Вельск-инфо
22 февраля 2006 (8)
Наталья Чередова
Уголовно-исполнительная инспекция
Современная уголовная политика последовательно развивается по пути гуманизации и
либерализации законодательства, более широкого применения наказаний, не
связанных с лишением свободы за совершение малозначительных преступлений и
уголовных деяний средней тяжести. Одновременно последовательно усиливается
борьба с тяжкими и особо тяжкими преступлениями.
Президент РФ В.В. Путин в своем ежегодном Послании Федеральному Собранию РФ 25
апреля 2005 года потребовал принципиально новых подходов к борьбе с
организованной преступностью. При этом любой гражданин, преступивший закон,
должен знать, что наказание неотвратимо.
В решении этой объемной общегосударственной задачи важное место отводится службе
исполнения наказаний, не связанных с лишением свободы.
Большинство альтернативных наказаний исполняется уголовно-исполнительными
инспекциями. С 1 августа 2005 года организована и ведет свою работу на
территории Вельского, Шенкурского, Устьянского, Виноградовского районов ГУ
межрайонная уголовно-исполнительная инспекция УФСИН России по Архангельской
области. И сегодня наш корреспондент беседует с начальником межрайонной
инспекции Анной Алексеевной Поскотиновой.
- Анна Алексеевна, расскажите подробнее о целях и задачах возглавляемой Вами
инспекции.
- Приказом Минюста России от 25 июля 2005 года N 113 утверждена структура
инспекции. Уголовно-исполнительные инспекции исполняют наказания и меры
уголовно-правового характера без изоляции от общества, а именно: наказания в
виде обязательных и исполнительных работ, наказание в виде лишения права
занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью, а
также осуществлять контроль за поведением условно осужденных и осужденных
женщин, которым судом предоставлена отсрочка отбывания наказания.
Расширение
сферы альтернативных наказаний способствует декриминализации общества,
обеспечивает защиту оступившихся граждан и, в первую очередь, молодежи от
негативного влияния преступной среды.
В современных социально-экономических условиях наметились новые тенденции в
преступности несовершеннолетних. Многие преступления совершаются подростками в
группах в состоянии алкогольного или наркотического опьянения. Значительная
часть этих подростков отличается повышенной агрессивностью, криминогенной
направленностью и социальной запущенностью.
Статистика говорит: каждый девятый
был ранее судим. Но главный фактор - некоторые не имеют родителей, опекунов,
попечителей, либо проживают в неблагополучных семьях. Уровень рецидива
(повторного преступления) среди несовершеннолетних составляет 60%, что в два
раза выше, чем среди взрослых, осужденных без лишения свободы. Перечисленные
обстоятельства требуют от сотрудников уголовно-исполнительных инспекций
повседневного контроля за поведение поднадзорных и комплексного подхода к их
исправлению.
Уголовно-исполнительные инспекции совместно с участковыми уполномоченными
милиции и подразделением по делам несовершеннолетних проводят проверки по месту
жительства, работы, учебы и в общественных местах.
- Сколько поднадзорных состоит на вашем учете?
- На данный момент более трехсот человек, из них сорок несовершеннолетних,
только по Вельскому району. Следует отметить, что инспекции работают с
достаточно сложной категорией поднадзорных. Более 50% осужденных отбывают
наказания за кражи, грабежи, разбои и мошенничество. По общероссийской
статистике каждый десятый осужден за преступления, связанные с незаконным
приобретением, хранением, перевозкой и изготовлением наркотических средств.
За последние годы практически в два раза возросло количество ранее судимых, многие
из которых привлекались к уголовной ответственности неоднократно. Зачастую
осужденные не имеют постоянного места жительства и регистрации.
В настоящее время доля наказаний и мер уголовно-правового характера без изоляции
от общества составляет более 60% от общего числа судебных санкций.
- Каковы перспективы развития уголовно-исполнительной системы?
- В интересах дальнейшего реформирования уголовно-исполнительной системы и в
связи с повышением роли УИН в деле предупреждения преступности,
многофункциональности решаемых задач получена государственная регистрация в
качестве юридического лица.
Необходимость придания нашей инспекции такого
статуса предопределена, прежде всего, тем, что при исполнении своих функций мы
представительствуем в органах власти, прокуратуры, внутренних дел, судах. Нам
делегированы права ведения финансовых операций, решения вопросов материально-
технического и организационно-методического обеспечения своей деятельности.
После передачи из МВД России в ведение Минюста России и осуществления ряда мер
по реформированию и укреплению инспекции приобрели статус государственных
учреждений уголовно-исполнительной системы с финансированием из федерального
бюджета. В настоящее время утверждена Программа развития УИН на 2006-2007 годы.
Наряду с комплектованием штатов инспекции детально прорабатываем вопросы
размещения и материально-технического обеспечения. Представляется, что такая
концентрация сил и средств позволит более эффективно решать служебные задачи.
С целью расширения практики применения судами наказаний, не связанных с лишением
свободы в виде обязательных работ, ограничения свободы, наказание в виде ареста
необходимо подготовить и разрабатывать систему исполнения конкретно на местах.
- Что включает в себя наказание, и какова практика исполнения обязательных
работ?
- На практике исполнение обязательных работ проходит в основном на муниципальных
предприятиях жилищно-коммунального хозяйства, подведомственных органам местного
самоуправления. Осужденные заняты на различных видах работ: уборка скверов и
улиц, покраска и ремонт, мойка окон, вынос мусора и другие неквалифицированные
операции.
Данный вид наказания представляется перспективным и прогрессивным для общества,
гуманным по отношению к личности, допустившей нарушение закона. На наш взгляд,
суды пока недостаточно применяют санкцию в виде обязательных работ. Кроме того,
опыт исполнения этого наказания выявил ряд проблем правового характера,
тормозящих его широкое использование.
В Вельском районе в ближайшем будущем обязательные работы появятся. В Устьянском
районе эта практика внедрена и отработана.
- Спасибо, Анна Алексеевна, за беседу.
Если у наших читателей появятся дополнительные вопросы, куда можно обратиться?
- Набережная, дом 29, каб. 217, телефон 6-31-00. Прием по личным вопросам первый
и третий четверг каждого месяца с 17.00 до 20.00 часов.
|