Пресса Архангельской области
 


Вельск-инфо
18 октября 2006 (48)
Инф.

Почему мы умны лишь "задним числом"?

Заместитель главы района признает, что отклонение в 2004 году предложений "Важского края" об укрупнении сельских МО теперь приведет к дополнительным расходам и потребует много усилий

Прошел календарный год, после того как во всей стране впервые прошли выборы в органы местного самоуправления.

В Вельском районе в каждом сельском Совете были избраны глава и депутаты представительного органа. О том, как продвигается эта реформа сегодня, мы беседуем с куратором местного самоуправления в районе, заместителем главы Вельского района по вопросам местного самоуправления Сергеем Юрьевичем Сухановым. Правда, наш собеседник отдает заслуги Козаку, как разработчику этого закона.

- Сергей Юрьевич, какие оценки вхождения в нашу жизнь 131 ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" можно уже давать, плюсы и минусы закона?

- Сама реформа начала свою поступь в 2003 году, после того как вышел в свет 131 ФЗ. 2 октября прошлого года состоялись выборы в органы местного самоуправления. Что бы там ни говорили, но я считаю, что выборы в Вельском районе состоялись, в каждом муниципальном образовании были избраны глава и депутаты, причем в абсолютно полном составе. По прошествии года жизнь начинает показывать, что не все народные избранники соответствуют своему положению, но это уже отдельный разговор.

Во многих муниципальных образованиях избранные главы сразу же приступили к исполнению своих обязанностей, так как занимали до этого должности сельских глав. В некоторых МО главы, проигравшие выборы, сразу же уступили место победителям, в других же обладатели новеньких "мандатов" смогли приступить к своим обязанностям только с января 2006 года. Вначале по реализации закона была определенные проблемы, поскольку до нового года нужно было принимать Уставы поселений, решения по налоговым источникам будущих бюджетов (налог на имущество и землю), но тем не менее этот этап реформы был пройден и уставы поселений были зарегистрированы. Справедливости ради нужно сказать, что под принятие Уставов поселениями отводилось мало времени. Отсюда и недостаточное их обсуждение общественностью и, прямо сказать, несовершенство "конституций" муниципальных образований.

- Прокуратурой уже оспорены некоторые пункты Уставов?

- Действительно, всем муниципальным образованиям были предложены модельные Уставы. Они, по мнению правового управления Архангельской области, соответствовали российскому законодательству и успешно прошли государственную регистрацию. Сейчас областной прокуратурой указывается на несоответствие некоторых норм Уставов действующему в стране законодательству.

- И какова процедура изменения Уставов поселений?

- Процедура та же самая, как и при их принятии в прошлом году. Все изменения требуется опубликовать, они должны пройти процедуру публичных слушаний и быть принятыми на сессиях Советов депутатов муниципальных образований. Честно говоря, нужно основательно пересмотреть Уставы и привести их в соответствие с законом и жизненными реалиями. Прокуратурой выхвачено всего две не соответствующие закону нормы из Уставов, и суд поддержал их требование, но мы сами знаем, что Уставы несовершенны и их требуется основательно подготовить в каждом поселении, чтобы потом спокойно по ним работать.

- Как 131 ФЗ соприкасается с действительностью?

- Конечно, первое, что напрашивается, так это укрупнение муниципальных образований. За-крепленный в законе принцип пешей доступности, по которому житель поселения за период светового дня сможет сходить до администрации МО и вернуться обратно, я думаю, нужно отменять. В одном случае можно соединить два- три поселения в одно, в другом некоторые населенные пункты от одного муниципального образования присоединить к другому. Честно скажу, что трудно работать с таким большим количеством поселений. Это и недостаток профессиональных кадров, и увеличение административного аппарата: Допустим, если вчера глава был крепким хозяйственником, то сегодня от него требуется максимум самостоятельности и политического мышления, поскольку функции хозяйствования с администраций МО сняты.

- В 2004 году "Важский край" предлагал свои проекты по изменению границ муниципальных образований в сторону уменьшения их количества, но районное Собрание депутатов решило создать двадцать два.

- Видимо, в тот момент общественная организация, к сожалению, не смогла аргументированно доказать свою позицию ни общественности, ни власти. Увы, вас тогда не услышали или не захотели услышать. Теперь перекройка границ поселений вызовет дополнительные усилия и соответствующие денежные траты.

- Вновь избранные депутаты поселений ощутили свою ответственность перед избирателями?

- В этом плане активность среди депутатов почти нулевая. В представительном органе МО "Вельское" депутаты инициативные. В других же муниципальных образованиях депутаты, можно сказать, разочарованы. Они не ожидали того объ-ема работы, свалившегося на их головы, который нужно выполнять. Некоторые председатели Советов депутатов уже сложили с себя полномочия, не справившись с этой работой (МО "Благовещенское" и МО "Попонаволоцкое").

По большому счету на муниципальные образования спустили около тридцати полномочий, затрагивающих вопросы местного значения, без достаточного финансового их обеспечения. К примеру, вопросы граждан-ской обороны, в основном организационного плана, относящиеся к компетенции поселений, остались без финансирования.

Жизнь показывает, что доходные источники наших нищих бюджетов требуется увеличивать за счет перераспределения налогов между центром и регионами, регионами и районами (транспортный налог и налог на доходы физических лиц). Вместе с тем в доходной части бюджетов муниципальных образований присутствуют налоги на имущество и землю. Так как земля и имущество зачастую юридически не оформлены должным образом, то и налог собирать получается не с кого.

- Оставшиеся за районом полномочия можно отдать поселениям раньше положенного законом срока?

- Живая работа с населением рано или поздно перейдет на муниципальные образования. Постепенно функции, которые пока исполняет район, следует передавать на места. Это произойдет не сразу, так как пока многие главы поселений не имеют достаточного опыта, знаний и необходимых навыков. Период неопределенности у глав поселений еще не прошел, они живут ожиданиями: а вдруг что-то еще изменится?

Но есть и исключения. Глава МО "Шадреньгское" Владимир Мельник тоже поначалу какой-то период выжидал, адаптировался к новым условиям, потом перестроился и понял, что он теперь в Шунеме фигура политическая, со всеми отсюда вытекающими. И хотя он напрямую не руководит коммунальными службами, но старается не растерять достигнутые ранее результаты по обеспечению населения жилищно- коммунальными услугами.

- В 2006 году только два муниципальных образования "Вельское" и "Муравьевское" самостоятельно исполняли свои бюджеты. Что будет в 2007 году?

- Администрация Вельского района настаивает, чтобы в следующем году все поселения самостоятельно исполняли свои бюджеты. Честно сказать, чувствуется какое-то иждивенческое настроение со стороны муниципальных образований, когда район за них исполнял бюджеты, получая за это оплату 2300 рублей в месяц. За прошедший период мы пытались их научить тому, как работать с финансами, но пока результаты неутешительные. У администраций поселений отсутствует стремление взять на себя определенную ответственность. Что будет, если завтра кто-нибудь не сможет самостоятельно исполнять бюджет? В таком случае это придется делать опять районной администрации, и это не вина наша, а беда.

- Состав и численность районной администрации будет меняться?

- Если муниципальные образования станут забирать себе соответствующие полномочия, то численность районной администрации, конечно же, сократится. Данный процесс неизбежен.

По 131 ФЗ муниципальный район оказывает некие услуги муниципальным образованиям, а поселения, в свою очередь, оказывают услуги населению. Ежели полномочия, к примеру, по культуре находятся у района, то он напрямую, минуя поселение, оказывает культурные услуги населению.

- Население берет "власть" в свои руки?

- С этим пока туго. Не хватает активности населения. Мы пытаемся через ТОСы (территориальное самоуправление) активизировать людей и заставить их поверить в свои силы. Это первый, маленький шажок в эту сторону, ведь само исполнение работ по проекту подразумевается на добровольной основе.

- 131 ФЗ предполагает сопричастность общества к управлению своей малой родиной. Почему действия общественности (митинги, пикеты) не воспринимаются властью?

- На этот вопрос у меня есть свое мнение. В районном Собрании депутатов, по сути, представлены все слои гражданского общества. Там есть и педагоги, и автомобилисты, и бизнесмены: Депутаты могут вы-двинуть любую, не противоречащую закону, инициативу, организовать публичные слушания на злободневную тему. Кто им мешает?

И в заключение нашего разговора хотелось бы завершить его на оптимистичной ноте и пожелать всем нам терпения и удачи.

Беседовал Сергей МАЛОВ

От редакции:

Появление Сергея Суханова в команде Колотилова 1,5 года назад стало одной из главных неожиданностей в процессе формирования новой администрации. Сергей Юрьевич всю жизнь проработал на производстве, считался неплохим технарем и руководителем-хозяйственником. Никогда не участвовал в политике (хорошо его знающие люди утверждают, что даже не интересовался ею), особо не вникал во внутрирайонные баталии, ни разу не засветился в общественной жизни города. Как говорится, " не баллотировался", "не избирался", "не состоял". Поэтому, несмотря на многолетнюю руководящую работу в "Сельхозтехнике", Суханов оставался человеком мало известным, и уж, по крайней мере, явно не публичным. Работал себе человек на производстве и работал, казалось, не обращая никакого внимания на происходящие в стране революционные перемены последних двух десятилетий:

Кто посоветовал Колотилову назначить Сергея Суханова на главную политическую должность в районной администрации, нам неизвестно. Но решение это стало поистине сенсационным: трудно было представить человека, более далекого от проблем местного самоуправления и местной политики, чем прагматичный руководитель "Сельхозтехники". Отсутствие навыков политической деятельности и незнание предыстории событий, конечно, до сих пор сказывается в его повседневной работе. Однако Сергей Юрьевич за непродолжительный период своей работы в администрации продемонстрировал свое желание и умение учиться, быстро вникать в новое для себя дело, оперативно ориентироваться в меняющихся событиях. Это далеко не все положительные качества заместителя главы: все отмечают его неизменную корректность, рассудительность, сдержанность, скромность. Суханов отличается высокой работоспособностью, он осторожен и предусмотрителен, может быть поэтому и не совершил пока ни одной серьезной ошибки (в отличие от других своих коллег по исполнительной власти). Одним словом, человек добросовестно выполняет порученное ему дело. Вникнув в суть реформы местного самоуправления, Сергей Суханов неизбежно пришел к тем же выводам, которые уже десять лет проповедует " Важский край" (задолго до появления ФЗ N 131): главная проблема - строительство гражданского общества, стимулирование народной инициативы, поддержка ТОСов (не в таком, конечно, виде, как сегодня), серьезная работа над местной законодательной базой. И далее, как результат движения в этом направлении - укрупнение муниципальных образований первого уровня, приход в исполнительную власть политиков вместо "крепких хозяйственников", постепенный переход на формирование профессионального депутатского корпуса, работающего на постоянной основе и зависящего только от избирателей. Самое время Сергею Суханову вступать в "Важский край".



Вельск-инфо:
Свежий номер
Архив номеров
Об издании
Контакты
Реклама



Издания Архангельской области:

Правда Северо-Запада
МК в Архангельске




Авангард
АиФ в Архангельске
Архангельск
Архангельская лесная газета
Архангельская субботняя газета
Архангельский епархиальный вестник
Бизнес-класс
Бумажник
Важский край
Ваш личный доктор
Ведомости Поморья
Вельск-инфо
Вельские вести
Вести Архангельской области
Вестник космодрома
Вечерний Котлас
Вечерняя Урдома
Вилегодская газета
Витрина 42х40
Волна
Выбор народа
Горожанин
Голос рабочего
Графоман
Губернский лабиринт
Двина (лит. жур.)
Двиноважье
Двинская правда
Добрый вечер, Архангельск!
Единый Мир
Жизнь за всю неделю
Заря
Звезда
Звездочка
Земляки
Знамя
Знамя труда
Известия НАО
Инфопроспект
Каргополье
Коношские ведомости
Коношский курьер
Корабел
Коряжемский муниципальный вестник
Котласский бумажник
Красноборская газета
Курьер Беломорья
Лесной регион
Лесные новости
Ломоносовец
Маяк
Медик Севера
Мирный град
МК-Север
Моряк Севера
Моряна
Наш темп
Независимый взгляд
Новодвинский рабочий
Нэрм Юн
Онега
Пинежье
Плесецкие новости
Полезная газета Cевера
Поморский курьер
Правда Севера
Пульс города
Российская Газета
Рыбак Севера
Рубежъ
Север
Северный комсомолец
Северная корреспонденция
Северная магистраль
Северная широта
Северный рабочий
СМ. вестник
Смольный Буян
Троицкий проспект
Трудовая Коряжма
У Белого моря
Устьянский край
Устьянские Вести
Холмогорская жизнь
Частная Газета
Защита прав граждан
Вельская неделя