Пресса Архангельской области
 


Вельск-инфо
15 ноября 2006 (56)
Александр ЧЕСНОКОВ

Приветы из прошлого

Консультант - Красновский в школьной программе - Поэт в собрании - "Лили Марлен" - Марлен Дитрих и Иосиф Бродский -

Защита Лимонова - Мистификации не закончены

17 ноября - День памяти поэта и литературного консультанта журнала "Важская область" Ричарда Красновского. Я не ошибся, когда Консультант написал с большой буквы, ибо в лице Ричарда Александровича это понятие приобретало уже не нарицательное значение, а имя собственное. И что самое поразительное, что эта совместная работа продолжается до сих пор, хотя поэт уже одиннадцать лет в селениях, где праведные упокояются, и двенадцать лет, как приостановлен журнал:

Тем временем сбывается пророчество Пушкина на счет exsegi monumentum: рубцовская премия за "Эвальда Зорина", ныне публикации в журнале "Двина" - к семидесятипятилетнему юбилею. Московский журнал для школьников просит детские стихи, даже обсуждается вопрос о введении произведений нашего земляка в школьную программу: Услышь такое секретарь по идеологии Вельского райкома партии в 60-е-70-е годы ХХ века Д.Д.Некрасов, царство ему небесное!:

Но это так сказать в плоскости официального признания: Почетный гражданин, honoria causa (по совокупности заслуг (прим. "В-И") - etc: Во-первых, при жизни все это было невозможно, не потому, что Ричард Александрович не заслуживал, а потому, что не хотел. Даже депутатство в городском Совете его последнее время тяготило, так что решение об уничтожении советской власти в первых числах октября 1993 было встречено поэтом с облегчением. Во-вторых, это был действительно Поэт, и его присутствие на любом мероприятии было уместно, когда он держал в руках аудиторию. Наконец, история не признает сослагательного наклонения, а особенности национальной истории заключаются в том, что слава, как правило, посмертна, и исключения лишь подтверждают это правило.

Для современников Ричард был не только, вернее не столько поэтом, сколько просветителем. Не в том смысле, что пророчески вещал ex cathedra (непререкаемо - прим. "В-И"), а, сколько беседы с ним заводили в края не познанного, но интересного, причем, склонный к мистификациям, он умел заинтриговать рассказом о том или ином классике, литературным или историческим анекдотом. Некоторые мистификации разрешаются много лет спустя. Скажем, рассказ о приезде в Вельск секретного сотрудника органов госбезопасности.

"Гость оказался весьма эрудированным в части потаенной литературы и искусства, исполнял "Лили Марлен" и предлагал "без проблем" опубликовать стихи Красновского в зарубежных русских журналах. Успех гарантировал", - я так описывал эту встречу в очерке "О моем друге", хотя недоумевал: почему вдруг опекун Бродского, тем более связанный с известным ведомством, ни с того ни с сего исполняет песенку, мелодия которой служила за-ставкой к радиопередачам нацистского радио? Мистификация разрешилась совсем недавно. На просторах необъятного Интернета я нашел эту песенку и перевод Бродского.

Стихотворение "Лили Марлен" написал Ганс Ляйп (Hans Leip) в 1915 году в окопах восточного фронта Первой мировой. В 1938 Норберт Шульце (Norbert Schultze) положил ее на музыку. Песня, рассказывающая о любви к далекой девушке солдата, который не уверен, что когда-нибудь ее увидит, быстро завоевала такую популярность в Германии, особенно в действующей армии, что превратилась в неофициальный гимн. Идеолог нацистов доктор Геббельс безуспешно пытался бороться с ней, считая, что меланхоличные слова снижают боевой дух арийцев.

Но во время второй мировой ее исполняла известная Марлен Дитрих, которая покинула родную Германию по идеологическим расхождениям. В ее исполнении "Лили Марлен" стала любимой песней и союзнических войск. Кстати, в Германии Дитрих была объявлена врагом Третьего Рейха. Иосиф Бродский перевел этот нацистский шлягер, который белокурая Дитрих Марлен исполняла в окопах союзников, весьма своеобразно:


Лупят ураганным. Боже помоги,
Я отдам Иванам шлем и сапоги,
Лишь бы разрешили мне взамен
Под фонарем
Стоять вдвоем
С тобой, Лили Марлен,
С тобой, Лили Марлен.

Видимо, гость поэта и хотел подчеркнуть своеобразие миро-ощущения своего подопечного. Но в те далекие времена и думать было нельзя о том, что те, кто попал в окопы под "Хорст Вессель", ничем не отличались, по сути, от тех, кто шел туда под "Броня крепка, и танки наши быстры:" Вообще упоминание "Лили Марлен" в Советском Союзе приравнивалось к принадлежности говорившего к идеологической оппозиции. Ричард хорошо знал идеологию и тех и других, и знал, куда она ведет. Не зря о первой половине девяностых он писал:


Голос прессы под цвет мочи, 
Словно вылизан языком, 
машут старые палачи 
гуталиновым сапогом:

Вообще-то литературное и эпистолярное наследство Ричарда Красновского не изучено. Хотя там есть любопытные письма, скажем письмо в защиту: Эдуарда Лимонова, написанное в середине семидесятых, времен написания знаменитой "Это я, Эдичка". Когда "Литературная газета" опубликовала нечто вроде того, что плохо, мол, живет эмигрант, покинув замечательную страну Советов, Ричард вступился:

Понятно, что на страницах "Литературки" ничего не появилось, но поэт получил успокоительный ответ редакции, где говорилось: "Успокойтесь, не так уж плохо там живет бедный Эдичка". Так что творчество поэта раскроет наверно еще не одну мистификацию. Ныне это уже стало историей: не только белокурая "Лили Марлен", но и Бродский, и сам автор. И уж наверно скандально известный ныне лидер национал- большевиков никак не думал, что в пору его скитаний появится голос в его защиту из северной глубинки. Так что мистификации не окончены.

Александр ЧЕСНОКОВ, аналитический обозреватель "В-И"



Вельск-инфо:
Свежий номер
Архив номеров
Об издании
Контакты
Реклама



Издания Архангельской области:

Правда Северо-Запада
МК в Архангельске




Авангард
АиФ в Архангельске
Архангельск
Архангельская лесная газета
Архангельская субботняя газета
Архангельский епархиальный вестник
Бизнес-класс
Бумажник
Важский край
Ваш личный доктор
Ведомости Поморья
Вельск-инфо
Вельские вести
Вести Архангельской области
Вестник космодрома
Вечерний Котлас
Вечерняя Урдома
Вилегодская газета
Витрина 42х40
Волна
Выбор народа
Горожанин
Голос рабочего
Графоман
Губернский лабиринт
Двина (лит. жур.)
Двиноважье
Двинская правда
Добрый вечер, Архангельск!
Единый Мир
Жизнь за всю неделю
Заря
Звезда
Звездочка
Земляки
Знамя
Знамя труда
Известия НАО
Инфопроспект
Каргополье
Коношские ведомости
Коношский курьер
Корабел
Коряжемский муниципальный вестник
Котласский бумажник
Красноборская газета
Курьер Беломорья
Лесной регион
Лесные новости
Ломоносовец
Маяк
Медик Севера
Мирный град
МК-Север
Моряк Севера
Моряна
Наш темп
Независимый взгляд
Новодвинский рабочий
Нэрм Юн
Онега
Пинежье
Плесецкие новости
Полезная газета Cевера
Поморский курьер
Правда Севера
Пульс города
Российская Газета
Рыбак Севера
Рубежъ
Север
Северный комсомолец
Северная корреспонденция
Северная магистраль
Северная широта
Северный рабочий
СМ. вестник
Смольный Буян
Троицкий проспект
Трудовая Коряжма
У Белого моря
Устьянский край
Устьянские Вести
Холмогорская жизнь
Частная Газета
Защита прав граждан
Вельская неделя