на селе. Это именно те вопросы, которые и должна, на основе компромисса, согласовывать Трехсторонняя комиссия, состоящая на паритетных началах из представителей администрации, Собрания депутатов и политических партий и организаций. Похоже, у Колотилова пока нет определенной точки зрения на сей счет. А может быть он пойдет по пути, уже проторенному в свое время Боровиковым, Демиденко и Дроздовой, которые хотели механически, бездумно переписать "болванку" Устава, спущенного из Архангельска?..

На прием к главе должников не пустят

Два вопроса главе района задали наши коллеги из Вельской телевизионной компании. Первый касался регистрации земельных участков и недвижимости, жилфонда, перешедшего в муниципальную собственность. Оказалось, что в этом направлении работа еще почти и не начиналась: из 1800 имеющихся объектов зарегистрировано пока только восемь. По подсчетам администрации, для регистрации потребуется 23 миллиона рублей, которых в бюджете нет и в ближайшем будущем не предвидится. Вопрос, как говорится, завис в воздухе, но администрация надеется, что большая часть объектов недвижимо-сти будет зарегистрирована по упрощенной схеме - закон это позволяет.

Что касается земли, то время поджимает, а работы - непочатый край. Дело в том, что до 5 мая должны быть на местности окончательно определены границы новых сельских муниципальных образований (раньше в этом не было необходимости), а до 1 августа надо завершить инвентаризацию земельных участков. По земельным отношениям в районе масса проблем: долги по аренде земли предприятиями составляют 9 миллионов рублей, ежегодно бюджет теряет огромные суммы по несобранному земельному налогу (в этом отношении мы находимся на последнем месте в Архангельской области). Дело дошло до того, что, как пояснил председатель Комитета по имуществу Игорь Рогозин, администрация вынуждена обратиться к арендаторам с просьбой оплатить арендную плату за землю вперед - ввиду отсутствия денег в бюджете. Колотилов ввел новую форму общения с директорами предприятий и предпринимателями: приходит такой руководитель на прием к главе или к его замам, они сначала смотрят находящуюся под рукой справку о наличии долгов этого предприятия перед бюджетом, а затем принимают решение - беседовать с этим человеком или нет.

Спорткомплекс должен быть разрушен

Что касается главного закрытого спортсооружения в районе - спорткомплекса на городском стадионе, то, увы, судьба его печальна - он должен быть разрушен. Сергей Колотилов, сам активный спортсмен, сказал, что он был лично заинтересован в скорейшем восстановлении спортзала, но обстоятельства оказались сильнее:

- Я до последнего надеялся, что каким-то образом можно спасти спорткомплекс, укрепить его, что-то перестроить, отремонтировать и т.д. Мы готовы были найти деньги на эти цели, две комиссии его обследовали, но их вердикт неутешителен. В проектном институте мне ясно и однозначно сказали: это спортивное сооружение ремонту не подлежит и более существовать не может, так как еще при его строительстве были допущены серьезные инженерные ошибки в конструкции.

Вывод: этот спорткомплекс надо демонтировать и строить новый. Проектная документация стоит 500 тысяч рублей, деньги на нее имеются. Но вот само строительство и оборудование сооружения по разным оценкам будет стоить от 12 до 18 миллионов рублей. Для нашего бюджета это нереальные деньги, его строительство затянется на много лет. Единственная возможность - попытаться попасть в федеральную инвестиционную программу.

Каков вопрос - таков ответ

Вопрос от "Вельских вестей" несколько озадачил всех присутствующих: как выполняет глава свои предвыборные обещания? Чтобы на него ответить, Сергею Николаевичу надо было отпустить по домам всех присутствующих и в течение примерно двух-трех суток отчитываться перед "Вестями" за несколько десятков пунктов своей предвыборной программы и по нескольким сотням наказов избирателей. Единственная альтернатива этому - ответить просто: "Хорошо!". Колотилов примерно так и сделал. Он сказал, что "работа ведется" и "отчет будет опубликован в печати".

Колотилов не верит в здравый смысл избирателей

Отвечая на вопрос о предстоящей реформе местного самоуправления, Сергей Колотилов, кроме того, что он подумывает о сокращении количества сельских МО (об этом мы подробно писали в прошлом номере), сделал еще несколько примечательных сообщений и заявлений.

В первую очередь, он честно признался, что новая команда "не совсем в теме" и имеет весьма смутное представление о местном самоуправлении вообще (ранее в этом же признавался, правда, в неофициальных беседах, и заместитель главы по местному самоуправлению Сергей Суханов). Казалось бы, очевидная мысль о привлечении к этой работе людей, много лет занимающихся данной проблемой, в головы нынешних руководителей почему-то не пришла. Вместо этого они решили "учиться с нуля" и в настоящее время посещают различные семинары по реализации нового закона о местном самоуправлении. Это первое.

Второе. Колотилов признался, что пресловутая "болванка" нового Устава из Архангельска уже получена и, видимо, намерен строить всю работу вокруг нее (правда, он объявил, что будет создана специальная комиссия).

Сергей Николаевич также посетовал на то, что еще далеко не ясны вопросы межбюджетных отношений между районом и сельскими МО, а также на то, что существующий налоговый учет и статистика не позволяют спрогнозировать налогооблагаемую базу, а, следовательно, и доходную часть бюджетов сельских муниципалитетов. Вызывает у него опасение и способность сельских администраций самостоятельно содержать ЖКХ, поэтому глава уже сейчас подумывает о "централизации" коммунального хозяйства - есть идея создания межмуниципального (общерайонного) объединения ЖКХ.

Сергей Колотилов ошарашил журналистов своим заявлением, что он обеспокоен тем, кто придет к власти в сельских муниципалитетах в результате выборов 2 октября. Не полагаясь на народное волеизъявление, глава района заранее предполагает, что могут выбрать "не тех", "не подходящих" для районных властей сельских глав и депутатов. То есть Сергей Николаевич совершенно не верит в мудрость народа, а считает нас всех толпой неразумных: избирателей. Он и не скрывает, что районная администрация хотела бы контролировать выборный процесс: глава буквально заявил:

- Не секрет, что в районе дефицит кадров. Кого выберут? Мы не знаем. Мы могли бы уже сейчас готовить, учить будущих сельских глав, но где гарантия, что их выберут? Только деньги зря потратим:

Даже П.А.Боровиков никогда не позволял себе столь открыто и публично заявлять о неуважении к избирателям, о неверии в их здравый смысл. Даже он никогда не объявлял о желании продвигать "своих", "нужных" людей на выборные должности. И эту неловкость пока спишем на отсутствие политического опыта у молодого "крепкого хозяйственника" Сергея Колотилова.

Вечная тема

На пресс-конференции очень много времени было уделено "вечному вопросу" российской (и вельской, конечно) действительности - жилищно-коммунальному хозяйству. Подводя итог нынешнему отопительному сезону, С.Н.Колотилов оценил его как удовлетворительный. Не принял он и упреков за то, что с 1 апреля город погрузился во тьму в связи с отключением уличного освещения. Сергей Николаевич считает, что ничего особенного в этом нет - каждый год освещение отключали именно с 1 апреля. Как сенсацию восприняли журналисты сообщение Виктора Дуганова о том, что ему удалось невозможное: "пробить" из областного бюджета финансирование на строительство водовода от эксплуатационных скважин до города. Как известно, еще в начале 90-х годов у деревни Ельциновская разведано месторождение подземных вод (и даже пробурены скважины), но в течение почти 15 лет дело не сдвинулось с мертвой точки.

Есть определенные положительные перспективы и по топливу. Хотя на сегодняшний день картина безрадостная: район должен за топливо 15,5 миллиона рублей, в данный момент ни угля, ни денег нет и, как заявил Колотилов, "пусть предприятия сами выкручиваются". А предприятия-то эти все - банкроты, счета у них арестованы, и за-крыть их нельзя - это будет расценено как преднамеренное банкротство.

(Окончание в следующем номере)



Вельск-инфо:
Свежий номер
Архив номеров
Об издании
Контакты
Реклама



Издания Архангельской области:

Правда Северо-Запада
МК в Архангельске




Авангард
АиФ в Архангельске
Архангельск
Архангельская лесная газета
Архангельская субботняя газета
Архангельский епархиальный вестник
Бизнес-класс
Бумажник
Важский край
Ваш личный доктор
Ведомости Поморья
Вельск-инфо
Вельские вести
Вести Архангельской области
Вестник космодрома
Вечерний Котлас
Вечерняя Урдома
Вилегодская газета
Витрина 42х40
Волна
Выбор народа
Горожанин
Голос рабочего
Графоман
Губернский лабиринт
Двина (лит. жур.)
Двиноважье
Двинская правда
Добрый вечер, Архангельск!
Единый Мир
Жизнь за всю неделю
Заря
Звезда
Звездочка
Земляки
Знамя
Знамя труда
Известия НАО
Инфопроспект
Каргополье
Коношские ведомости
Коношский курьер
Корабел
Коряжемский муниципальный вестник
Котласский бумажник
Красноборская газета
Курьер Беломорья
Лесной регион
Лесные новости
Ломоносовец
Маяк
Медик Севера
Мирный град
МК-Север
Моряк Севера
Моряна
Наш темп
Независимый взгляд
Новодвинский рабочий
Нэрм Юн
Онега
Пинежье
Плесецкие новости
Полезная газета Cевера
Поморский курьер
Правда Севера
Пульс города
Российская Газета
Рыбак Севера
Рубежъ
Север
Северный комсомолец
Северная корреспонденция
Северная магистраль
Северная широта
Северный рабочий
СМ. вестник
Смольный Буян
Троицкий проспект
Трудовая Коряжма
У Белого моря
Устьянский край
Устьянские Вести
Холмогорская жизнь
Частная Газета
Книгочей
Защита прав граждан
Вельская неделя