|
Вельск-инфо
29 ноября 2006 (60)
Александр Чесноков
Суета вокруг собора
Суета вокруг храма Преображения Господня, ныне Городского культурного центра,
продолжается. Вопрос ставится в плоскости: кому содержать и направлять поднятие
культурного уровня населения: муниципалитету города или района? Судя по
заметкам, просачивающимся в прессу, речь идет не о концепции, не о направлении
развития, а о здании: на чьем балансе будет находиться оскверненная святыня.
Вернее, кто будет содержать планетарий, помещения для кружков, театральную,
цирковую студию - но и это не главное. Главное - сохранится ли синекура
районного масштаба в статусе отдела по культуре и туризму: штатное расписание,
методический кабинет, а вместе с ними право распоряжаться финансовыми потоками,
направляемыми на культурные мероприятия: День города, ярмарки, торжки и т.д.
Естественный вопрос возврата экспроприированного помещения законному владельцу -
Церкви осложнился достаточно странным заявлением: мол, они сами не просят,
потому что не готовы содержать помещение, ни благочиние, ни епархия. Во-первых,
незаконно отнятое, или проще говоря похищенное нужно сначала вернуть. Пока,
получается, следует как бы отменить систему судебных приставов и каждого
пострадавшего направлять к грабителю, дабы тот попросил его вернуть украденное.
Во-вторых, в заявлениях той и другой стороны указывается на то, что здание
собора приносит прибыль от проводимых там меро-приятий. Ведь не предлагают
передать на баланс муниципальному району клуб на Лесобазе, а непременно собор в
центре города!
Вполне естественно желание работников Городского культурного центра остаться в
городском муниципальном образовании. Дело не в трудовых договорах, срочных или
бессрочных, при смене учредителя естественны перестановки в руководстве
управленческого аппарата, а коллектив сложился, находится в состоянии
устойчивого равновесия. Причем договоры заключены на определенных условиях,
поскольку речь идет о культуре, а тут если не смена идеологического курса, то
есть стратегии, но непременно тактики: администрация района может сменить или
поставить в такое положение, что руководители ГКЦ уйдут сами - очень вероятно.
Происходящее вполне укладывается в идеологические рамки руководящей и
направляющей партии "Единая Россия". Там даже в более крупных городах, даже в
мегаполисах предлагается упразднить выборность мэров, оставив руководителям
субъекта Федерации назначение. Конечно, чем меньше субъектов управления, тем
легче руководить. Если отбросить риторику о нарушении принципов местного
самоуправления, эту вертикаль можно довести до стройного демократического
централизма времен Иосифа Сталина. Это - креатура райкома, иная - обкома, а то и
самого ЦК - читай Президента.
Не вдавался в изыскания, на каком уровне утверждался директор Вельского Дома
культуры (скорее всего - районным комитетом партии), поскольку если город-ской
Совет с исполнительным комитетом был, то городского комитета партии, по крайней
мере в Вельске, не было. Да и сам Дом культуры был районным. Так что возврат
культурного центра под районное руководство - вольный или невольный шаг назад,
тоска о временах жесткого регламента культуры.
Один из аргументов той и другой стороны в притязаниях на руководство культурным
центром - бесплатное проведение культурных мероприятий того или иного уровня,
имеется в виду при взаимоотношениях. Хотя в этом случае, когда идет речь об
экспро-приированной недвижимости, рассуждения о возможной прибыли кощунственны.
Здесь ни при чем даже Конституция, по которой объявлена свобода совести,
поскольку затронуты не мировоззренческие, а отношения собственности. В том и
проявляются чудеса, что на первый взгляд все выглядит банально и укладывается в
причинно-следственный ряд.
Автор не столь наивен, чтобы отрицать возможную прибыль, скажем, туристического
бизнеса. Только ведь и туристический бизнес основан на сохранении, реставрации
памятников культуры. Одно дело - показывать туристу в музее макет городского
собора, другое дело, когда в реставрированном соборе появляется жизнь, когда
горожане в минуты досуга идут в храм, а не несут пожертвования в государев кабак
и "одноруким бандитам". Что касается средств на содержание, капитальный ремонт -
их можно найти при надлежащем усердии.
Только возникает еще один во-прос: все это легче будет сделать в каком случае?
Когда творишь богоугодное дело, не обращая внимания на сиюминутные выгоды, или
когда действуешь по известному коммунистическому принципу: все вокруг колхозное,
все вокруг мое? То есть все принадлежит народу, а управлять средствами
производства, в данном случае реконструированным лет восемьдесят назад зданием,
лучше всего смогут коммунальный и культурный отделы администрации. Мол, у церкви
все равно средств нет, да и зачем реконструировать, легче новый построить:
Верю, что и старый реконструируют, и новый построят! Ну, а спор, на чьем балансе
должен находиться культурный центр, глава муниципального района решает, в общем-
то, в православной традиции: "Нам бы хотелось: но если решение будет принято в
пользу города, мы спорить не станем". Сергей Колотилов оставляет решение вопроса
на усмотрение согласительной комиссии.
Налицо два подхода: мэр не теряет надежды, что "только будучи городским, Дом
культуры в полной мере сможет реализовать свои задачи", с другой стороны "нам
хотелось бы". В подтверждение первого тезиса нужно отметить, что с приходом
нового директора впервые установился контакт руководства культурным центром с
Вельским благочинием. А пока был он на балансе района, предпочтение отдавалось:
свидетелям Иеговы. Вопрос к согласительной комиссии: а вы кому отдаете
предпочтение?
| |