Пресса Архангельской области
 


Версия для распечатки  
  

Вельск-инфо
8 февраля 2006 (6)
Николай ВАСИЛЬЕВ

50 чудаков

"Ностальгия по настоящему:"

У Юрия Дегтева в жизни были знаковые события, встречи, которые и предопределили его никогда неиссякаемое увлечение музыкой.

Он помнит, как в четыре годика играл во дворе дома, где жил с семьей, на детской гармошке. В это время мимо проходил особо музыкально восприимчивый взрослый дядя, услышал игру карапуза, зашел к его родителям и сказал: "Из этого парня надо обязательно делать музыканта". Кем он был, этот неизвестный прохожий? Но глядел он как в воду. Слова его маленький Юра запомнил сам. Они стали своеобразным поддерживающим лейтмотивом в уже не прекращавшемся после "делании" из себя музыканта.

Потому не случайно поступление, когда пришел срок, в Вельскую музыкальную школу. Успешно сдал все экзамены, успешно учился. В музыкалке преподаватели неоднократно предлагали продолжить образование дальше. Но профессиональным музыкантом Юрий стать не захотел. Музыка и так больше не отпускала от себя. При любом житейском раскладе, при любых поворотах судьбы.

Шли семидесятые - расцвет вокально-инструментальных ансамблей. Четыре группы стали особенно любимы им: "Песняры", "Синяя птица", "Веселые ребята" и "Ариэль". В любом поселке рождались тогда творческие объединения из четырех-пяти человек вокруг соло-, бас- и ритм-гитар да ударных. Кому больше везло, обзаводился еще и клавишным инструментом. В то время это были чаще всего так называемые "ионики". В Вельске такие ансамбли существовали почти в каждом районе города. Место под солнцем чрезвычайно популярных групп нужно было еще и завоевать. Таланта и терпения хватало не каждому. А вот престижа и почета - на всю округу, если уж ты основательно садился за ударные или брал в руки гитару.

Юра стал играть в вельских ВИА сразу после школы. Стал руководить ансамблем в Доме культуры на Лесобазе. Тут и созрело желание закончить еще и музыкальное училище в Архангельске. В это время работал и в клубе, и в детском саду. За- звали работать в музыкальную школу. В середине 80-х создал ансамбль и при ПТУ- 45. Талантливые ребята под руководством Юрия Дегтева брали первые места среди училищ области.

Перешел на постоянную преподавательскую деятельность в музыкальной школе, а там и директором стал. "Жизнь заставила уйти с должности директора, - выверенно говорит мой собеседник. - Пошла перестройка. Мужику надо семью кормить. На зарплату директора школы этого нельзя было сделать. Многих сорвало с насиженных мест. Пришлось и мне искать лучшей доли".

Но музыкальных инструментов не выпускал из рук и в эти смутные годы. А играет Юрий на разных инструментах, любимые из которых баян, аккордеон, гитара. Научить играть на последней просило много мальчишек. Юра не отказывал.

Прошли самые тяжелые перестроечные годы. Вернулся к профессиональной музыкальной деятельности. Поработал в Доме детского творчества, учил и мальчишек, и девчонок, но всегда было особенно жаль расставаться с только что, казалось бы, оформляющимся до приличного уровня коллективом. Ребята кончали школу, разъезжались на учебу, работу, и ансамбль нужно было создавать заново.

А тут ностальгия по песне 70-х вновь объединила в один коллектив тех, кто когда-то, в середине 70-х, играл с Юрой на Лесобазе. И ансамбль стал называться соответственно "Ностальгия".

Прекрасный вокал, широкий мелодизм, продуманные талантливые и выстраданные аранжировки, достойные уважения стихотворные тексты песенников не могли не вернуться к людям. Вновь зазвучали Пахмутова и Тухманов, Зацепин и Журбин, Лученок и Мулявин: "Поющие гитары" и "Ариэль", "Цветы" и "Самоцветы", "Синяя птица" и "Сябры" вновь стали собирать полные залы. "Для меня нет тебя прекрасней", "Звездочка моя ясная", "Беловежская пуща", "В мой вагон вошла она" - миллионы россиян словно вернулись в года своей молодости, ностальгически упиваясь замечательными мелодиями 70-80-х годов. Они возвращали людям утраченную ими чистоту, согревали души, дарили надежду, пробуждали лучшие воспоминания. Эпоха всепоглощающей пошлости, казалось, в такие моменты отступала:

Вельская "Ностальгия" одаривала такими мгновениями своих земляков, выступая на концертных площадках, на свадьбах и днях рождения, в ресторанах, клубах, на фестивалях. Музыканты "Ностальгии" и расставаясь на время, оставались друзьями, дружили семьями. Как поется - "музыка нас связала". Главным застрельщиком идеи вернуть "Ностальгии" второе дыхание выступил бас-гитарист Сергей Поспелов, а желание возродить коллектив было всеобщим. Многое упиралось в проблемы финансирования. Нужно было приобрести достаточно дорогостоящие инструменты. Деньги друзья нашли, купили гитары, ударную установку, микрофоны: Стали собираться после работы и много-много репетировать: ведь перерыв-то оказался немаленьким. Три-четыре репетиции на неделе при семьях, работе, поисках денег совсем непросто. Сложно было начинать, все вспомнить. Но желание и энтузиазм победили. Все готовы были играть, совершенствовать музыку до глубокой ночи.

Первый вопрос, который задали себе: "Что же петь?" Решили начать с песен, живших в душе, никуда от них и не уходивших. Это вспоминание незабытого и совпало с гигантской всероссийской ностальгической волной. Движение оказалось всеобщим, затронувшим десятки миллионов сограждан, уставших от пошлости на эстраде.

Творить, выступать, репетировать только в согласии не всегда получалось. Люди творческие - народ непростой. Выступать, скажем, приходилось при различных обстоятельствах и в самых непредсказуемых местах. Не всегда можно было собрать всех, кого-то оставляли, что иногда вызывало трения между участниками ансамбля. В конце концов, кем-то заработанные деньги не становились источником окончательного развода --все заканчивалось примирением. И на сегодня в "Ностальгии" деловая рабочая обстановка.

"Что приятнее, - спросили мы у Юры, - работать за деньги или выступать, например, в зоне, в ДК, на простом, не заказном концерте?" - "Приятно собрать большой зал, приятно чувствовать душой, что твои песни переживаются людьми. В такие минуты про деньги не вспоминаешь, - ответил Юрий. - Единственно, что такие концерты пока нечасто бывают. Летом обязательно с удовольствием поиграем на большую аудиторию".

Есть и социальные заказы, заказы для конкретного человека. Во многом их качество зависит от "хозяина". Порой приходится мириться с им выбранной текстовкой, с его удовлетворяющей мелодией, хотя в душе поселяется неудовлетворенность песней.

Но спасает классическая музыка, шедевры песенной советской классики. Юрий Дегтев отмечает для себя душевность шлягеров 70-х прежде всего, высокий уровень стихов песен.

- "Песняры", "Веселые ребята", "Синяя птица" - эталон голосов для меня до сих пор. "Веселые ребята" - настоящая кузница талантов. Ансамбль воспитал десяток- другой до сих пор известных исполнителей, таких, например, как Глызин, Буйнов, Пугачева: А какие композиторы работали на эти группы! "Самоцветы", "Пламя" - ВИА другого уровня, уровня социального, ярко выраженного заказа. Но и они создали неповторимые песни, яркие шлягеры.

Из зарубежных ансамблей любимцами Юры стали "Битлз". Они многому научили молодого музыканта. Дома у Юры стоит проигрыватель виниловых дисков, которых у него очень и очень много, хороший "бабинник" "Олимп" с большой коллекцией катушек магнитофонных, кассетный магнитофон с приличным, заслуживающим уважения и зависти развалом кассет и, конечно, музыканта не могут обойти новые веяния - диски.

"Вот сейчас ты пришел бы домой. Что захотелось бы тебе послушать из твоей коллекции. Ответь, не задумываясь", - спросил я. - "По-честному, каждый день что-то включаю. Но вот пару дней назад нестерпимо захотелось послушать классики. Сынуля, живущий в Питере, привез на Новый год плейер, играющий диски. Оказался в его подарке и диск с классическими мелодиями, лучшей мировой музыкой. Сам же я люблю слушать различную инструментальную музыку, современную и прошлую.

В последнее время люблю слушать русский шансон. Не оставляю без внимания и бардовскую песню. Среди сегодняшних исполнителей выделил бы Олега Митяева. Сам пою некоторые его вещи. Его ни с кем не спутаешь, у него свое лицо, хорошие тексты песен. А начал я слушать бардов, как и все мое поколение, с Высоцкого. Но он, по моему мнению, - начало русского шансона, скорее, чем бардовской музыки".

"Юра, полушутя-полусерьезно: ставлю "Пастораль" Георгия Свиридова, слушаю эту гениальную музыку минуту с лишним и думаю, что если бы я сочинил нечто подобное, то можно было бы спокойно умереть. Ради каких мелодий ты бы мог умереть?" - "Да: органные произведения Баха, особенно токката и фуга ре-минор, люблю очень Бетховена, Свиридова, Чайковского. Привязан к песням "Синей птицы" "Клен", из "Веселых ребят" "Для меня нет тебя прекрасней", "Люди встречаются". Уважал и продолжаю уважать творчество композитора Давида Тухманова. Выделю песню "Чистые пруды" в исполнении Игоря Талькова".

Юрий не разделяет высокомерного отношения "высоколобых эстетов" к шансону, отыскивая в нем неподдельную боль, высокий уровень содержания. Конечно, много в русском шансоне мусора и того, что вовсе не является шансоном. Но так во всем, чего ни коснись. Нужно терпеливо искать эти зерна у того же знаменитого Круга. Разве всему можно хлопать в ладоши, вспоминая наш юношеский "фольклор" начала семидесятых? "Скажу определенно, - подытоживает Юрий, - эти песни были, есть и будут. От этого никуда не денешься".

Интерес к гитаре в Вельске продолжает оставаться на хорошем уровне. Гитара - универсальный инструмент, на котором можно играть и классику, и эстраду, и рок, считает руководитель "Ностальгии". Мальчишки продолжают обращаться за помощью, для них гитара - инструмент номер один. Интерес имеется, и не всех желающих удается обучить основам игры на гитаре.

Вельск - музыкальный город, как и любой другой, считает музыкант. Равнодушных к музыке людей практически нет. К классической же музыке, говорит Юра, человек приходит со временем. Причем, очень часто стартовой ступенькой постижения вершин классической музыки служит рок-музыка "Битлз", "Роллинг Стоунз" и других известных групп. "Я часто встречался с таким движением от рока к симфониям, операм, - убежденно говорит собеседник. - Крутые рокеры, помешанные на жесткой музыке, с возрастом приходят к классике".

Сегодня "Ностальгия" прислушивается и к джазу. У всех участников группы дома имеются приличные коллекции разнообразной по жанрам музыки, среди которой и джаз. Будет ли он в репертуаре группы, покажет время.

Юра и его друзья (Николай Войнило, Сергей Поспелов, Александр Мызин, Александр Коротаевский, Даня Коротаевская, Сергей Хомов) уважительно относятся и к коллективам, работающим в Вельске и Кулое: "Комендантский час", братья Фомины из Кулоя, со вниманием следят за теми, кто выходит из стен гимназии искусств, ветеранским хором из Дома культуры. Есть в Вельске и совсем молодые ребята (Виталик Коротаевский, например, и его друзья), создавшие свою рок-группу.

В планах "Ностальгии" прекрасный подарок вельчанкам. Готовится концертная программа к Дню 8 Марта: "О, женщина, что в имени твоем?", в которой "узнают" себя Галины, Татьяны, Ольги, Светланы и многие другие обладатели замечательных женских имен. Выступать будут там, куда пригласят. Куча приглашений в феврале, да и лето уже расписано.

Пожелаем "Ностальгии" и ее руководителю Юрию Дегтеву и дальше радовать слушателей замечательными песнями вчерашнего и сегодняшнего дня, пожелаем творческих удач!



Вельск-инфо:
Свежий номер
Архив номеров
Об издании
Контакты
Реклама



Издания Архангельской области:

Правда Северо-Запада
МК в Архангельске




Авангард
АиФ в Архангельске
Архангельск
Архангельская лесная газета
Архангельская субботняя газета
Архангельский епархиальный вестник
Бизнес-класс
Бумажник
Важский край
Ваш личный доктор
Ведомости Поморья
Вельск-инфо
Вельские вести
Вести Архангельской области
Вестник космодрома
Вечерний Котлас
Вечерняя Урдома
Вилегодская газета
Витрина 42х40
Волна
Выбор народа
Горожанин
Голос рабочего
Графоман
Губернский лабиринт
Двина (лит. жур.)
Двиноважье
Двинская правда
Добрый вечер, Архангельск!
Единый Мир
Жизнь за всю неделю
Заря
Звезда
Звездочка
Земляки
Знамя
Знамя труда
Известия НАО
Инфопроспект
Каргополье
Коношские ведомости
Коношский курьер
Корабел
Коряжемский муниципальный вестник
Котласский бумажник
Красноборская газета
Курьер Беломорья
Лесной регион
Лесные новости
Ломоносовец
Маяк
Медик Севера
Мирный град
МК-Север
Моряк Севера
Моряна
Наш темп
Независимый взгляд
Новодвинский рабочий
Нэрм Юн
Онега
Пинежье
Плесецкие новости
Полезная газета Cевера
Поморский курьер
Правда Севера
Пульс города
Российская Газета
Рыбак Севера
Рубежъ
Север
Северный комсомолец
Северная корреспонденция
Северная магистраль
Северная широта
Северный рабочий
СМ. вестник
Смольный Буян
Троицкий проспект
Трудовая Коряжма
У Белого моря
Устьянский край
Устьянские Вести
Холмогорская жизнь
Частная Газета
Защита прав граждан
Вельская неделя