Пресса Архангельской области
 


Версия для распечатки  
  

Вельск-инфо
18 января 2006 (3)
Николай Васильев

Диалоги с Виктором Кононовым

Век торжества масс? Или маскульта?

В новом году мы продолжим рубрику "Диалоги с Виктором Кононовым". В его исследовании "Единство бытия" и в первом, и во втором томе есть главы, посвященные явлению массовой культуры. Как относиться к маскульту? Снобистски, высокомерно? Не замечать его? Аплодировать? Принять как вечную объективную данность? Думаю, внимание читателей привлекут суждения по этому вопросу известного вельского философа и историка.

- Виктор Павлович, демонстрация по каналу ОРТ сериала "Мастер и Маргарита" по роману Михаила Булгакова вызвала огромное количество откликов в средствах массовой информации, откликов, прямо скажем, самых разных, порой диаметрально противоположных. Известные режиссеры, кинокритики, писатели относят экранизацию романа к явлению массовой культуры, к неудачам, а кто-то и сам роман Булгакова определяет как "литературную попсу". Другие обращают наше внимание на беспрецедентный всплеск интереса к загадочному произведению. Роман расхватывают с прилавков, перечитывают, обсуждают, как, впрочем, и саму экранизацию. С новой силой вспыхнул разговор о "массовой культуре", "веке торжества масс".

- Может быть, о торжестве масс здесь говорить не стоит. Но не стоит говорить и о торжестве маскульта, как делают высоколобые эстеты и выражающие их точку зрения идеологи. Экранизация "Мастера и Маргариты", скорее, ярко высветила явление, которое замечалось раньше, и практически всегда в связи с экранизацией (или превращением в мюзикл, рок-оперу) классических литературных произведений.

Скорее можно говорить о достигнутом, наконец, мировой культурой единстве, пусть на самом минимальном пока, плоском и примитивном уровне, но единстве.

- То есть, век достаточно развитой системы средств массовой информации дает возможность более или менее свободного приобщения к мировой культуре?

- По моему мнению, это завоевание двадцатого века - благо. Возможно, более важное, чем все его социально-экономические, политические и производственные завоевания.

- Например, я вижу такое благо во взаимном обогащении поп-культуры и высокого искусства, когда элементы классической музыки пронизывают произведения таких известных групп, как "Куин", "Битлз" или "Роллинг Стоунз", а расхожий романс звучит в опере Алексея Рыбникова "Юнона" и "Авось".

- Грамотность, в сочетании с развитой системой СМИ, дает очень и очень многим представителям массы возможность, оставаясь членами массы, в какой-то степени, в каком-то отношении почувствовать себя личностью. Личностью не в масштабах своей только избы или села, а в масштабе, потенциально тяготеющем к мировому.

- Я бы говорил о неких, естественных ступеньках роста человека от простого к сложному. Где-то почти на расстоянии тридцати лет от меня простые мелодии лютневой музыки, популярные романсы, песни, арии из опер. А через них - приобщение к симфониям Шостаковича, опере "Борис Годунов" Мусоргского и многим другим шедеврам мировой музыки. Таков же был путь постижения поэзии, живописи.

- Слушая по радио или ТВ, даже воспроизводя пластинку, аудио- или видеокассету, человек уже приобщается к мировой культуре, к одному из ее типических проявлений. Раньше, до эпохи средств массовой информации, такое прикосновение было возможно только при чтении книг, но до двадцатого века и книга не была явлением массовым, тем более книга иноземная. Иностранные языки знали весьма немногие, переводы издавались тиражами даже меньшими, чем книги отечественных авторов. Даже Библия, Коран, Тора и другие книги "священного" содержания в начале века во многих странах были достоянием нескольких процентов населения. Радио, ТВ, грампластинка и т.д. сняли эту преграду, чтобы воспринимать их, вовсе не обязательно знать язык.

Соответственно, и проявляя активность в области культуры, человек хотя бы потенциально приобщается к явлениям мирового, планетарного масштаба. Не важно, проявляется эта активность в выходе на рынок поп-культуры, на эстраду, в киноактеры, в телерадиозвезды или хотя бы в телерадиоучастники, или в участии в художественной самодеятельности, поощряемой сверху. Рыночные и плановые, демократические и тоталитарные системы оказались едины в том, что в условиях более или менее всеобщей грамотности они вынуждены приобщать широкие массы к самой разнообразной культуре.

Пусть это приобщение оказывается порой лишь касанием, лишь наклейкой на сознание и подсознание людей массы этикеток. Само количество этикеток, не говоря уже о качестве их, как проявление вершин мировой культуры, "от древности до наших дней", - создает своеобразную ситуацию.

Миллионы и десятки миллионов людей вполне удовлетворяются лишь упоминанием великих имен и произведений, тем паче своеобразными аннотациями их в виде клипов, мельканья в кадре, музыкальной заставки. Накопление упоминаний уже дает возможность воспринимать звучащие и мелькающие песни и песенки, реплики театральных и киногероев, ссылки на авторитеты, тем более цитаты из них как нечто свое. Пусть из всей "Анны Карениной" человек знает только то, что героиня от несчастной любви бросилась под поезд, - он уже знает об этом великом романе, о самом факте его наличия в культуре, и это знание есть определенное богатство. Что-то вроде билета в поезд мировой культуры. Не в купе, и даже не в плацкартный вагон, а всего лишь в общий, да и то на стоячее место, может быть, даже в тамбуре или на подножке, - но все-таки билет в тот самый поезд.

А интенсивность упоминаний, их повторяемость могут породить - и порождают - у достаточно большого числа людей желание познакомиться с упоминаемым явлением культуры поближе. Не обязательно прочитать целиком книгу, тем более съездить в музей или овладеть музыкальным инструментом, чтобы воспроизвести сонату.

- Поймал себя на том, что именно перед сериалом "Мастер и Маргарита" вновь взял в руки роман и перечитал главы, которые или очень люблю, или хуже других помню. Говорят, что количество читающих роман в последние дни декабря увеличилось аж в 70 (!) раз. Не знаю, насколько можно доверять этой цифре, но если даже несколько сот тысяч человек перечитают его некоторые главы, это уже плюс той самой массовой культуре, которую в данном случае олице-творяет нашумевший сериал. Что в этом плохого?

Может, кто-нибудь из этих людей переселится в плацкартный вагон?

- Даже самодеятельный "поп-музыкант", терзающий гитару в кругу друзей, не выходя на сцену хотя бы поселкового клуба, - в наше время ощущает себя участником мирового вокально-инструментального действа, рынка, "тусовки". Потому что плохо ли, хорошо ли, но ориентируется-то он не на соседского парня, как было еще лет шестьдесят-семьдесят назад в нашей стране, и лет сто-сто десять назад в США и Европе, - а на тот уровень, на те образцы, которые он воспринимает в качестве мировых. Он, может быть, не произнесет правильно даже имени своего кумира, но он ему подражает. И, в силу законов имитативности (подражания), приобщается к кумиру, становится если не вровень с ним, то на одну с ним плоскость, хотя бы и наклонную.

Имитация, подражание есть один из важнейших инструментов исторической эволюции, эволюции культуры, прежде всего. Когда российская знать при Петре учила немецкий язык, она осваивала техническую и экономическую культуру Западной Европы. Когда в пику немецкому засилью при Елизавете и Екатерине стали в этом кругу болтать по-французски, поневоле восприняли результаты европейского Просвещения, а потом и Великой французской революции. Когда российские мещане, а потом и крестьяне стали осваивать великосвет-ский до того танец кадриль, - они, сделав этот танец городским и деревенским, упростив его, все-таки освоили один из пластов европейской, следственно и мировой культуры. И так во всем.

- Все мы в какой-то степени заложники проявлений маскульта: и концерт с "вечным" Петросяном поглядим, и на сериале дешевеньком расслабимся, и "попсой" порой не побрезгуем. Вот Ольга Седакова тридцать лет не смотрит телевизор, дабы не тратиться на вздор. А многие возмущаются бездуховностью, примитивностью телевизионных передач. Но и отпочковать маскульт от высокой культуры невозможно - настолько тесно порой сегодня они переплетаются. Каким Вы видите сущность маскульта?

- Тысячу лет назад Гераклит Эфесский произнес: "И пена есть выражение сущности". Скорее всего, вывод о пене как поверхностном, но все же выражении сущности, древнегреческий мыслитель сделал, наблюдая в мире своего времени то же самое явление, которое мы сегодня именуем маскультом. Может быть, скажем шире: наблюдая характерное для широких масс, только затронутых культурой, полузнайство, потому что маскульт и представляет собой искусство, просвещение, идеологию, словом, любые проявления культуры, сознательно или бессознательно рассчитанные на потребление полузнайками. Творцы маскульта сами могут быть людьми весьма образованными и в своем кругу щеголять своей образованностью. Могут быть образованными средне, а на низовом, имитационном по преимуществу, уровне даже и малообразованными. Потребители маскульта тоже могут быть самых различных степеней образованности: иной раз ведь и очень культурному, знающему, утонченному человеку хочется отдохнуть душой на чем-нибудь простеньком, незатейливом, либо просто не хочется всегда уж противиться моде. Почти от каждого великого творца остались, хотя бы в примечаниях, и довольно низкого пошиба творения, - правда, по форме обычно и они вполне соответствуют уровню таланта. Но основная, подавляющая масса потребителей маскульта все-таки воспринимает всю культуру через маскульт, видя в высоком только те стороны, которые эта масса способна воспринять или которые могут каким-то образом вписаться, хотя бы по касательной, в маскульт.

- "Жить нужно проще, жить нужно легче, все принимая, что есть на свете"? Необходимо изживать в себе снобизм, спокойнее относиться к явлениям массовой культуры, осознавая ее продуктивное значение в нашей жизни?

- Негодовать, морализировать по этому поводу бесполезно. Хотя, как свидетельствует мировая история, как раз в негодовании и морализаторстве-то недостатка и не было всю тысячу с лишним лет цивилизации. Даже естественные поиски новых выразительных средств творцами "высоких" форм культуры, будь то драматург Шекспир или композиторы Моцарт и Чайковский, всегда встречались и, видимо, будут встречаться частью их современников в штыки.

Маскульт составляет основание и высокой культуры. Основание, в значительной степени играющее роль не столько почвы, сколько перегноя в ней, но без него нет и роста культуры в целом, в том числе вершинных достижений ее.

- И да здравствует разнообразие маскульта?

- Чем более разнообразен маскульт, чем масштабнее охватил он богатства, накопленные мировой культурой, хотя бы по касательной, - тем богаче становится содержание перегноя и почвы.

В двадцатом веке произошло небывалое во всей писаной истории проникновение в маскульт обрывков "всех богатств, накопленных человечеством". И - перемешивание этих обрывков между собой, невзирая на авторов и эпохи. По сути, наш век - это торжество полузнаек. Скажем обобщеннее - век торжества полузнайства.

Но эта "пена", это торжество полузнайства есть необходимая и, возможно, неизбежная ступень в культурной эволюции человечества. Если единство мировой культуры осознается и осуществляется через торжество полузнайства, - значит, и оно необходимо.

Возможно, это единство мировой культуры могло - теоретически - осуществиться и каким-то иным способом. Хотя, каким именно, мне не приходит в голову. Здесь важен не способ осуществления, а сам факт его. Он сам по себе есть завоевание цивилизации.

- Никаких запретов и ограничений? Полная свобода выбора?

- Двадцатый век показал, что и в области культуры художественной, и в области культуры идеологической, включая и религиозную, люди, видимо, должны в массовом, планетарном масштабе, не считаясь ни с государственными, ни с возрастными, ни с иными различиями, пережить, прокрутить в своих мозгах, и в целом в "мозгу человечества" все, созданное творческим гением людей за десять с лишним веков. Прокрутить, не допуская какой-либо цензуры или отбора. Отбор, делаемый каждым из художников или какой-то группой их, какими-то направлениями идеологии, не может быть, как показал опыт прошлого века, сколько-нибудь прочным и долговечным. Сама возможность иного, возможность разнообразия, пусть даже со знаком отрицания его, рано или поздно порождала прорыв запретов и ограничений, превращение избранного во всеобщее, хоты бы и представленное в виде окрошки или винегрета. И сумма, дающая результат значительно больший, чем сумма простая, всех многообразных, зачастую диаметрально противоположных отборов и ограничений, оказалась необычайно богатой. Не просто более толстым и состоящим из большего количества ингредиентов перегноем, а перегноем, местами уже превращающимся в качественно новую почву. Порождающим, опять же местами и временами, - а иначе и не может быть, - новые ростки и высокой культуры. И предсказывающим в не столь отдаленном будущем, в ближайших уже поколениях, новую, более высокую, чем достигнутая сегодня, ступень единства мировой культуры.

Беседовал Николай Васильев



Вельск-инфо:
Свежий номер
Архив номеров
Об издании
Контакты
Реклама



Издания Архангельской области:

Правда Северо-Запада
МК в Архангельске




Авангард
АиФ в Архангельске
Архангельск
Архангельская лесная газета
Архангельская субботняя газета
Архангельский епархиальный вестник
Бизнес-класс
Бумажник
Важский край
Ваш личный доктор
Ведомости Поморья
Вельск-инфо
Вельские вести
Вести Архангельской области
Вестник космодрома
Вечерний Котлас
Вечерняя Урдома
Вилегодская газета
Витрина 42х40
Волна
Выбор народа
Горожанин
Голос рабочего
Графоман
Губернский лабиринт
Двина (лит. жур.)
Двиноважье
Двинская правда
Добрый вечер, Архангельск!
Единый Мир
Жизнь за всю неделю
Заря
Звезда
Звездочка
Земляки
Знамя
Знамя труда
Известия НАО
Инфопроспект
Каргополье
Коношские ведомости
Коношский курьер
Корабел
Коряжемский муниципальный вестник
Котласский бумажник
Красноборская газета
Курьер Беломорья
Лесной регион
Лесные новости
Ломоносовец
Маяк
Медик Севера
Мирный град
МК-Север
Моряк Севера
Моряна
Наш темп
Независимый взгляд
Новодвинский рабочий
Нэрм Юн
Онега
Пинежье
Плесецкие новости
Полезная газета Cевера
Поморский курьер
Правда Севера
Пульс города
Российская Газета
Рыбак Севера
Рубежъ
Север
Северный комсомолец
Северная корреспонденция
Северная магистраль
Северная широта
Северный рабочий
СМ. вестник
Смольный Буян
Троицкий проспект
Трудовая Коряжма
У Белого моря
Устьянский край
Устьянские Вести
Холмогорская жизнь
Частная Газета
Книгочей
Защита прав граждан
Вельская неделя