|
Вельск-инфо
4 октября 2006 (44)
Николай ПРИБЫТКОВ
Таежная река Кокшеньга
По-своему красива таежная река Кокшеньга - левый и самый большой приток реки
Устьи.
Знакома эта река с 1950 года, когда моя мать Мария Максимовна вместе с отчимом
Иваном Андреевичем Кашиным переехали из Судромы на постоянное место жительства в
деревню Ревдино, которая являлась столицей промколхоза им. Ворошилова и
раскинулась по правому берегу реки Кокшеньга. Не видно там фабричных труб,
заводских корпусов, не слышно шума городского. И даже идущая на Котлас и Воркуту
железнодорожная магистраль, перешагнув через реку гулко звенящим от проходящих
составов мостом, выбросила на ее берег лишь несколько пристанционных домиков.
Нельзя не любоваться этой спокойной таежной рекой, ее тихими плесами, чистыми,
песчаными косами. Радуют глаз здешние ландшафты, распахнутые в голубую синь
неба. Ближе к реке - зеленеющее или желтевшее поле. За ними черная кромка леса,
чаще соснового бора. Славится Кокшеньга своими борами. Иной раз час идешь,
другой, а по сторонам и впереди - все те же сосны, все та же беломошица.
Глядишь на первозданную эту красоту, и кажется, что и этот лес, и река, и поле,
и деревенька на крутом берегу, и еще одна там - на горушке, были всегда, что
человек тут жил изначально, иначе где ему было и жить, как не в этом краю, самой
природой приспособленном и для хлебопашества, и для лесных промыслов.
И действительно, в глубину веков уходит кокшеньгская старина. Жива в устных
преданиях местных жителей, фольклоре и топонимике память об обитавших здесь
когда-то чудских племенах.
В нашем районе по реке Кокшеньге совсем недавно были расположены деревни трех
сельских советов: Дзержинского, Ракуло-Кокшеньгского, Ульяновского и часть
Благовещенского. Сегодня через Кокшеньгу по нашему району построен красивый
железобетонный мост в районе бывшей деревни Лагмос, после Великой Отечественной
войны в районе деревни Григорово также поставлен большой железнодорожный мост,
был деревянный мост и в деревне Ульяново (сегодня его нет).
В деревню Ревдино вплоть до 70-х годов переплавлялись передвижным мостом-
переправой (даже перевозили автомобили и трактора). Основной переправой была
обыкновенная лодка.
В 60-70-е годы, когда там жила моя мать, я приезжал в Кокшеньгу, в деревню
Ревдино, на служебных автомобилях ГАЗ-51 и УАЗ-469. Был паром с длинным
металлическим тросом и вручную помогали передвигаться по реке с одного берега на
другой.
В моем семейном альбоме сохранилась фотография (я в то время занимался любитель-
ской фотосъемкой), на которой я запечатлел: на плоте стоит УАЗ-469
(принадлежащий бывшему теперь отделению кинопроката), 16 июля 1963 года. На
снимке И.А.Могутов - шофер, его жена Галина, моя жена Ида, теща Анна Васильевна
и два деревенских парня. Мы на плоту при помощи троса перебирались через реку
Кокшеньга в местечке Ревдино-Гарь. С пуском через Кокшеньгу железобетонного
моста в районе д. Лагмос необходимость в передвижном плоту
отпала, ездят в Ревдино и Устью на автотранспорте.
| |