Пресса Архангельской области
 


Версия для распечатки  
  

Вельск-инфо
8 февраля 2006 (6)
Инф.

"Мы живем, под собою не чуя страны..."

(Окончание. Начало в "В-И" N 5)

И все же, как нам кажется, перспективы для развития туристического бизнеса у нас есть. Есть главное - легкодоступность региона, через который проходит федеральная автотрасса, железная дорога и даже имеется аэропорт, который, к сожалению, уже давно не используется для пассажирских перевозок. Есть отличные гостиницы, рестораны и кафе. В качестве дополнительного сервиса - уже упоминавшаяся "северная экзотика" - охота, рыбалка и т.д. Дело за малым: остается такой "пустячок", как разработка главной идеи вельского туризма - центральной оси, - вокруг которой будут вращаться все вышеперечисленные инфраструктурные и природные достоинства.

Вряд ли нам удастся придумать какую-то одну "фишку", как это сделали в Великом Устюге, хотя идея объявить Вельск Всемирной столицей дегтя (лесохимии) или Всемирной столицей Бочки перспективна сама по себе. Но уповать лишь на это не приходится. Если удастся "раскрутить" наш город как торговый "купеческий" центр Севера (или, по крайней мере, Важского края), то ежемесячные ярмарки и фестивали тоже могут привлечь туристов (они же - продавцы и покупатели). Так туризм напрямую смыкается с экономикой района. Только организация того же "Кириллова дня" и "Вельска купеческого" должна быть принципиально иной: от художественной самодеятельности и провинциальной банальности пора переходить к масштабным, профессионально подготовленным шоу-проектам с участием известных всей стране людей (яркий пример - День поселка в Урдоме Ленского района). Разумеется, для этого потребуются серьезные инвесторы.

Но и ярмарки, торжки, фестивали - это еще не "фишка". Нужно восстанавливать все пока сохранившиеся церкви, причем не только надеясь на частных меценатов и благотворителей. Нужно вернуть Вельский Преображенский собор церкви, нужно, наконец, по-строить давно обещанную часовню Кирилла Вельского. Давно уже пора вернуть старым городским улицам их настоящие, подлинные наименования, а новым присвоить имена именитых вельчан, исключив все абстрактные названия (Гагарина, Привокзальная, Тракторная и тому подобное), не имеющие отношения к вельской истории. Будем уважать самих себя - и гости нас зауважают:

Раз нет на нашей земле архитектурных и исторических памятников, раз не сумели их сохранить, разрушили, значит, придется строить новые, реконструировать зримые свидетельства вельской истории (не только храмовые постройки). А в истории этой немало славных и интересных страниц, способных привлечь внимание и российских, и зарубежных туристов. Надо просто знать свою историю. Можно сразу, навскидку, перечислить некоторые эпизоды и исторические фигуры, достойные "разработки" в плоскости туристического бизнеса.

1. Давным-давно археологи открыли старинное городище, по времени относящееся еще до возникновения Вельского погоста. Почему бы не попытаться его восстановить по историческому описанию?

2. Настоящим театрализованным представлением могли бы стать сцены из истории колонизации Заволочья новгородскими ушкуйниками. Исторические костюмы, типы судов, вооружение - все это имеется в архивах.

3. Героическая эпопея защиты Вельска от польских захватчиков (XVII век) тоже подробно описана. В Кириллове и в Белозерске подобные события местной истории давно уже стали частью празднования Дня города.

4. Самостоятельным туристическим проектом может стать "Царева дорога" - как известно, через вельские земли проезжали и Петр Первый, и Александр Первый (последний даже тут останавливался). Места, где проходила дорога, известны, так может построить там какую-то "почтовую яму", поставить памятный знак, придумать ежегодное представление?

5. Мало кто знает, что вельский крестьянин Егор Басов (XIX век) был изобретателем принципиально новой смолокуренной печи, впоследствии совершившей настоящий технологический переворот в смолокуренном производстве (во всеевропейском масштабе!). Почему бы не восстановить эту печь и не рекламировать достижение вельчанина перед иностранными туристами?

6. Краеведами и историками достаточно подробно описан быт, нравы, традиции, образ жизни вельского купечества XVIII-XIX веков. Чем это не повод для соответствующего театрализованного представления во время ярмарок и фестивалей?

7. Ну и, конечно, отдельного разговора заслуживают персоналии, выдающиеся личности вельской истории разных веков. Многие из них достойны не просто популяризации (издания их рукописей, биографий, исторических исследований), но и открытия музея. К сожалению, многие исторические персонажи (кроме Кирилла Вельского) XIII-XVIII веков в настоящее время просто забыты:

Повторюсь: вышеперечисленное - это лишь первое, что приходит на ум, думается, историки, краеведы, работники культуры способны гораздо подробнее и квалифицированнее проработать эти и многие другие темы. Не зря ведь наш отдел культуры уже не первый год имеет многозначительную приставку ": и туризма":

* * *

Наша газета много лет пишет о проблемах вельского спорта. Долгое время мы пытаемся доказать местным властям, что строительство современных спортивных сооружений и создание профессиональных (или хотя бы полупрофессиональных) футбольной и хоккейной команд - это не блажь и не отвлеченные фантазии. Кроме всего прочего, спорт - это еще и зрелище, это и бизнес, и "фирменная марка" города или района. Мы могли бы создать в Вельске конкурентоспособные коллективы, участвующие в серьезных соревнованиях всероссийского масштаба, и тогда на их матчи приезжали бы тысячи людей не только со всего Вельского, но и из соседних районов. А вокруг спортивного зрелища всегда присутствует торговля, сервис, услуги: Да и "раскрутка" Вельска как спортивного центра даст импульс развитию того же туризма. По большому счету требуется "всего лишь" построить футбольный стадион, как в Коряжме, и крытый хоккейный корт, как в Майском. Вот в это "всего лишь" все и упирается:

* * *

Конечно, кто-то обязательно упрекнет автора в строительстве воздушных замков, этаких "Нью-Васюков" на вельской земле. Но ведь если не обсуждать возможные перспективы, то тогда уж точно ничего у нас не будет. В своей статье я просто хотел донести до читателей основную мысль: нам ничего не надо придумывать "с нуля", гораздо конструктивнее и разумнее использовать тот потенциал и те возможности, которые уже имеются у Вельского района. Именно в этом залог коммерческого успеха будущих "вельских брэндов".



Вельск-инфо:
Свежий номер
Архив номеров
Об издании
Контакты
Реклама



Издания Архангельской области:

Правда Северо-Запада
МК в Архангельске




Авангард
АиФ в Архангельске
Архангельск
Архангельская лесная газета
Архангельская субботняя газета
Архангельский епархиальный вестник
Бизнес-класс
Бумажник
Важский край
Ваш личный доктор
Ведомости Поморья
Вельск-инфо
Вельские вести
Вести Архангельской области
Вестник космодрома
Вечерний Котлас
Вечерняя Урдома
Вилегодская газета
Витрина 42х40
Волна
Выбор народа
Горожанин
Голос рабочего
Графоман
Губернский лабиринт
Двина (лит. жур.)
Двиноважье
Двинская правда
Добрый вечер, Архангельск!
Единый Мир
Жизнь за всю неделю
Заря
Звезда
Звездочка
Земляки
Знамя
Знамя труда
Известия НАО
Инфопроспект
Каргополье
Коношские ведомости
Коношский курьер
Корабел
Коряжемский муниципальный вестник
Котласский бумажник
Красноборская газета
Курьер Беломорья
Лесной регион
Лесные новости
Ломоносовец
Маяк
Медик Севера
Мирный град
МК-Север
Моряк Севера
Моряна
Наш темп
Независимый взгляд
Новодвинский рабочий
Нэрм Юн
Онега
Пинежье
Плесецкие новости
Полезная газета Cевера
Поморский курьер
Правда Севера
Пульс города
Российская Газета
Рыбак Севера
Рубежъ
Север
Северный комсомолец
Северная корреспонденция
Северная магистраль
Северная широта
Северный рабочий
СМ. вестник
Смольный Буян
Троицкий проспект
Трудовая Коряжма
У Белого моря
Устьянский край
Устьянские Вести
Холмогорская жизнь
Частная Газета
Защита прав граждан
Вельская неделя