Вельск-инфо
8 февраля 2006 (6)
Инф.
Литературная страница
Стойло Пегаса
Побольше вельских и души
1 февраля состоялось рабочее совещание поэтического клуба "Вель". Его нервом
стало обсуждение новой версии литературной газеты "Графоман". Аплодисментов и
полного принятия членами ЛитО нового варианта не было. Ожидаемой стала критика
сокращения объема страниц для вельских авторов. Это справедливо. Но надо
отметить и игнорирование некоторых членов клуба призывов живее, оперативнее
откликаться на события литературной жизни района и на материалы, публикуемые в
"Графомане".
К 75-летию Вельского литобъединения планируется ряд публикаций, посвященных
поэтам, ушедшим из жизни: Алакинскому, Никулину, Варлыгину и другим.
"Газета стала академичнее, суше. В ней меньше души, чем было прежде", -
прозвучало и такое мнение. Согласен. Разнообразить газету, придать ей узнаваемое
лицо, вдохнуть душу - одна из главных задач редколлегии и редактора.
Отвергаю упреки в "предпочтении", "одном вкусе". Печатал всех, кто присылал
рукописи. Некоторые ждут своей очереди. Что касается вкуса, то чей же он еще
должен быть? Скажу и то, что реальное участие членов клуба "Вель" в издании
газеты растет.
Будем вместе лепить новый образ "Графомана".
Николай ВАСИЛЬЕВ
* * *
Евгений ПЫШКИН
Сейчас бы Бродского:
Так путаются вещи,
тени, имена,
что в тишине, значительной и вещей,
какая-то вторая тишина
звучит вполсилы.
Где-то на задворках
молчания, как совесть, говорит
чужая мысль, совсем своя в подкорке.
О, как знаком, знаком её санскрит!
Молчание, когда поговорить мне станет не с кем,
иметь, наверно, будет вид невнятной арабески,
и тряпочка, что Музою звалась,
окажется удобней занавески.
* * *
В далёком будущем твоём,
волнующем лесные чащи,
кукушка плачет о былом
и кто-то бдит над настоящим.
В широкой воле над землёй,
ломая звёзды в тёмных водах,
стекает розовой смолой
густое время с небосвода.
Гремит негласный хор во тьме,
которому не вторит эхо -
поросший мхом и чёрным мехом,
молчит бездонный лес во тьме.
В далёком призраке твоём,
укутанном в лесные кущи,
маячит, будто перед сном,
воспоминанье о грядущем.
***
Шерстяная нитка, из которой
вяжется канун моей зимы,
тянется от вспыхнувшего спора
спички и обуглившейся тьмы.
Спор давно угас, и даже слово
веет мятным холодом во рту -
цвета серебристо-голубого,
толщиной с чернильную черту,
третий вечер вьётся эта нитка,
третий вечер близится канун.
Все свои октябрьские убытки
в лужах сосчитало много лун,
все свои не первые утраты
лес оплакал мёртвой тишиной,
и осталось шерстяную дату
мне отметить в осени земной.
***
Как тьма, разволновавшись над огнём,
росою размывает очертанья,
храня в непонимании своём
их мшистое предревнее преданье,
так я теперь, припомнив о тебе,
не знаю, что сказал бы в оправданье
своей неповоротливой судьбе,
устроившей случайное свиданье.
***
Уже не существует долгой ноты
в твоём эфире, лёгком и пустом;
я стал тем самым ноликом, чего ты
никак не думал в будущем моём.
Мне нечему быть в зеркале собою
и нечего собой себя назвать:
так страшно поле зрения чужое
своим существованием признать
и видеть, неумело продлевая
всему возможность по привычке быть.
В отсутствие невидимого эха
поверить просто легче, вот и я
немного позвучал, побыл и съехал,
из твоего исчезнув бытия.
Х Х Х
Стихотворение
Я застану тебя пребывающим в долгом
безответном молчании, или - не я.
Мне уже не успеть ухватить за иголку
узелок, ускользнувший из рук моего бытия.
Вот теперь отчего я стою и не знаю,
надышавшись насыпавшегося песка -
будто пуговке нитка моя шерстяная
переполнила чем-нибудь оба глазка.
Х Х Х
Хари - Крису
Начни меня:
проснись, открой глаза, -
сумей мне дать возможность состояться,
начни меня. Хотя бы так:
Я здесь, не существуя вопреки
уже происходящему, - как будто
с моей несуществующей руки
стекает откровения минута:
откроются ли спящие зрачки,
увидят ли как явь.
Я есть, ещё не веря и живя
неверием, незнанием, безумием,
безмыслием, небытием.
Не дай не быть с отчаянным
"я есть".
Как будто я пришла седьмого дня,
не зная даже, что не знаю, кто я,
и ты творишь не именно меня,
а то, что есть как явь.
Придумай что-то.
Хотя бы так:
проснись, открой глаза,
начни меня:
как жизнь из океана,
как бытие из слова -
моё "я есть" из своего.
***
В день печали...
А.С.Пушкин
Нет в имени твоём того, чем память
тебя мне подтвердила б - так, как голос.
Останься от тебя хотя бы голос -
он был бы мне тобою.
А то, что называю я тобою,
для памяти безгрешной утешенье -
плохое утешенье в день печали,
обидная неправда.
Тому, во что беспомощная память
столь многое нелепо помещает,
твой голос был бы большим оправданьем -
хотя бы безымянный.
***
Мы будем жить так медленно, что время,
в конце концов, забудет нас, и мы
уйдём себе в другое - только, где мы
застанем окончание зимы, загадывать не будем;
и пока мы, растягивая гласные и сны,
научимся рассчитывать веками,
минует две - ну, может, три весны.
***
И.Бродскому
Воспоминание с любовью
Мы любили этот интерьер.
На закате кремовые занавески
окрашивали комнату в парадизовые цвета,
матовость которых, думал я,
отрицала причастность их к радуге,
и это было нам на руку.
"Хамелеон, - сказал ты однажды, -
при виде радуги, скорее всего,
хлопнется в обморок", -
и я представлял себе это;
вслух я почти ничего не произносил.
Ты любил сидеть с книгой у меня за спиной,
и если ты молчал, я точно знал,
что ты думаешь и твои мысли
можно было представить.
Когда я думал самостоятельно,
ты становился предметом,
заплывал акриловым лаком
и покрывался пылью. И стоило мне вскользь
припомнить одно из твоих изречений,
ты вздрагивал, окружённый облаком пыли
и запаха герани. Ты никогда не обижался.
Временами ты был недоволен
моим молчанием,
ходил по комнате, и я следил за тобой
полным жалости и отчаянья взглядом,
а ты поглядывал на меня и понимал,
что я теряю время даром,
вернее - трачу его на его же визионерство.
То, что я мог бы тогда делать с ним,
никому уже не сделать. Ты останавливался,
и мне становилось ясно:
тебя, всегда спокойного, нельзя утешить,
а меня - ты не решался
и, наверное, был прав.
Если всё это происходило давно,
то ты не можешь меня поправить
по тем же причинам.
Когда солнце, наконец, заходило,
мы настолько одновременно
думали об одном и том же,
что обнаруживали друг друга
только тогда,
когда пыль, осевшая за это время на нас,
переставала поддаваться
воцарившемуся в комнате оттенку.
Мы вздрагивали и радостно чихали;
я уходил бриться, и ты исчезал куда-то,
перед чем, по-моему, говорил "доброе утро".
До сих пор не знаю, куда ты исчезал.
Чистил зубы и думал,
что в следующий раз очнусь совсем без них.
:У меня так и не было жены,
а ты оставил целый выводок потомков,
живущих теперь во всех частях света,
кроме самых отдалённых.
Они почти каждый день звонят мне,
но я не беру трубку, оправдывая себя тем,
что боюсь услышать: "Это правда - Вы?"
Кроме того, вместо "алло" и "слушаю"
я всегда говорю "да".
Будто в ответ на некий первый вопрос.
Некоторые твои дети были старше тебя.
Сейчас моё лицо напоминает твою ладонь,
но видимо, судьба не решилась
оставить метку,
по которой я нашёл бы, куда ты исчез.
Последний раз я брился, уже тревожась
и понимая, что тоскую по тебе больше,
чем, казалось, возможно.
Ты так и не появился -
даже когда я дочитывал твою книгу,
даже когда я трижды повторил вслух:
"Да. Это я. Правда - я.
Даже слишком я," -
даже когда я хорошо знал,
что исчез ты намного позже:
где-то в самом начале книги,
которую за тебя дочитал я,
была заложена на странице с опечаткой
твоя записка. Всего одна фраза
гласила с пожелтевшей бумажки:
"Живая камбала, лёжа на свежей газете,
имитирует грамотность."
Не знаю, кто ты был.
Прошёл ещё один год. Пятый по счёту.
Вечером того же дня я вышел на улицу
и впервые увидел закат.
А занавеска на нашем окне:
нет, за ней никого нет, даже не кажется,
не показалось,
просто она непроницаема,
и так я, оказывается, к этому равнодушен.
***
Вновь осень имитирует весну,
и время тихо топчется на месте,
простукивая мерно тишину
в квартире на предмет достатка,
чести, благообразности
и даже - пустоты,
когда жильцы отсутствуют в квартире
и помыслы предметов так чисты,
что пыль звенит литаврами в эфире.
Я сам сейчас, наверное, предмет
безмолвный, отраженье человека,
прожившего за зеркалом сто
лет подряд с начала замершего века.
***
Не думаю, что в почерке моём,
сложившемся как мой чуть раньше тела,
прочтёшь ты тот же голос, что хотела б
услышать близко-близко и живьём,
ведь голос мой - не выверен на слух,
не приспособлен к чёткой устной речи -
скорей предпочитает личной встрече
твой глаз, который равно нем и глух.
***
Белым Лисом войду зализать
твои алые раны;
притворясь полнолуньем,
скользну в приоткрытую дверь;
заберу твои сны -
и не вспомнишь мотива осанны,
потому что я более древний,
языческий зверь.
***
Ни сознаться, ни выдумать
одиночества более,
чем последнее, видимо,
отказавшейся волею.
Отказавшимся разумом
не найти оправдания
ни желанию каждому,
ни самоотрицанию -
ни его откровения,
ни его настоящего
не останется зрению,
не достанется мнению.
***
Ещё тебе написана строка -
когда уже ничем не остановишь
иную тему первого стиха,
как именем не остановишь крови.
Входя во мрак с зажжённою свечой
и глядя на аморфные предметы,
не знаешь, что поймает взгляд ещё,
и меньше всего думаешь о цвете.
Так, может, вдохновенье тишины
одно и побуждает голос к пенью.
Чем глубже в темноту, тем ярче сны;
чем больше сна, тем меньше тени.
***
С тобою, радость, мыслимо и зримо
меня теперь всё меньше остаётся:
всё большему теперь возможно мимо
проплыть, и если эхо отзовётся
на голос мой, то будет больше эха,
чем слуха; и для пристального взгляда
останется единственно утеха,
я думаю, с тобою только, радость.
***
Какая-то высокая усталость
не пустит, словно в воду конский волос,
примерить на себя любовь и жалость.
За ночь без снов даю тебе мой голос
и всё, что от него теперь осталось
в последний миг -
мой ровный мелкий почерк
И несколько рифмующихся строчек.
***
В золотые часы полнолуния или когда
обрывается с неба и падает в лужу звезда -
обязательно ночью,
пронзительно жаль, что чего-то
не успели когда-то давно догудеть провода.
Будто песня пчелы,
укрывающей на зиму соту
полимером, звучит отголосок
сорвавшейся ноты
и на камне царапает корочка первого льда.
***
Исчезнув, не осталось ничего,
и память собирает по приметам
эскиз существованья своего,
набросок неизвестного предмета
и тенью проступает на лице,
задумавшись над мигом уходящим,
как Кай, забывшись в ледяном дворце,
не знает ничего о настоящем.
***
Земля расскажет быль и небылицу,
приснится и насыплется в глаза,
и не увидишь, всё ли только снится,
чтоб сны с иным не спутав, рассказать,
что спит земля и долго в поднебесье
не отпускает, как из глубины,
сей дивный сон земной: людские песни,
людские мифы, полуправды, сны.
|