Пресса Архангельской области
 


Версия для распечатки  
  

Вельск-инфо
11 октября 2006 (46)
Любовь Кошелева

Портрет в домашнем интерьере

Когда я сама была школьницей, не только я, а все мое поколение очень уважительно и настолько трепетно возвышенно относилась к учителю, что считали его святым человеком: мудрым и знающим, терпеливым и добрым, строгим , но справедливым. Казалось, что наши учителя необыкновенные, не едят и не пьют, питаются святым духом и живут какой-то своей особенной жизнью, непохожей на нашу. Когда однажды пришла на дом к своей учительнице (впервые), была смущена тем, что она дома в халатике и в тапочках. Это открытие приблизило ко мне учительницу, сделало ее земным обычным человеком, и от этого она стала мне роднее, проще и доступнее. Мы с ней изредка, но переписываемся до сих пор, обмениваемся поздравительными открытками. Возраст. Сдают глаза даже в очках. Но ни одно мое письмо не оставила без ответа. Спасибо ей.

Вот и сейчас, готовя эту зарисовку, мне захотелось побывать дома у своей героини, в окружающей ее обстановке, в кругу семьи, там, где она готовится к урокам, вынашивает новые идеи, строит планы на будущее. И я напросилась в гости на правах нашего длительного знакомства и взаимной симпатии друг к другу. Может это и мелочи, но железная дверь подъезда с кодовым замком была настежь распахнута, радушно приглашая войти. В тот самый момент, когда я хотела нажать кнопку звонка, из квартиры, нужной мне, вышел сам хозяин и любезно пригласил войти в дом, сам же, уже одетый, заспешил куда-то по своим делам. Может и не нарочно, но два часа нашей беседы с хозяйкой прошли на одном дыхании, и никто не помешал, ни разу не отвлек. А сама хозяйка, Сухопарова Римма Ивановна, встретив меня в прихожей, повела сразу же знакомиться с домом. Первое впечатление - обилие света. Второе - удивление (сразу же в гостиной красовался на видном месте велотренажер).

Спальня обдала свежестью голубизны, девичья светелка, что одной, что другой дочери - солнечной бархатистостью, а кухня нежной алостью цветущего шиповника. Четыре комнаты, четыре гаммы и все в нежно-светлых тонах. По обстановке, по мягким игрушкам, что обжились в каждой комнате, по цветам на подоконнике чувствовалось царствие женской души. Каждая вещь в любой из комнат любовно и бережно хранила прикосновение женских рук, их тепло и заботу. Иначе и быть не могло. В доме три женщины, три грации, три пары умелых и заботливых рук: Риммы Ивановны и ее двух дочек - школьниц Ирины и Оксаны, почти совсем уже взрослых. Ознакомившись с интерьером, присели к столику в одной из комнат. Я было хотела достать блокнот и ручку, но с первой же фразы разговор перешел в непринужденную беседу с взаимным интересом друг к другу. Непонятно, кто у кого брал интервью. Записывать что-либо было бы нелепо. Поэтому и рассказ мой о Римме Ивановне построен, в основном, на своих личных впечатлениях от нашей беседы и ее характеристики, что любезно предоставили мне в школе.

Ответ на первый вопрос "Почему стала учительницей?" был в какой-то степени ожидаем.

Кем же еще могла стать тихая скромная сельская девушка, которая не сводила больших светлых глаз со своей первой учительницы, ловила каждое ее слово и движение. Нравилось в ней все, как говорила, смеялась, как писала мелом на доске, ставила отметки в тетрадях. Нравилось ей ходить в школу, и сама школа, маленькая двухкомплектная, где на двух колонках в одном классе сидят и первоклашки, и третьеклассники, тоже нравилась. И даже то, что школа находилась в семи километрах от дома и ей приходилось жить в интернате, не омрачало радости учения. На мой вопрос: "Не обижали"? - с удивлением в голосе ответила: "Нет. Что вы! Жили одной дружной семьей. У первоклашек тут же были старшие братья и сестры, из одной деревни ребята, почти родственники, да и жестокости такой в то время не было, о которой сейчас часто слышим по телевидению. Наоборот, старшие заботились о младших, помогали и в быту, и в приготовлении уроков".

В семье их было 4 девочки, две из них стали учительницами начальных классов.

Путь к мастерству был долгим и нелегким, и усложняла его, пожалуй, сама Римма Ивановна, своей излишней самокритичностью, неуверенностью в своих силах, каким- то паническим страхом перед ответственностью за умы и души детей. Познавая свою будущую профессию в теории и на практике, еще в Устюгском педучилище засомневалась в себе как в педагоге: "Столько надо знать и уметь! Смогу ли я научить? Справлюсь ли?" И сомнение в себе было настолько сильным, что, приехав по распределению в дальнее село, попросила не свой класс, как учительница, а место воспитателя в интернате. Но, видимо, предначертано было свыше стать Римме Ивановне именно учительницей и именно у малышей. Всегда находились люди, помогавшие ей найти и открыть себя как педагога, потихоньку подталкивали и вели вперед к цели, в любой школе, где довелось ей поработать. Поступила на заочное отделение в пединститут им. Ушинского в г. Ярославле. Там познакомилась со своим будущим супругом.

Первый год совместной жизни жили порознь. Не хотелось бросать свой класс (выпускной) посреди учебного года. Поэтому чаще навещал свою половинку в Котласе Анатолий Константинович. А потом уже "ниточка за иголочкой" перебралась в Кулой. Рождение дочек - тоже важный этап в жизни.

И не заметила, как сама стала наставницей, опытным педагогом, мастером своего дела. За 25 лет научилась проводить уроки на высоком научном и методическом уровне, активно участвовать в организации методической работы в школе: методических неделях, выставках, конкурсах методических разработок. Почему именно за 25 лет? Ведь это стаж ее работы. А опыт пришел гораздо раньше, если 8 лет уже руководит Методическим объединением учителей начальных классов, 9 лет уже работает по творческой программе "Родничок", разработанной ею на основе использования национально-регионального компонента в учебно-воспитательном процессе. Стала Римма Ивановна за это время лауреатом районного конкурса "Учитель года-2000", она победитель в номинации "Опыт и мастерство". Она призер районного конкурса методических разработок. Творческая комплексная программа "Родничок" утверждена отделом учебных заведений Северной железной дороги (1995 г.). Выступила с защитой этой программы (1996 г.) на семинаре учителей начальных классов школ Северной железной дороги.

Читая ее характеристику, слушая ее эмоциональный рассказ о своей работе, листая прекрасно оформленные альбомы, как-то и не поверилось мне, когда она вдруг вскользь, будто удивляясь самой себе, вдруг обронила: "А ведь я совсем хотела уйти из этой профессии на механический завод кем угодно, даже не особо представляя себе, а что я буду там делать? Ведь ничего я не умею. Но с надеждой на то, что чему-то научат. И ведь вовсе не потому, что эта профессия не понравилась, а все от мучительного сомнения в своих силах".

И когда я спросила, какие качества, на ее усмотрение, должны быть главными в человеке, чтобы он состоялся как педагог, она, даже не задумываясь особо, сразу ответила: "Прежде всего любовь к детям, умение понимать их, быть добрым, и, конечно же, много знать, читать, самой развиваться как личности".

Вот поэтому на ее уроках работают все, и всем интересно, и сильным, и слабым ученикам. Каждому даст задания по силам, поставит проблему, но и покажет пути ее решения, даст возможность самостоятельно справиться с задачей. Отсюда уважение и любовь к учительнице, к предмету, к самому процессу обучения, к знаниям, к школе. А ребята и их родители действительно очень уважают и любят свою учительницу. Первоклашки, по заявлению мам, хотят учиться именно у нее. Успеваемость в классах Риммы Ивановны - 100%, а качество знаний - 55%. Это высокий показатель. И квалификационная категория у нее тоже высшая. Она с радостью делится своим опытом, своими находками и открытиями, методическими навыками и педагогическими хитростями со своими коллегами. Дети и их родители - единый сплоченный коллектив, что помогает в формировании сознательной дисциплины, в решении возникающих проблем, проведении различных праздников, конкурсов, походов. Многие ребята в классе ведут личные дневники. Но ни-кто без разрешения в них не заглядывает. В дневниках дети делятся мыслями, чувствами, впечатлениями, учатся анализировать поступки, делать выводы. Ее ученики оформляют альбомы со своим "родословным древом" с фотографиями, рисунками, схемами.

Разглядывая фотографии ее учеников, сделанные на праздниках, уроках, в походах, заметила общее выражение столь разных детских лиц. Все лица дышали покоем и уверенностью. Чувствовалось, что им очень хорошо и спокойно с Риммой Ивановной. Наверное, это самая лучшая из всех заслуженных ею наград.

На мой вопрос, что хотелось бы изменить в современной школе, от чего отказаться, Римма Ивановна, как и многие мои бывшие коллеги, ответила: "Слишком много бумажной работы, всякой отчетности, порой надуманной и ненужной, которая реально работу учителя не отражает".

В какой-то степени тяготит сбор денег на содержание школы, обязательная посещаемость детей на дому, обязательная отчетность в этом. Не очень приятная миссия - быть незваным гостем. Радует, что в школу вернулась пятидневка. Еще один день для семьи - просто подарок.

Хотелось, чтобы учебники были хорошие, стабильные, как раньше, когда издавало "Просвещение".Учебник был помощником не только ученику, но и молодому неопытному учителю.

Зря отказались от октябрят, пионеров, комсомольцев. Надо было как-то перестроить работу, видоизменить, переименовать, но не отказываться. Эти организации сплачивали ребят, объединяли, воспитывали. Не нужно было отказываться и от школьной формы. Она подтягивала ребят, украшала, но не делила на богатых и бедных.

О многом мы переговорили с Риммой Ивановной за чашкой чая, нашлось много общего, вместе удивлялись, какие теперь другие дети, как надо успевать в ногу со временем.

С детей разговор перешел на мужей. И столько благодарных слов я услышала от Риммы Ивановны в адрес ее мужа Анатолия Константиновича! Какой заботой и вниманием он окружил своих трех женщин в доме. Все сделано для облегчения быта милых женщин, чтобы им было удобно и уютно. Римма Ивановна говорит, что с годами их отношения стали мудрее, они стали бережнее, теплее и нежнее относиться друг к другу.

Оказывается, Анатолий Константинович умеет прекрасно готовить, красиво оформить приготовленные блюда, сервировать стол. Он умеет во всех мелочах дарить радость и покой, тепло и уют. В этом и есть женское счастье: крепкий тыл и надежное плечо, рачительный хозяин и любящий муж, нежный друг и заботливый отец, добрый и чуткий, понимающий и берегущий.

И цветет нежным румянцем лицо моей собеседницы, плещется из глаз ласковое сияние радости.

А вы знаете, что означает ее имя? Римма - красивая, румяная, яблоко. По всему видно: золотое, волшебное яблочко досталось Анатолию Константиновичу. И пусть радует его эта находка своими красками души и светом, молодит и вдохновляет на новые рыцарские подвиги ради нее одной, единственной, любимой и неповторимой. Счастья вам!



Вельск-инфо:
Свежий номер
Архив номеров
Об издании
Контакты
Реклама



Издания Архангельской области:

Правда Северо-Запада
МК в Архангельске




Авангард
АиФ в Архангельске
Архангельск
Архангельская лесная газета
Архангельская субботняя газета
Архангельский епархиальный вестник
Бизнес-класс
Бумажник
Важский край
Ваш личный доктор
Ведомости Поморья
Вельск-инфо
Вельские вести
Вести Архангельской области
Вестник космодрома
Вечерний Котлас
Вечерняя Урдома
Вилегодская газета
Витрина 42х40
Волна
Выбор народа
Горожанин
Голос рабочего
Графоман
Губернский лабиринт
Двина (лит. жур.)
Двиноважье
Двинская правда
Добрый вечер, Архангельск!
Единый Мир
Жизнь за всю неделю
Заря
Звезда
Звездочка
Земляки
Знамя
Знамя труда
Известия НАО
Инфопроспект
Каргополье
Коношские ведомости
Коношский курьер
Корабел
Коряжемский муниципальный вестник
Котласский бумажник
Красноборская газета
Курьер Беломорья
Лесной регион
Лесные новости
Ломоносовец
Маяк
Медик Севера
Мирный град
МК-Север
Моряк Севера
Моряна
Наш темп
Независимый взгляд
Новодвинский рабочий
Нэрм Юн
Онега
Пинежье
Плесецкие новости
Полезная газета Cевера
Поморский курьер
Правда Севера
Пульс города
Российская Газета
Рыбак Севера
Рубежъ
Север
Северный комсомолец
Северная корреспонденция
Северная магистраль
Северная широта
Северный рабочий
СМ. вестник
Смольный Буян
Троицкий проспект
Трудовая Коряжма
У Белого моря
Устьянский край
Устьянские Вести
Холмогорская жизнь
Частная Газета
Защита прав граждан
Вельская неделя