Пресса Архангельской области
Птица счастья
Птица счастья


Версия для распечатки  
Обсудить статью в форуме (0)  

Новости Архангельска
  

Вельск-инфо
20 апреля 2005 (16)
Олег БОРИСОВ

Посмертно приговоренный к расстрелу

Трагедия генерала Качалова

Впервые имя советского военачальника генерал-лейтенанта Владимировича Яковлевича Качалова попало в поле моего зрения и как-то сразу зафиксировалось в памяти после первого прочтения книги военных мемуаров маршала Георгия Жукова "Воспоминания и размышления". Все последующее время по мере возможности я отмечал для себя разрозненные факты и очень редкие упоминания о Качалове в различных печатных источниках, но их оказалось очень мало, однако из того, что удалось собрать, можно составить небольшое документальное повествование о личности генерала и его трагической судьбе в начальный период войны.

Как известно, в Красной Армии в первые дни войны сложилась весьма сложная, даже критическая обстановка с наличием высшего командного состава. Многие опытные и талантливые военные были к тому времени репрессированы, и когда началась война, по-настоящему командовать войсками оказалось некому. К тому же за поражение наших войск в Белоруссии и потерю Минска всего лишь на шестой день войны, по приговору военного трибунала, а фактически по распоряжению Сталина была расстреляна большая группа комсостава Западного фронта во главе с командующим Героем Советского Союза генералом армии Дмитрием Павловым.

Поэтому имеющийся высший комсостав горе-стратеги из политбюро тасовали, как колоду карт, постоянно перебрасывая генералов с одной армии на другую, с корпуса на корпус, с дивизии на дивизию. И командиры зачастую даже не успевали толком познакомиться с офицерами своих штабов, не то что вникнуть в быстро меняющуюся обстановку. И как следствие, войска постоянно отступали, вымащивая телами советских воинов дорогу до самой Москвы.

Генерал Владимир Качалов в самые первые дни войны также успел покомандовать двумя армиями Юго-Западного фронта, но каждый раз всего по две-три недели.

Из биографической справки генерала Владимира Качалова.

Родился в 1890 году. На военной службе с 1911 года. В Красной Армии с 1918 года. Окончил высшие командные курсы "Выстрел" и академию имени Фрунзе. Командовал бригадой, дивизией, корпусом. В 1937-1940 годах командовал войсками Северо- Кавказского и Архангельского военных округов. В 1940 году присвоено звание генерал-лейтенанта. Награжден двумя орденами Красного знамени и орденом Отечественной войны (посмертно). Генерал Качалов прибыл в распоряжение управления кадров Наркомата обороны СССР в конце сорокового года из Архангельска с должности командующего войсками округа и некоторое время находился в распоряжении наркома Тимошенко в ожидании нового назначения. Весной 1941 года Качалов был направлен командовать вновь формируемой общевойсковой армией, у которой на тот момент не было еще даже номера. Но в самом начале июля его срочно отозвали с этой должности и назначили командовать одной из групп войск, которым было приказано любой ценой задержать врага на смоленском рубеже. На самом деле никакой группы войск под командованием Качалова не было. И 28-я армия, а именно так именовалась эта группа в оперативных документах Ген-штаба Красной Армии, существовала в том виде, в каком она должна была быть только в воображении наркома обороны и Верховного Главнокомандующего. Однако командующий фронтом резервных армий генерал Иван Богданов и командующий Западным фронтом маршал Семен Тимошенко об этом знали реально, но у них на тот момент не было иного выхода, как бросить навстречу врагу все части, в каком бы виде они ни существовали.

Личный состав 28-й армии, а состояла она всего из трех стрелковых дивизий, да и то не полного состава, вынужден был драться против превосходящего противника, по мере возможности сдерживая его наступление. Немцы же атаковали группу Качалова девятью полнокровными дивизиями. Маршал Жуков пишет: ": В этих сражениях пал смертью героя командующий группы генерал В.Я.Качалов".

Казалось бы, о героической гибели генерала сказано подобающим образом. Только следует учесть: свои мемуары маршал писал спустя почти тридцать лет после Победы, а опубликованы они были в 1974 году. И прославленный военачальник, и маршал Победы, как его теперь называют, почему-то умолчал о том, что еще в августе 1941 года у него лично было другое мнение относительно как самого генерала Качалова, так и его дальнейшей судьбы.

Именно тогда, 16 августа 1941 года, Ставкой Верховного Главнокомандующего Красной Армии был издан жуткий и циничный по своему содержанию приказ N 270, адресованный всему руководству органов власти страны от членов политбюро до председателей райисполкомов. Его не опубликовали, но зачитывали везде, в том числе и в армии. А подпись под приказом наряду со Сталиным, Молотовым, Буденным, Ворошиловым, Тимошенко, Шапошниковым поставил и генерал армии Жуков.

Суть же этого приказа была в том, что в нем говорилось о разгроме нескольких советских армий на Смоленщине и о том, что командующие 28-й и 12-й армиями и командир 13-го стрелкового корпуса позорно сдались в плен врагу и подали плохой пример нашим войскам. Трагедия генералов Павла Понеделина и Николая Кириллова - это тема другого отдельного разговора, сегодня речь идет только о судьбе и трагедии генерала Владимира Качалова. Вот что дословно говорилось в том страшном приказе N 270 относительно Качалова:

"Командующий 28-й армией генерал-лейтенант Качалов, находясь в окружении, проявил трусость и сдался в плен немецким фашистам, штаб группы Качалова из окружении вышел, пробились из окружения части группы Качалова, а генерал- лейтенант Качалов предпочел сдаться в плен, предпочел дезертировать к врагу".

Что же происходило на самом деле на южном рубеже смоленской оборонительной линии в конце июля-начале августа 1941 года? Обескровленная уже в первых боях 28-я армия под командованием генерала Владимира Качалова отбивала непрерывные атаки противника и сама предпринимала контрна-ступление из района города Рославля на Смоленск. Сам командующий вместе со своим штабом фактически все время находился в боевых порядках и постоянно подвергался смертельной опасности. Он понимал обреченность своей армии и бесполезность проводимой наступательной операции, но приказ никто не отменял, и его следовало выполнять. В течение почти трехнедельных непрерывных боев от трех дивизий армии остались разрозненные подразделения, которые дрались в окружении фактически самостоятельно, стремясь лесами пробиться к своим.

В одной из таких отдельных групп к началу августа находился и командующий. Связи со штабом фронта не было, и их уже, похоже, вообще списали со счетов. И развязка не заставила себя долго ждать. Это произошло 4 августа вблизи населенного пункта Старинка, севернее Рославля.

Сведения об обстоятельствах гибели генерала Качалова разноречивы, потому что из окружения из группы, в которой он находился с офицерами штаба, вышли к своим единицы. Кто-то утверждал, что генерал Качалов на последнем оставшемся на ходу легком танке пытался пробить брешь в окружении, чтобы по этому коридору сумели уйти оставшиеся в живых советские воины. Танк был подбит, и Качалов, открыв люк, успел подняться в рост, но в этот момент его сразила автоматная очередь. И он потом еще долго так и находился, свесившись из люка наружу. Нашлись и такие, которые говорили, будто они видели, как генерал с пистолетом в руке бежал в цепи и был убит разорвавшейся рядом гранатой. Верно может быть или то, или другое, потому что после того последнего в его жизни боя погибший генерал под контролем немцев был похоронен в братской могиле. Немцы, правда, сначала изъяли из гимнастерки его личные документы.

Более того, большие спецы по всякого рода фальсификациям, они, вроде бы, даже сфотографировали убитого генерала так, что он смотрелся на снимке, будто живой, в полной форме и фуражке. Проверять же ту провокационную версию никто не стал, да и было тогда явно не до этого. К тому же устанавливать истину высшие чины и не хотели. Решение уже было принято, и менять его никто не собирался, ибо вождь своих ошибок никогда не признавал.

Вот так жестоко и безапелляционно, уже после смерти, героически погибшего генерала обвинили в измене Родине, в чем никто тогда из его боевых товарищей, в том числе и генерал Жуков, не сомневались. Не сомневались в этом и члены Военной коллегии Верховного Суда СССР, для которых содержание приказа N 270 было вполне достаточно для подготовки обвинительного приговора генералам Понеделину, Кириллову и Качалову. Такой приговор был вынесен 24 октября 1941 года, и погибшего в бою генерал-лейтенанта Владимира Качалова приговорили к высшей мере социальной защиты - расстрелу, как предателя интересов трудового народа.

По существующему тогда советскому законодательству тотчас же были подвергнуты репрессиям родные и близкие обвиненного в измене Родине и приговоренного к смерти врага народа. Так произошло и с семьей Владимира Качалова. Его жену Елену преследовали не-однократно. Ее дважды арестовывали и содержали в лагерях. Арестовывали и тещу генерала, не говоря уже о том, что за отца должен был отвечать и его малолетний сын. Хотя существует версия, будто еще в конце 1941 года немцы объявляли о том, что генерала Качалова у них нет.

За первые два года Великой Отечественной войны в плен к фашистам попало около трех десятков советских генералов. И не все они вели себя в условиях плена достойно. Несколько предателей во главе с генералом Власовым пошли в услужению к врагу. Основная же масса наших военачальников, в том числе генералы Понеделин, Кириллов, Лукин, Карбышев остались верны присяге и своей Родине. После Победы все они, кроме Дмитрия Карбышева, замученного фашистами в лагере Маутхаузен, вернулись в Советский Союз, где их дальнейшая судьба, к сожалению, оказалась кое у кого трагической.

Братскую могилу вблизи деревни Старинка вскрыли уже после войны, и в числе погребенных в ней, действительно, обнаружили труп в командирской форме, на петлицах которой сохранились генеральские звездочки. Очевидцы из местных жителей подтвердили факт захоронения генерала Качалова. Он погиб в бою, нашел свое успокоение вместе со своими солдатами в земле, которую защищал.

Его реабилитировали и сняли с погибшего генерала все обвинения в 1953 году, после смерти Сталина. Согласно приказу Министра обороны СССР N 0855 от 13 февраля 1954 года, генерал-лейтенант Владимир Яковлевич Качалов считается погибшим в годы Великой Отечественной войны. В том же 1954 году реабилитировали его родных и близких. Посмертно он был награжден орденом Отечественной войны I степени.

С архангельским севером судьба генерала Качалова связана не только тем, что перед войной он служил в Архангельске в должности командующего округом, а еще и тем, что в городе Вельске живут его отдаленные родственники.

Олег БОРИСОВ, специально для "Вельск-инфо" из Устьян



Вельск-инфо:
Свежий номер
Архив номеров
Об издании
Контакты
Реклама



Издания Архангельской области:


Авангард
Архангельск
Архангельская лесная газета
Архангельская субботняя газета
Архангельский епархиальный вестник
Бизнес-класс
Бумажник
Важский край
Ваш личный доктор
Ведомости Поморья
Вельск-инфо
Вельские вести
Вести Архангельской области
Вестник космодрома
Вечерний Котлас
Вилегодская газета
Волна
Выбор народа
Горожанин
Голос рабочего
Губернский лабиринт
Двина (лит. жур.)
Двиноважье
Двинская правда
Добрый вечер, Архангельск!
Заря
Звезда
Звездочка
Земляки
Знамя
Знамя труда
Известия НАО
Инфопроспект
Каргополье
Коношские ведомости
Коношский курьер
Корабел
Коряжемский муниципальный вестник
Котласский бумажник
Красноборская газета
Курьер Беломорья
Лесные новости
Маяк
Медик Севера
Мирный град
МК в Архангельске
Моряк Севера
Моряна
Нарьяна вындер
Независимый взгляд
Новодвинский рабочий
Нэрм Юн
Онега
Пинежье
Плесецкие новости
Полезная газета Cевера
Поморский курьер
Правда Севера
Правда Северо-Запада
Пульс города
Рек Тайм
Рыбак Севера
Север
Северная корреспонденция
Северная магистраль
Северная широта
Северный рабочий
СМ. вестник
Смольный Буян
Троицкий проспект
Трудовая Коряжма
У Белого моря
Устьянский край
Холмогорская жизнь
Частная Газета