|
Вельск-инфо
11 октября 2006 (46)
Константин МАМЕДОВ
Не ищите логики в советских конторах
Средняя школа N 1 отстояла свое имя и историю
В сентябре на страницах нашей газеты развернулась дискуссия по поводу
предстоящего юбилея средней школы N 1. Наша читательница, старожил Вельска и
выпускница этой школы Галина Ижболдина в двух своих публикациях выразила
сомнение по поводу правомерности присвоения школе на улице Кирова имени
"первой". Редакция "Вельск-инфо" обратилась с просьбой к компетентным в этом
вопросе людям дать необходимые разъяснения. Откликнулась преподаватель истории
средней школы N1 Надежда Короткова, которая давно ведет летопись школы. Она
пришла к нам в редакцию и подробно рассказала о всех запутанных перипетиях
развития народного образования в городе Вельске в советский период. Слушая
Надежду Федоровну и пытаясь вникнуть в мотивы принятия тех или иных решений
Вельским РОНО, мы сделали вывод: искать какой-либо логики в действиях чиновников
бесполезно. Все перемены происходили хаотично, бессистемно, волюнтаристскими
методами. Бюрократы, в разные периоды руководившие народным образованием, меньше
всего задумывались о логичности своих поступков и о каком-либо порядке,
правопреемственности, истории. Скорее всего, это были ограниченные люди,
механически исполнявшие указания райкома партии и вышестоящего начальства.
Ниже мы публикуем рассказ Надежды Федоровны Коротковой, а также результаты
собственных поисков за последние недели.
"До основанья, а затем:"
Прежде всего следует отметить сознательную политику вельских коммунистов на
уничтожение какой-либо памяти о социальной, культурной, общественной жизни в
Вельском уезде до октябрьского переворота 1917 года. В двадцатых годах это была
именно целенаправленная, сознательная политика: из истории были вычеркнуты даты
основания и результаты деятельности вельских школ, больниц, благотворительных
заведений, культурных учреждений и вообще всего, что успешно функционировало в
уезде на протяжении всего XIX и в начале XX века. Вся социальная инфраструктура
как бы "ликвидировалась" новыми властями и тут же "учреждалась" заново, но уже
под вывеской "советского учреждения" (то есть большевики приписывали себе
"заслуги" в их создании, рассчитывая, что через 20-30 лет новое поколение уже и
не вспомнит о дореволюционных предшественниках. Так оно и получилось). Подобное
мошенничество было осуществлено не только в отношении учебных заведений и
больниц, но и клубов, почты, пожарной охраны, органов правопорядка,
кооперативного движения, страхования, краеведения и многих других сфер
общественной и социально-экономической жизни. Коммунисты добились своего: уже к
сороковым-пятидесятым годам вельчане забыли свою славную дореволюционную
историю. Ни-кто почему-то не задавался вопросом: как же жили предки до 1917
года, если даты основания всей городской инфраструктуры - 1919-1922 годы? Кто их
учил, лечил, спасал от пожара и снабжал продовольствием? Неужто до прихода
большевиков к власти в Вельском уезде была пустыня?..
День рождения по выбору
Никто, разумеется, в совет-ские десятилетия исторической амнезии подобными
вопросами не задавался, а если и задавался, то предпочитал их держать при себе.
После разгрома краеведения в 20-30-е годы история Вельского уезда стала писаться
заново, а отправной точкой ее, как и везде, был 1917 год:
Все советские учреждения привычно вели отсчет со дня своего основания с тех же
первых послереволюционных лет. В восьмидесятые-девяностые годы стало модно
праздновать юбилеи школ, больниц и других учреждений. Как правило, их
руководители не желали знать своей дореволюционной истории, и даже когда
сотрудники архива или музея предлагали им ознакомиться с соответствующими
документами - те отказывались. Потом поняли, что иногда выгодно подгонять под
юбилей первоначальную дату основания - в зависимости от того, какая из них ближе
к "круглой". Началась неразбериха, продолжающаяся по сей день. Мотивы
руководителей этих учреждений понятны и носят меркантильный ведомственный
характер. Отдельно оговоримся, что вышесказанное не относится к случаю со СШ N1,
а вот о других прецедентах наша газета писала не один раз (в основном, этим
грешат сельские школы и учреждения здравоохранения). Цинизм произвольного выбора
"дня рождения" в утилитарных целях свидетельствует о нигилизме по отношению к
своей истории. Да о чем говорить, если даже главное хранилище прошлого Вельской
земли, районный архив, ведет сегодня свой отсчет с послереволюционной даты, хотя
находится в здании, построенном специально для архива в 1905 году?!...
Но умышленная или по глупости путаница с датами связана не только с
политическими причинами. Пришедшие к власти безграмотные провинциальные
коммунисты, изгнавшие почти всю местную интеллигенцию, такого натворили за
десятилетия своего владычества, что теперь даже самый скрупулезный исследователь
с трудом может разобраться в этих чудовищных, абсурдных хитросплетениях
бюрократической мысли.
К счастью, Надежде Федоровне Коротковой, преподавателю истории, относительно
своей школы это сделать удалось. Вот результаты ее поисков.
В советский период - первая
Надежда Федоровна оговаривается: специально она не занималась поиском документов
по системе народного образования в Вельском уезде в дореволюционный период,
хотя, конечно, знакома с работами по этой теме наших краеведов. Но ей известно,
что в городе Вельске точно существовали школы с такой же нумерацией -- первая,
вторая, третья...
Вероятно, по-настоящему восстановлением народного образования вельские власти
озаботились лишь после окончания гражданской войны. В период с 1917 по 1921 годы
система была почти полностью разрушена: дореволюционные учебные заведения либо
закрылись, либо свернули занятия до минимума. Вот почему возникла необходимость
(вероятно, это было централизованное решение, спущенное, как обычно, сверху)
создания хотя бы одной школы- "образца" в каждом уезде, на пример которой будут
равняться другие. Так, в октябре 1921 года в городе Вельске возникает опытно-
показательная школа-семилетка. Расположили ее в известном здании на улице
Вологодской (в разное время там находились благотворительные заведения, приют,
классы женской прогимназии) - именно в том, где сейчас находится СШ N 4. В нем
первая школа просуществовала несколько десятилетий.
(Окончание следует)
| |