Пресса Архангельской области
 


Вельск-инфо
20 декабря 2006 (66)
Ольга ВАРАВИНА

"Романтики" - гордость Вельска

Из истории ансамбля

24 декабря народный эстрадно-цирковой ансамбль "Романтики" отмечает свое 40- летие. Он является лауреатом областных и всероссийских конкурсов.

В далекие шестидесятые из маленькой цирковой группы "Искорка", занимавшейся в сельском Доме культуры, родился большой творческий коллектив, по праву получивший звание народного. Таких цирковых ансамблей в нашей области только два. Один в Вельске - другой в Архангельске. Но уникальны "Романтики" не только направлением своего творчества, цирк - сам по себе очень сложен, но и наполнен необыкновенным духом, атмосферой творческого союза, передающейся от одного поколения участников ансамбля к другому.

Возвращение в Вельск

Вот и все: Все кончилось из-за нелепой случайности. Щелкнул внезапно, расстегнулся замочек лонжи - страховки циркового артиста. Он упал с высоты. Была тяжелая травма, клиника и строгий приговор врачей: "Цирк, голубчик, для вас кончился". К этому запрету примешивалась горечь другого. Советовали Александру Распопову сменить капризный ленинградский климат на устойчивый, а еще лучше - вернуться в свою Усть-Подюгу, в кольцо целебных сосновых боров, к берегам тихих речушек.

Врачи, очевидно, не задумывались над тем, что ему, молодому артисту цирка, студенту Ленин-градского института театра, музыки и кино, делать в маленькой северной деревушке.

...Выходила его, окончательно поставила на ноги мать. Но о возвращении в цирк не могло быть и речи. Поэтому Александр согласился работать заведующим местным клубом, так как это хоть как-то отвечало его интересам. Шла весна 1966 года.

Мальчишки здешние, он заметил, очень пластичные, упругие. Что если попытаться подготовить с ними два-три цирковых номера для концерта? Рассказал Александр Распопов об этой идее одному знакомому. А тот ответил: "Засмеют тебя в деревне. Разве из наших сорванцов что-нибудь получится?"

Выступление детской цирковой группы на областном смотре художественной самодеятельности было для начинающих юных артистов признанием. Они стали дипломантами смотра. И для зрителей маленькие циркачи были приятным сюрпризом.

Среди известных, прославленных коллективов: народных и академических хоров, танцевальных ансамблей, фольклорных и современных - вдруг появился эстрадный цирковой ансамбль "Искорка". Сельские мальчишки ходили по проволоке, жонглировали горящими факелами, разыгрывали остроумную клоунаду и пантомиму и покорили зал обаянием и мастерством. Девочки танцевали, выступали с акробатическими этюдами.

Это было начало творческого пути коллектива. Позже детская цирковая группа "Искорка" прекратила свое существование, а при Вельском Доме культуры был создан большой эстрадно-цирковой ансамбль "Романтики".

Большому кораблю - большое плавание

Мастерство оттачивалось, в ансамбль вливались новые участники, росла его популярность.

В 1973 году, выступая в Ленинграде на Всероссийском смотре самодеятельного искусства, ансамбль стал лауреатом этого смотра. В том же году ему присвоено звание "Народный молодежный эстрадно-цирковой ансамбль". В 1974 году ансамбль стал лауреатом Всесоюзного фестиваля молодежи.

В чем же секрет такого успеха? Прежде всего, в целеустремленности, любви к своему делу, огромном трудолюбии участников ансамбля и руководителя.

Не каждому руководителю самодеятельности выпадает такое счастье: открыть путь на профессиональную сцену, Александру Николаевичу в учениках повезло. Владимир Попов - первый ученик из ансамбля "Искорка", позднее участник ансамбля "Романтики", на протяжении трех лет лауреат областного смотра самодеятельного искусства. После службы в армии он работал два года в Госцирке и потом поступил учиться в студию при дирекции Госцирка.

Еще в школе ребята мечтали о цирковом училище, и мечта двух из них сбылась.

Отслужив в армии, Александр Турабов и Александр Боровик поступили в Московское цирковое училище. Александр Турабов был принят сразу на второй курс. Это редкий случай. В 1977 году он кончает училище. Александр Боровик учится на втором курсе.

Об Александре Турабове стоит рассказать более подробно.

В свое время, когда эквилибрист Александр Турабов прислал домой первую в своей жизни программку, где среди множества номеров представления был обозначен и его, соседи, друзья по школе долго удивлялись: надо же, все-таки добился своего, стал артистом, не верится даже. Повод для такого скептицизма был довольно основательный: в далекий поселок Архангельской области, где Саша родился, рос, и телевидение-то пришло в дома совсем недавно - в 70-х годах. А о цирке и говорить нечего. Знали о нем лишь понаслышке. Это был какой-то иной мир, далекий от повседневных забот и волнений, почти абстрактное понятие. Поэтому как на чудака смотрело все взрослое население на появившегося здесь Александра Распопова, объявившего набор школьников в создаваемый им цирковой кружок при клубе. Но заинтересовались многие - в кружок записалось более ста ребят. Вряд ли знали они тогда по-настоящему, что такое цирк. И постепенно большинство отступило перед трудностями, случайные отсеялись. Осталось пятнадцать самых настойчивых ребят. Среди них был и семиклассник Саша Турабов.

Не видав ни разу в жизни настоящего манежа, ни одного циркового представления, он тем не менее влюбился в этот мир по рассказам своего наставника, по книгам и журналам. С такой жадностью взялся за репетиции, что времени, проводимого в клубе, ему было мало. Занимался еще и дома по семь-восемь часов в день. Включал музыку и бросал без конца кольца, булавы. Руки после таких упражнений становились как деревянные, зато начинали "слушаться" предметы, все реже падали с глухим стуком на пол.

Это сейчас Александр Геннадьевич Турабов говорит, что цирк - это такое искусство, что хочется себя попробовать в разных жанрах. Ведь, уходя на пенсию по возрасту, цирковые артисты не могут просто так порвать с цирком.

А тогда: В поселок приехала группа "Цирк на сцене", Саша впервые увидел эквилибриста на свободной проволоке. А увидев, был потрясен - ведь это как раз то, к чему он инстинктивно стремился, когда вырабатывал баланс на катушках и когда пробовал внести в это элементы жонглирования.

Турабову повезло: занимался он у опытных преподавателей. От самых азов к сложным трюковым комбинациям, шаг за шагом шел он к постижению своей цели. На своих ладонях испытал Саша сопротивление материала, иной раз бывало так трудно, что хотелось бросить все напрочь. Не бросил. Поиск оригинального, неудовлетворенность сегодняшним успехом - это ведь как раз то качество, которое и отличает творческую натуру, людей, преданных своему делу.

Настоящие волшебники

...На сцене появляется маленький смешной человечек, который удивительно ловко жоглирует одновременно зонтиком, тросточкой и шляпой - это сценическая маска Наташи Рожковой, в жизни очень симпатичной и обаятельной девушки.

Ее сменяют на сцене братья Шаптилей. После эквилибра на катушках, выполненного Виктором, словно соревнуясь с ним в мастерстве, Александр поднимается на свободную проволоку. Тройной баланс - сложнейший трюк, доступный лишь трем артистам советского цирка, и среди них воспитанник "Романтиков" Александр Шаптилей.

А впереди выступления эквилибриста Виктора Макарьина, акробатки Жени Некрасовой, жонглера - Ильи Юринского и многих других участников цирковой студии "Романтики": Так писала "Правда Севера" о выступлениях "Романтиков" в 80-х годах.

"Романтики" всегда оправдывали и оправдывают свое название. Они в постоянном поиске. Их мастерству удивляются, одновременно восхищаясь, сотни зрителей.

Сегодня ансамбль работает в Доме культуры г. Вельска. В коллективе занимаются более 60 вельских мальчишек и девчонок. Они постигают тайны и законы акробатики, гимнастики, эквилибристики, жонглирования, клоунады, атлетики и иллюзии. Художественным руководителем, режиссером и душой "Романтиков" является Наталья Мужикова, а надежным творческим помощником - педагог-хореограф Наталья Когут. Наталья Евгеньевна Мужикова сама является выпускницей студии. После окончания училища вернулась в Вельск, и ее цирковое хобби переросло в профессию

Увлечение цирком - прерогатива немногих. Цирк - это движение, физическая нагрузка, обыкновенное чудо и магия, захватывающее зрелище и игра с невероятными трюками.

Неизменно в течение всех лет своего существования ансамбль "Романтики" - активный участник различных фестивалей и конкурсов как районного, так и областного масштаба. Не раз выезжали ребята и на всероссийские конкурсы. На цирковом фестивале в городе Архангельске две выпускницы ансамбля получили дипломы победителей за оригинальный жанр и эквилибр. Вика Бородулина, окончив училище, работает теперь в Турции.

Сегодня ансамбль занимается, в основном, большими цирковыми шоу-программами. Благодаря непрерывному творческому поиску и страстному желанию работать и расти профессионально, воспитанники студии осваивают современные цирковые жанры: игра "Антипод", игра с хулахупами, кардепарель и др. Непременным атрибутом программ являются танцы: джаз, модерн:

Большое значение в продвижении "Романтиков", в освоении новых жанров играет финансирование. К сожалению, оно, как и во всей культуре, недостаточное. На первых порах руководитель студии А. Распопов делал реквизит своими руками, сегодня же таких мастеров по всей России единицы, а уж в Вельске их точно нет. Часто участникам ансамбля приходится выходить из положения на том, что имеется. Профессиональные маты, оснащение для жонглирования стоит приличных денег. Не менее волнует педагогов и то, что нет возможности обучать одаренных детей дальше.

Но они не сдаются, стараются, работают и потому мы, жители Вельска, можем с гордостью говорить - это наши "Романтики" - и наслаждаться их мастерством, изяществом и красотой на концертах:

Подготовила Ольга ВАРАВИНА



Вельск-инфо:
Свежий номер
Архив номеров
Об издании
Контакты
Реклама



Издания Архангельской области:

Правда Северо-Запада
МК в Архангельске




Авангард
АиФ в Архангельске
Архангельск
Архангельская лесная газета
Архангельская субботняя газета
Архангельский епархиальный вестник
Бизнес-класс
Бумажник
Важский край
Ваш личный доктор
Ведомости Поморья
Вельск-инфо
Вельские вести
Вести Архангельской области
Вестник космодрома
Вечерний Котлас
Вечерняя Урдома
Вилегодская газета
Витрина 42х40
Волна
Выбор народа
Горожанин
Голос рабочего
Графоман
Губернский лабиринт
Двина (лит. жур.)
Двиноважье
Двинская правда
Добрый вечер, Архангельск!
Единый Мир
Жизнь за всю неделю
Заря
Звезда
Звездочка
Земляки
Знамя
Знамя труда
Известия НАО
Инфопроспект
Каргополье
Коношские ведомости
Коношский курьер
Корабел
Коряжемский муниципальный вестник
Котласский бумажник
Красноборская газета
Курьер Беломорья
Лесной регион
Лесные новости
Ломоносовец
Маяк
Медик Севера
Мирный град
МК-Север
Моряк Севера
Моряна
Наш темп
Независимый взгляд
Новодвинский рабочий
Нэрм Юн
Онега
Пинежье
Плесецкие новости
Полезная газета Cевера
Поморский курьер
Правда Севера
Пульс города
Российская Газета
Рыбак Севера
Рубежъ
Север
Северный комсомолец
Северная корреспонденция
Северная магистраль
Северная широта
Северный рабочий
СМ. вестник
Смольный Буян
Троицкий проспект
Трудовая Коряжма
У Белого моря
Устьянский край
Устьянские Вести
Холмогорская жизнь
Частная Газета
Защита прав граждан
Вельская неделя