Вельск-инфо
20 декабря 2006 (66)
Ольга ВАРАВИНА
"Романтики" - гордость Вельска
Из истории ансамбля
24 декабря народный эстрадно-цирковой ансамбль "Романтики" отмечает свое 40-
летие. Он является лауреатом областных и всероссийских конкурсов.
В далекие шестидесятые из маленькой цирковой группы "Искорка", занимавшейся в
сельском Доме культуры, родился большой творческий коллектив, по праву
получивший звание народного. Таких цирковых ансамблей в нашей области только
два. Один в Вельске - другой в Архангельске. Но уникальны "Романтики" не только
направлением своего творчества, цирк - сам по себе очень сложен, но и наполнен
необыкновенным духом, атмосферой творческого союза, передающейся от одного
поколения участников ансамбля к другому.
Возвращение в Вельск
Вот и все: Все кончилось из-за нелепой случайности. Щелкнул внезапно,
расстегнулся замочек лонжи - страховки циркового артиста. Он упал с высоты. Была
тяжелая травма, клиника и строгий приговор врачей: "Цирк, голубчик, для вас
кончился". К этому запрету примешивалась горечь другого. Советовали Александру
Распопову сменить капризный ленинградский климат на устойчивый, а еще лучше -
вернуться в свою Усть-Подюгу, в кольцо целебных сосновых боров, к берегам тихих
речушек.
Врачи, очевидно, не задумывались над тем, что ему, молодому артисту цирка,
студенту Ленин-градского института театра, музыки и кино, делать в маленькой
северной деревушке.
...Выходила его, окончательно поставила на ноги мать. Но о возвращении в цирк не
могло быть и речи. Поэтому Александр согласился работать заведующим местным
клубом, так как это хоть как-то отвечало его интересам. Шла весна 1966 года.
Мальчишки здешние, он заметил, очень пластичные, упругие. Что если попытаться
подготовить с ними два-три цирковых номера для концерта? Рассказал Александр
Распопов об этой идее одному знакомому. А тот ответил: "Засмеют тебя в деревне.
Разве из наших сорванцов что-нибудь получится?"
Выступление детской цирковой группы на областном смотре художественной
самодеятельности было для начинающих юных артистов признанием. Они стали
дипломантами смотра. И для зрителей маленькие циркачи были приятным сюрпризом.
Среди известных, прославленных коллективов: народных и академических хоров,
танцевальных ансамблей, фольклорных и современных - вдруг появился эстрадный
цирковой ансамбль "Искорка". Сельские мальчишки ходили по проволоке,
жонглировали горящими факелами, разыгрывали остроумную клоунаду и пантомиму и
покорили зал обаянием и мастерством. Девочки танцевали, выступали с
акробатическими этюдами.
Это было начало творческого пути коллектива. Позже детская цирковая группа
"Искорка" прекратила свое существование, а при Вельском Доме культуры был создан
большой эстрадно-цирковой ансамбль "Романтики".
Большому кораблю - большое плавание
Мастерство оттачивалось, в ансамбль вливались новые участники, росла его
популярность.
В 1973 году, выступая в Ленинграде на Всероссийском смотре самодеятельного
искусства, ансамбль стал лауреатом этого смотра. В том же году ему присвоено
звание "Народный молодежный эстрадно-цирковой ансамбль". В 1974 году ансамбль
стал лауреатом Всесоюзного фестиваля молодежи.
В чем же секрет такого успеха? Прежде всего, в целеустремленности, любви к
своему делу, огромном трудолюбии участников ансамбля и руководителя.
Не каждому руководителю самодеятельности выпадает такое счастье: открыть путь на
профессиональную сцену, Александру Николаевичу в учениках повезло. Владимир
Попов - первый ученик из ансамбля "Искорка", позднее участник ансамбля
"Романтики", на протяжении трех лет лауреат областного смотра самодеятельного
искусства. После службы в армии он работал два года в Госцирке и потом поступил
учиться в студию при дирекции Госцирка.
Еще в школе ребята мечтали о цирковом училище, и мечта двух из них сбылась.
Отслужив в армии, Александр Турабов и Александр Боровик поступили в Московское
цирковое училище. Александр Турабов был принят сразу на второй курс. Это редкий
случай. В 1977 году он кончает училище. Александр Боровик учится на втором
курсе.
Об Александре Турабове стоит рассказать более подробно.
В свое время, когда эквилибрист Александр Турабов прислал домой первую в своей
жизни программку, где среди множества номеров представления был обозначен и его,
соседи, друзья по школе долго удивлялись: надо же, все-таки добился своего, стал
артистом, не верится даже. Повод для такого скептицизма был довольно
основательный: в далекий поселок Архангельской области, где Саша родился, рос, и
телевидение-то пришло в дома совсем недавно - в 70-х годах. А о цирке и говорить
нечего. Знали о нем лишь понаслышке. Это был какой-то иной мир, далекий от
повседневных забот и волнений, почти абстрактное понятие. Поэтому как на чудака
смотрело все взрослое население на появившегося здесь Александра Распопова,
объявившего набор школьников в создаваемый им цирковой кружок при клубе. Но
заинтересовались многие - в кружок записалось более ста ребят. Вряд ли знали они
тогда по-настоящему, что такое цирк. И постепенно большинство отступило перед
трудностями, случайные отсеялись. Осталось пятнадцать самых настойчивых ребят.
Среди них был и семиклассник Саша Турабов.
Не видав ни разу в жизни настоящего манежа, ни одного циркового представления,
он тем не менее влюбился в этот мир по рассказам своего наставника, по книгам и
журналам. С такой жадностью взялся за репетиции, что времени, проводимого в
клубе, ему было мало. Занимался еще и дома по семь-восемь часов в день. Включал
музыку и бросал без конца кольца, булавы. Руки после таких упражнений
становились как деревянные, зато начинали "слушаться" предметы, все реже падали
с глухим стуком на пол.
Это сейчас Александр Геннадьевич Турабов говорит, что цирк - это такое
искусство, что хочется себя попробовать в разных жанрах. Ведь, уходя на пенсию
по возрасту, цирковые артисты не могут просто так порвать с цирком.
А тогда: В поселок приехала группа "Цирк на сцене", Саша впервые увидел
эквилибриста на свободной проволоке. А увидев, был потрясен - ведь это как раз
то, к чему он инстинктивно стремился, когда вырабатывал баланс на катушках и
когда пробовал внести в это элементы жонглирования.
Турабову повезло: занимался он у опытных преподавателей. От самых азов к сложным
трюковым комбинациям, шаг за шагом шел он к постижению своей цели. На своих
ладонях испытал Саша сопротивление материала, иной раз бывало так трудно, что
хотелось бросить все напрочь. Не бросил. Поиск оригинального,
неудовлетворенность сегодняшним успехом - это ведь как раз то качество, которое
и отличает творческую натуру, людей, преданных своему делу.
Настоящие волшебники
...На сцене появляется маленький смешной человечек, который удивительно ловко
жоглирует одновременно зонтиком, тросточкой и шляпой - это сценическая маска
Наташи Рожковой, в жизни очень симпатичной и обаятельной девушки.
Ее сменяют на сцене братья Шаптилей. После эквилибра на катушках, выполненного
Виктором, словно соревнуясь с ним в мастерстве, Александр поднимается на
свободную проволоку. Тройной баланс - сложнейший трюк, доступный лишь трем
артистам советского цирка, и среди них воспитанник "Романтиков" Александр
Шаптилей.
А впереди выступления эквилибриста Виктора Макарьина, акробатки Жени Некрасовой,
жонглера - Ильи Юринского и многих других участников цирковой студии
"Романтики": Так писала "Правда Севера" о выступлениях "Романтиков" в 80-х
годах.
"Романтики" всегда оправдывали и оправдывают свое название. Они в постоянном
поиске. Их мастерству удивляются, одновременно восхищаясь, сотни зрителей.
Сегодня ансамбль работает в Доме культуры г. Вельска. В коллективе занимаются
более 60 вельских мальчишек и девчонок. Они постигают тайны и законы акробатики,
гимнастики, эквилибристики, жонглирования, клоунады, атлетики и иллюзии.
Художественным руководителем, режиссером и душой "Романтиков" является Наталья
Мужикова, а надежным творческим помощником - педагог-хореограф Наталья Когут.
Наталья Евгеньевна Мужикова сама является выпускницей студии. После окончания
училища вернулась в Вельск, и ее цирковое хобби переросло в профессию
Увлечение цирком - прерогатива немногих. Цирк - это движение, физическая
нагрузка, обыкновенное чудо и магия, захватывающее зрелище и игра с
невероятными трюками.
Неизменно в течение всех лет своего существования ансамбль "Романтики" -
активный участник различных фестивалей и конкурсов как районного, так и
областного масштаба. Не раз выезжали ребята и на всероссийские конкурсы. На
цирковом фестивале в городе Архангельске две выпускницы ансамбля получили
дипломы победителей за оригинальный жанр и эквилибр. Вика Бородулина, окончив
училище, работает теперь в Турции.
Сегодня ансамбль занимается, в основном, большими цирковыми шоу-программами.
Благодаря непрерывному творческому поиску и страстному желанию работать и расти
профессионально, воспитанники студии осваивают современные цирковые жанры: игра
"Антипод", игра с хулахупами, кардепарель и др. Непременным атрибутом программ
являются танцы: джаз, модерн:
Большое значение в продвижении "Романтиков", в освоении новых жанров играет
финансирование. К сожалению, оно, как и во всей культуре, недостаточное. На
первых порах руководитель студии А. Распопов делал реквизит своими руками,
сегодня же таких мастеров по всей России единицы, а уж в Вельске их точно нет.
Часто участникам ансамбля приходится выходить из положения на том, что имеется.
Профессиональные маты, оснащение для жонглирования стоит приличных денег. Не
менее волнует педагогов и то, что нет возможности обучать одаренных детей
дальше.
Но они не сдаются, стараются, работают и потому мы, жители Вельска, можем с
гордостью говорить - это наши "Романтики" - и наслаждаться их мастерством,
изяществом и красотой на концертах:
Подготовила Ольга ВАРАВИНА
|