Пресса Архангельской области
 


Вельск-инфо
6 декабря 2006 (62)
Валентин ПУСТЫШКИН

Франция - это не страна. Франция - это город

Вельчанину в Европе комфортно, но скучно

Поездка во Францию, в город Бордо, летом этого года была моей первой поездкой за границу.

Случилось так, что знакомые моего товарища, узнав, что я все лето свободен от работы, предложили мне провести три месяца во Франции на взаимовыгодных условиях. Мне предлагалась культурная программа, оплата всех расходов, а взамен я в свободное время помогаю им с ремонтом дома:

Глупые французы не знают русского языка и улыбаются

Сначала я не верил, что поездка вообще состоится, потому что весной были проблемы во Французском посольстве с выдачей виз. Но в конце июня пришел мой товарищ, вручил мне билеты и сказал: "Послезавтра будешь во Франции".

Рейс Москва-Париж на французском авиалайнере состоялся по расписанию, и через 4 часа я оказался в Париже в аэропорте Шарль де Голль. Далее предстоял перелет в город Бордо, где меня должны были встретить.

Первое, что ошеломило - это масштабы самого аэропорта. Огромные корпуса терминалов и количество пассажиров. Кругом незнакомая речь.

В Париже меня никто не встречал, и с первых минут ко мне пришло осознание своей беспомощности и растерянности из-за незнания языка, так как через полтора часа мне предстояло сделать пересадку на другой рейс, следующий в город Бордо. Обслуживающий персонал аэропорта, как правило, знает два языка - французский и английский, можно, конечно, объясняться на немецком, итальянском или испанском. Но я, к сожалению, не владею ни одним из этих языков и всем объяснял, что я русский - в ответ вижу только улыбку и все! Не знают они, оказывается, русского языка. Мне даже обидно было, но, поставив себя на их место, подумал, что им тоже, наверно, обидно за меня: К счастью, существует всеми понятный язык жестов, да благо и билет на руках у меня, как путеводитель к достижению заветной цели. Надо отметить, что культура обслуживания у них, несмотря на большой поток людей, достаточно высокая.

И вот через полтора часа полета я прибыл в город Бордо. Было 10 часов вечера по местному времени, но в июле в это время еще светло. В аэропорту меня встречали Сергей со своей женой Элеонорой. Сергей родом из Архангельска, Элеонора из Свердловска, оба студенты, заканчивают вузы.

Вот она, уютная Европа!

Город Бордо - третий город во Франции по численности населения после Парижа и Марселя. Территориально Бордо похож на Москву. В пределах окружной дороги проживает 220 тысяч человек, в пригородах, имеющих статус городов, еще около 400 тысяч. Протяженность агломерации Бордо составляет около 20 километров.

Старая часть города - центр - имеет традиционную для Франции застройку: узкие улочки, дома высотой в два-три этажа, практически без каких-либо пожарных разрывов. Возраст домов более ста лет. Отличительная особенность Франции - это покрытие крыш зданий. Разрешен лишь один материал - керамическая черепица, поэтому с высоты птичьего полета преобладает красный цвет.

Улицы в центре сплошь загромождены припаркованным легковым автотранспортом, поэтому движение и разъезд с встречным авто очень затруднен. Совсем другая картина в городах-пригородах. Все эти города за-строены коттеджами. Земельные участки 10-15 соток. Особняки от 100 до 300 м2 в один-два этажа, как правило, кирпичные - дерево не очень практично из-за местного климата. Осень, зима, весна - это влажная погода, которая сопровождается дождями и слякотью. Снег - большая редкость, если и выпадет, то тут же и тает.

На земельном участке расположен жилой дом, гараж на две машины, построена беседка, у многих бассейны 30-40 м2 , а оставшуюся территорию занимают газоны, плодово-ягодные насаждения. Изгороди, чаще всего живые, из специальных кустов и деревьев.

Городская канализация, водопровод проложены вдоль улиц на глубине до полутора метров. Электролинии, как ни странно, на электроопорах с использованием свитого из четырех концов одножильного кабеля.

Приборы учета (вода, газ, электроэнергия) установлены в специальных шкафах при въезде на усадьбу и доступны для контроля проверяющих организаций.

Чистота территории городов производит неизгладимые впечатления. Парки и зеленые зоны не захламлены мусором и упавшими деревьями.

Количество дорожной сети очень огромно, тем не менее светофоров очень мало, как правило, лишь в старой части города. Большинство развязок сделаны на "клумбах" - с помощью кругового движения. Такой способ не требует светофоров, снижает среднюю скорость движения и как результат - снижение ДТП.

Вдоль дорог на разделительных полосах очень много цветов, создающих атмосферу постоянного праздника. Вообще цветы везде, даже на электроопорах в огромных вазах. Вдоль дорог в основном лишь указатели движения транспорта, рекламных щитов немного.

Территория Франции равна площади Архангельской области, но населения проживает в 40 раз больше, чем у нас. Практически вся Франция - один населенный пункт, так как население городков невелико - 10-20 тысяч человек, но их очень много. В шутку сказать: если выпрыгнуть из самолета с парашютом в любом месте и, приземлившись, идти в любую сторону не более чем 1,5-2 километра, - заблудиться практически невозможно, везде жилье.

Дома в большинстве своем, как я уже говорил, 1-, 2-этажные, высотные дома есть, но в них, как правило, проживают малоимущие или переселенцы из других стран.

Конфликт менталитетов

Во второй половине XX века во Францию хлынула огромная волна эмигрантов: сначала из ее африканских и азиатских колоний, а в последнее время и из Восточной Европы. Это существенно повлияло и на внутреннюю политику в целом, и на взаимоотношения между коренным населением и переселенцами. Возникающие противоречия иногда принимают острый характер, как мы это наблюдали в 2005 году - во многих крупных городах произошли массовые беспорядки. Особенно много эмигрантов в портовых городах, прежде всего в Марселе и его окрестностях.

Конфликты во многом объясняются не просто разным, а иногда и прямо противоположным, контрастным менталитетом людей. И хотя Франция демократическая, толерантная страна (то есть терпимая к чужим обычаям и нормам жизни), все же государство пытается адаптировать арабов, африканцев и азиатов к общепринятым порядкам и Конституции. Одним из главных отличий между местным населением и эмигрантами является их отношение к законам. Французы, как и все европейцы, исключительно законопослушные граждане. Приведу лишь пару примеров.

Однажды мы ехали на автомобиле к океану отдыхать. Вдоль дороги - бесконечные ряды ухоженных виноградников. Остановились на обочине, чтобы сделать несколько снимков на память. Не успели мы подойти, как все встречные машины начали яростно сигналить, а водители и пассажиры оживленно жестикулировать. Они хотели нас предупредить, что нельзя близко подходить к виноградникам - частная собственность, которая здесь свято уважается:

В окрестностях Бордо, на берегу океана, меня поразили огромные дюны, высотой в несколько сот метров.

Прекрасный, чистейший песок. А рядом, в нескольких десятках метров - магазин строительных материалов, где этот же песок продается, расфасованный в мешки. Для русского человека это просто немыслимо! Как бы мы поступили в таком случае? Наверняка, если бы понадобился песок, просто приехали бы и загрузили из песчаной горы в легковой прицеп столько, сколько надо. Французам же это даже в голову не приходит! Они дисциплинированно едут в магазин и покупают песок в мешках:

Надо ли говорить, что у выходцев из Африки и Азии совершенно другой менталитет? Государство пытается объяснить эмигрантам, что "в чужой монастырь со своим уставом не ходят", но получается это пока не очень:

Уровень жизни

Коренные французы имеют высокий уровень образования и, как правило, высокооплачиваемую работу. Они занимаются более престижными профессиями и, соответственно, хорошо зарабатывают. Спрашивать о размерах доходов в Европе считается дурным тоном, и никто на эту тему не говорит, но по косвенным признаком можно определить, что средняя зарплата квалифицированных рабочих и клерков средней руки - не менее 3-5 тысяч евро (100-150 тысяч рублей). Бизнесмены, конечно, имеют гораздо больший доход, неплохо зарабатывают и чиновники.

На низкооплачиваемых работах, как правило, работают выходцы из арабских стран и африканцы. Но "низкооплачиваемые" они только по француз-ским меркам. Думаю, зарплате в 40-60 тысяч рублей (1,5-2 тысячи евро) был бы рад любой россиянин. Эмигранты, в основном, заняты в сфере обслуживания, сервисе, в коммунальном хозяйстве. Если же рядом с ними работают коренные французы, то за один и тот же труд они получают больше.

Бюджет французской семьи

В отличие от россиян, основными статьями расходов европейцев являются коммунальные услуги (иногда доходят до 40% доходов) и отдых, подразумевающий путешествия по стране, зарубежный туризм, развлечения, спорт и т.д. Всю жизнь французы, как и граждане других западных стран, выплачивают кредиты и ссуды - на строительство дома, покупку автомобиля, образование и т.д. Значительные расходы на медицинское обслуживание и на учебу. Меньше всего они тратят на питание - как правило, не более 10% от доходов.

За рулем

Каждая семья, как правило, имеет два-три автомобиля. Часто можно видеть за рулем пожилых людей, которым далеко за семьдесят. В этом нет ничего удивительного: на пенсию французы выходят поздно, поэтому 70 лет для них еще далеко не старость. Они много путешествуют по стране и по Европе на автомобилях.

Как это ни удивительно, но отечественных автомобилей на улицах французских городов немного. "Рено" и "Пежо" встречаются гораздо реже, чем, например, "Фольксвагены" и "Ауди". Вообще преобладают немецкие и американские автомобили, а самым популярным сейчас является "Форд-Фокус", германской сборки. Топливо (бензин) стоит 30-35 рублей за литр (здесь и далее цены в евро переведены в российские рубли).

Стоит ли говорить, что дороги и автомагистрали в этой стране находятся в идеальном состоянии и путешествовать по ним одно удовольствие!..

Образование и здравоохранение

Учебный год в начальных классах минувшим летом начался 28 августа, дети хозяйки пошли в школу. Как оказалось, у школьников три выходных дня в неделю - среда, суббота и воскресенье. Учатся они с 9 утра до 17 часов вечера, с перерывом на обед с 12 до 14 часов.

Высшее образование большей частью платное, но стоимость обучения учитывает возможность различных социальных групп студентов: можно учиться и за 500 евро в год (17000 рублей), можно и за 5000 евро, все зависит от доходов семьи.

Медицинское обслуживание, в основном, страховое, но набор платных услуг гораздо шире, чем в России. Болеть во Франции вообще очень дорого:

(Окончание следует)



Вельск-инфо:
Свежий номер
Архив номеров
Об издании
Контакты
Реклама



Издания Архангельской области:

Правда Северо-Запада
МК в Архангельске




Авангард
АиФ в Архангельске
Архангельск
Архангельская лесная газета
Архангельская субботняя газета
Архангельский епархиальный вестник
Бизнес-класс
Бумажник
Важский край
Ваш личный доктор
Ведомости Поморья
Вельск-инфо
Вельские вести
Вести Архангельской области
Вестник космодрома
Вечерний Котлас
Вечерняя Урдома
Вилегодская газета
Витрина 42х40
Волна
Выбор народа
Горожанин
Голос рабочего
Графоман
Губернский лабиринт
Двина (лит. жур.)
Двиноважье
Двинская правда
Добрый вечер, Архангельск!
Единый Мир
Жизнь за всю неделю
Заря
Звезда
Звездочка
Земляки
Знамя
Знамя труда
Известия НАО
Инфопроспект
Каргополье
Коношские ведомости
Коношский курьер
Корабел
Коряжемский муниципальный вестник
Котласский бумажник
Красноборская газета
Курьер Беломорья
Лесной регион
Лесные новости
Ломоносовец
Маяк
Медик Севера
Мирный град
МК-Север
Моряк Севера
Моряна
Наш темп
Независимый взгляд
Новодвинский рабочий
Нэрм Юн
Онега
Пинежье
Плесецкие новости
Полезная газета Cевера
Поморский курьер
Правда Севера
Пульс города
Российская Газета
Рыбак Севера
Рубежъ
Север
Северный комсомолец
Северная корреспонденция
Северная магистраль
Северная широта
Северный рабочий
СМ. вестник
Смольный Буян
Троицкий проспект
Трудовая Коряжма
У Белого моря
Устьянский край
Устьянские Вести
Холмогорская жизнь
Частная Газета
Защита прав граждан
Вельская неделя