|
Вельск-инфо
6 декабря 2006 (62)
Валентин ПУСТЫШКИН
Франция - это не страна. Франция - это город
Вельчанину в Европе комфортно, но скучно
Поездка во Францию, в город Бордо, летом этого года была моей первой поездкой за
границу.
Случилось так, что знакомые моего товарища, узнав, что я все лето свободен от
работы, предложили мне провести три месяца во Франции на взаимовыгодных
условиях. Мне предлагалась культурная программа, оплата всех расходов, а взамен
я в свободное время помогаю им с ремонтом дома:
Глупые французы не знают русского языка и улыбаются
Сначала я не верил, что поездка вообще состоится, потому что весной были
проблемы во Французском посольстве с выдачей виз. Но в конце июня пришел мой
товарищ, вручил мне билеты и сказал: "Послезавтра будешь во Франции".
Рейс Москва-Париж на французском авиалайнере состоялся по расписанию, и через 4
часа я оказался в Париже в аэропорте Шарль де Голль. Далее предстоял перелет в
город Бордо, где меня должны были встретить.
Первое, что ошеломило - это масштабы самого аэропорта. Огромные корпуса
терминалов и количество пассажиров. Кругом незнакомая речь.
В Париже меня никто не встречал, и с первых минут ко мне пришло осознание своей
беспомощности и растерянности из-за незнания языка, так как через полтора часа
мне предстояло сделать пересадку на другой рейс, следующий в город Бордо.
Обслуживающий персонал аэропорта, как правило, знает два языка - французский и
английский, можно, конечно, объясняться на немецком, итальянском или испанском.
Но я, к сожалению, не владею ни одним из этих языков и всем объяснял, что я
русский - в ответ вижу только улыбку и все! Не знают они, оказывается, русского
языка. Мне даже обидно было, но, поставив себя на их место, подумал, что им
тоже, наверно, обидно за меня: К счастью, существует всеми понятный язык жестов,
да благо и билет на руках у меня, как путеводитель к достижению заветной цели.
Надо отметить, что культура обслуживания у них, несмотря на большой поток людей,
достаточно высокая.
И вот через полтора часа полета я прибыл в город Бордо. Было 10 часов вечера по
местному времени, но в июле в это время еще светло. В аэропорту меня встречали
Сергей со своей женой Элеонорой. Сергей родом из Архангельска, Элеонора из
Свердловска, оба студенты, заканчивают вузы.
Вот она, уютная Европа!
Город Бордо - третий город во Франции по численности населения после Парижа и
Марселя. Территориально Бордо похож на Москву. В пределах окружной дороги
проживает 220 тысяч человек, в пригородах, имеющих статус городов, еще около 400
тысяч. Протяженность агломерации Бордо составляет около 20 километров.
Старая часть города - центр - имеет традиционную для Франции застройку: узкие
улочки, дома высотой в два-три этажа, практически без каких-либо пожарных
разрывов. Возраст домов более ста лет. Отличительная особенность Франции - это
покрытие крыш зданий. Разрешен лишь один материал - керамическая черепица,
поэтому с высоты птичьего полета преобладает красный цвет.
Улицы в центре сплошь загромождены припаркованным легковым автотранспортом,
поэтому движение и разъезд с встречным авто очень затруднен. Совсем другая
картина в городах-пригородах. Все эти города за-строены коттеджами. Земельные
участки 10-15 соток. Особняки от 100 до 300 м2 в один-два этажа, как правило,
кирпичные - дерево не очень практично из-за местного климата. Осень, зима, весна
- это влажная погода, которая сопровождается дождями и слякотью. Снег - большая
редкость, если и выпадет, то тут же и тает.
На земельном участке расположен жилой дом, гараж на две машины, построена
беседка, у многих бассейны 30-40 м2 , а оставшуюся территорию занимают газоны,
плодово-ягодные насаждения. Изгороди, чаще всего живые, из специальных кустов и
деревьев.
Городская канализация, водопровод проложены вдоль улиц на глубине до полутора
метров. Электролинии, как ни странно, на электроопорах с использованием свитого
из четырех концов одножильного кабеля.
Приборы учета (вода, газ, электроэнергия) установлены в специальных шкафах при
въезде на усадьбу и доступны для контроля проверяющих организаций.
Чистота территории городов производит неизгладимые впечатления. Парки и зеленые
зоны не захламлены мусором и упавшими деревьями.
Количество дорожной сети очень огромно, тем не менее светофоров очень мало, как
правило, лишь в старой части города. Большинство развязок сделаны на "клумбах" -
с помощью кругового движения. Такой способ не требует светофоров, снижает
среднюю скорость движения и как результат - снижение ДТП.
Вдоль дорог на разделительных полосах очень много цветов, создающих атмосферу
постоянного праздника. Вообще цветы везде, даже на электроопорах в огромных
вазах. Вдоль дорог в основном лишь указатели движения транспорта, рекламных
щитов немного.
Территория Франции равна площади Архангельской области, но населения проживает в
40 раз больше, чем у нас. Практически вся Франция - один населенный пункт, так
как население городков невелико - 10-20 тысяч человек, но их очень много. В
шутку сказать: если выпрыгнуть из самолета с парашютом в любом месте и,
приземлившись, идти в любую сторону не более чем 1,5-2 километра, - заблудиться
практически невозможно, везде жилье.
Дома в большинстве своем, как я уже говорил, 1-, 2-этажные, высотные дома есть,
но в них, как правило, проживают малоимущие или переселенцы из других стран.
Конфликт менталитетов
Во второй половине XX века во Францию хлынула огромная волна эмигрантов: сначала
из ее африканских и азиатских колоний, а в последнее время и из Восточной
Европы. Это существенно повлияло и на внутреннюю политику в целом, и на
взаимоотношения между коренным населением и переселенцами. Возникающие
противоречия иногда принимают острый характер, как мы это наблюдали в 2005 году
- во многих крупных городах произошли массовые беспорядки. Особенно много
эмигрантов в портовых городах, прежде всего в Марселе и его окрестностях.
Конфликты во многом объясняются не просто разным, а иногда и прямо
противоположным, контрастным менталитетом людей. И хотя Франция демократическая,
толерантная страна (то есть терпимая к чужим обычаям и нормам жизни), все же
государство пытается адаптировать арабов, африканцев и азиатов к общепринятым
порядкам и Конституции. Одним из главных отличий между местным населением и
эмигрантами является их отношение к законам. Французы, как и все европейцы,
исключительно законопослушные граждане. Приведу лишь пару примеров.
Однажды мы ехали на автомобиле к океану отдыхать. Вдоль дороги - бесконечные
ряды ухоженных виноградников. Остановились на обочине, чтобы сделать несколько
снимков на память. Не успели мы подойти, как все встречные машины начали яростно
сигналить, а водители и пассажиры оживленно жестикулировать. Они хотели нас
предупредить, что нельзя близко подходить к виноградникам - частная
собственность, которая здесь свято уважается:
В окрестностях Бордо, на берегу океана, меня поразили огромные дюны, высотой в
несколько сот метров.
Прекрасный, чистейший песок. А рядом, в нескольких десятках метров - магазин
строительных материалов, где этот же песок продается, расфасованный в мешки. Для
русского человека это просто немыслимо! Как бы мы поступили в таком случае?
Наверняка, если бы понадобился песок, просто приехали бы и загрузили из песчаной
горы в легковой прицеп столько, сколько надо. Французам же это даже в голову не
приходит! Они дисциплинированно едут в магазин и покупают песок в мешках:
Надо ли говорить, что у выходцев из Африки и Азии совершенно другой менталитет?
Государство пытается объяснить эмигрантам, что "в чужой монастырь со своим
уставом не ходят", но получается это пока не очень:
Уровень жизни
Коренные французы имеют высокий уровень образования и, как правило,
высокооплачиваемую работу. Они занимаются более престижными профессиями и,
соответственно, хорошо зарабатывают. Спрашивать о размерах доходов в Европе
считается дурным тоном, и никто на эту тему не говорит, но по косвенным
признаком можно определить, что средняя зарплата квалифицированных рабочих и
клерков средней руки - не менее 3-5 тысяч евро (100-150 тысяч рублей).
Бизнесмены, конечно, имеют гораздо больший доход, неплохо зарабатывают и
чиновники.
На низкооплачиваемых работах, как правило, работают выходцы из арабских стран и
африканцы. Но "низкооплачиваемые" они только по француз-ским меркам. Думаю,
зарплате в 40-60 тысяч рублей (1,5-2 тысячи евро) был бы рад любой россиянин.
Эмигранты, в основном, заняты в сфере обслуживания, сервисе, в коммунальном
хозяйстве. Если же рядом с ними работают коренные французы, то за один и тот же
труд они получают больше.
Бюджет французской семьи
В отличие от россиян, основными статьями расходов европейцев являются
коммунальные услуги (иногда доходят до 40% доходов) и отдых, подразумевающий
путешествия по стране, зарубежный туризм, развлечения, спорт и т.д. Всю жизнь
французы, как и граждане других западных стран, выплачивают кредиты и ссуды - на
строительство дома, покупку автомобиля, образование и т.д. Значительные расходы
на медицинское обслуживание и на учебу. Меньше всего они тратят на питание - как
правило, не более 10% от доходов.
За рулем
Каждая семья, как правило, имеет два-три автомобиля. Часто можно видеть за рулем
пожилых людей, которым далеко за семьдесят. В этом нет ничего удивительного: на
пенсию французы выходят поздно, поэтому 70 лет для них еще далеко не старость.
Они много путешествуют по стране и по Европе на автомобилях.
Как это ни удивительно, но отечественных автомобилей на улицах французских
городов немного. "Рено" и "Пежо" встречаются гораздо реже, чем, например,
"Фольксвагены" и "Ауди". Вообще преобладают немецкие и американские автомобили,
а самым популярным сейчас является "Форд-Фокус", германской сборки. Топливо
(бензин) стоит 30-35 рублей за литр (здесь и далее цены в евро переведены в
российские рубли).
Стоит ли говорить, что дороги и автомагистрали в этой стране находятся в
идеальном состоянии и путешествовать по ним одно удовольствие!..
Образование и здравоохранение
Учебный год в начальных классах минувшим летом начался 28 августа, дети хозяйки
пошли в школу. Как оказалось, у школьников три выходных дня в неделю - среда,
суббота и воскресенье. Учатся они с 9 утра до 17 часов вечера, с перерывом на
обед с 12 до 14 часов.
Высшее образование большей частью платное, но стоимость обучения учитывает
возможность различных социальных групп студентов: можно учиться и за 500 евро в
год (17000 рублей), можно и за 5000 евро, все зависит от доходов семьи.
Медицинское обслуживание, в основном, страховое, но набор платных услуг гораздо
шире, чем в России. Болеть во Франции вообще очень дорого:
(Окончание следует)
| |