|
Вельск-инфо
12 июля 2006 (28)
Анатолий Худолеев
Прерванный опыт российской демократии
(Окончание.
Начало в "В-И" 25)
76 лет спустя, 12 декабря 1993 года состоялись выборы в первую Госдуму новой
России, 450 депутатов которой избирались по мажоритарной системе (половина - по
партийным спискам, вторая - по одномандатным округам). Эти выборы запомнились
самым большим числом партий, движений, преодолевших 5-процентный
барьер: ЛДПР - 59 мест (36), Выбор России - 40 (58), КПРФ - 32 (28), Аграрная
партия - 21 (14), женщины России - 21 (19), Яблоко - 20 (23), Демроссия - 17
(14), Партия Российского Единства и Согласия - 17, а также ввиду отсутствия
реальной системы наблюдателей, огромными масштабами фальсификаций - уничтожение
одних и вброс других бюллетеней. Всего по стране "на уровне участковых
избирательных комиссий было подделано 3,5 млн., а на уровне
окружных - примерно - 5,7 млн. голосов" (данные эксперта фракции ВР А.
Собянина). В скобках у каждой партии указаны нефальсифицированные голоса (только
по партспискам). За короткий период работы (2 года) в сложной борьбе с
коммунистами, аграриями, ЛДПР, депутатам фракции Выбор России удалось добиться
принятия ста необходимых стране законов. В 1995-1999 гг. в нижнюю палату прошли
лишь четыре партии: КПРФ - 22%, ЛДПР - 11%, "Наш дом - Россия" - 10%, "Яблоко" -
6 или 7%. По-моему, это была самая невнятная Госдума - много популистских,
необеспеченных финансами проектов, политических заявлений, постановлений, но
мало работающих законов. Помню, как лидеры фракций на телевстрече с
В. Познером так и не смогли объяснить, что хорошего они сделали для людей за
четыре года. В 1999-2003 гг. состав Государственной Думы расширился: "Единство",
КПРФ, "Отечество - вся Россия" - 13%, "Союз правых сил" - 8%, "Яблоко" и ЛДПР -
по 6%, и этот факт вселял надежду на более демократичную, разностороннюю работу
над законопроектами и в будущем. Но уже в следующей, нынешней нижней палате все
было поставлено под контроль Президента. Его любимая "Единая Россия" получила
все 29 комитетов и конституционное большинство. Что там делают КПРФ, ЛДПР и
"Родина" - непонятно. В декабре 2007 года мы впервые будем выбирать полный
состав Думы по партийным спискам с 7% барьером. С юбилеем, сторонники
демократии! И к барьеру! - все еще впереди!
Анатолий Худолеев
ТЕРНИСТЫЕ ПУТИ РОССИЙСКОГО ПАРЛАМЕНТАРИЗМА
Тема российского парламентаризма редко обсуждается так, как она того
заслуживает: спокойно и, по возможности, всесторонне. Работая над вторым томом
своей книги "Единство бытия", хронологически охватывающем весь период позднего
средневековья и нового времени, вплоть до первой мировой войны, мне пришлось
основательно "пропахать" и эту тему. Обнаружилось, что в последние десять-
пятнадцать лет российская историческая наука, освобождаясь от гнёта и
догматизма не только советской, но и романовской историографии, начала заново
открывать весьма интересные нюансы и грани и этой проблемы, углубляясь порой в
те эпохи, которые никак не связывались в нашем представлении с парламентаризмом.
Появилось желание рассказать об этом читателям-землякам. Тем паче - есть повод:
в конце апреля - начале мая по стране прошумело 100-летие начала работы первой
Государственной Думы, официально провозглашённое юбилеем российского
парламентаризма. Поскольку инициатива на сей раз исходит не от редакции, автор
счёл за благо использовать форму "диалога с самим собой". Вопреки известному
анекдоту, это не шизофрения, а литературный приём.
- На торжествах, связанных со столетием I Государственной Думы, было сказано
немало хороших слов в адрес парламентариев как начала двадцатого века, так и
нынешних. Обращает на себя внимание, пожалуй, два обстоятельства.
Во-первых, по сравнению с советскими временами, существенно сместились акценты:
законотворческая деятельность, сотрудничество депутатов и исполнительной власти
в интересах стабилизации положения в стране оцениваются теперь со знаком плюс, а
революционные натиски на власть - если не со знаком минус, то с явным
осуждением. Но даже и первую Госдуму все хвалили хотя бы за то, что равноправие
женщин она провозгласила впервые в Европе.
Во-вторых, как и столетие назад, выявилась явная неравно-правность
представительной (законодательной) власти и власти исполнительной. Это
проявилось даже внешне: президент предпочёл появиться на торжествах в Питере
только поздно вечером, перед банкетом, и его выступление, хотя и содержавшее
всё, чего требовал момент, прозвучало как манифест верховной власти, не
требующий анализа и обсуждения депутатами. Знающим историю людям это напомнило
речи в тех, исторически первых, Думах императора Николая II:
Наверное, стоит для начала напомнить, как родилась в ходе первой русской
революции та, ПЕРВАЯ, Государственная Дума.
- В стране, уже несколько лет живущей, по сути, в обстановке крестьянской войны,
потрясённой событиями 9 января 1905 года и, ещё более, неудачами в русско-
японской войне, ждали перемен. Представители земств и городских дум провели
съезды, на которых высказались за двухпалатное народное представительство при
сохранении монархии, причём нижняя палата чтобы избиралась на основе всеобщего,
равного и тайного голосования, а верхняя составлялась из представителей земств и
городских дум.
К тому времени волнения перекинулись на армию и флот, самым ярким проявлением
чего стало восстание 27 июня - 7 июля 1905 года на броненосце
"Князь Потемкин-Таврический", к которому присоединились команды ещё двух
кораблей.
Насколько силён был революционный подъём, свидетельствуют следующие факты.
Созданный 8-9 мая того же года леволиберальный "Союз союзов" во главе с
П.Н.Милюковым на своём втором съезде в конце мая принял решение об организации
всеобщей политической забастовки совместно с революционными партиями. А в начале
августа был создан леволиберальный Всероссийский крестьянский союз,
потребовавший национализации земли, созыва учредительного собрания и
предоставления народу политических свобод.
На фоне всё более активного забастовочного движения требования либеральной
буржуазии и интеллигенции выглядели здраво, но царизм и на них реагировал с
запозданием и самым куцым образом.
Даже "законосовещательная" Дума, с далеко не демократической системой выборов,
была учреждена лишь манифестом от 6 августа 1905 года. То есть тогда, когда
активность рабочего движения, в котором малочисленные, но деятельные
большевистские организации играли роль катализатора, дошла уже до создания
Советов рабочих депутатов - представительных органов рабочего самоуправления,
игравших в ряде случаев роль органов полномочной местной власти. Первый такой
совет, как известно любому старшекласснику, возник и действовал в ходе всеобщей
стачки рабочих Иваново-Вознесенска с середины мая до начала июля. Возникали и
крестьянские Советы, в том числе в Череповецком уезде, соседнем с Вельским.
А Дума, наделенная законодательными функциями, хотя и избираемая по сословно-
цензовой многоступенной системе явным меньшинством населения, когда
избирательных прав были лишены по-прежнему все женщины и 63% мужчин
(военнослужащие, рабочие мелких предприятий, молодежь до 25 лет, некоторые
национальные меньшинства), - эта Дума была пообещана царем народу лишь в
известном каждому школьнику Манифесте от 17 октября 1905-го, в разгар самого
высокого подъема революции.
То есть в те дни, когда на некоторое время все потоки революционной и
демократической борьбы слились, когда все активные слои населения России
сплотились в натиске на самодержавие. Либералы - кадеты в те дни действовали
нередко вместе с самыми революционными партиями, многие из них склонялись даже к
поддержке таких радикальных мер, как вооруженное восстание.
Осень 1905-го дала наибольшие результаты в общественных преобразованиях, главным
из которых стали вырванные у царского режима и обнародованные в Манифесте 17
октября обещания гражданских и политических прав и свобод, дополненные Указом
Николая II от 21 октября о прекращении многих политических дел. Стихийно
возникшая ещё до Манифеста гласность на год-полтора разлилась по России
полноводной рекой. Собиравшиеся весной 1906-го и весной 1907-го первая и вторая
Думы, как ни фильтровала власть их возможный состав, были много левее самых
левых из реформаторов, принадлежавших к лагерю власти, отражали ориентацию
большинства народа на социальные преобразования, притом немедленные и
радикально-утопические.
- Именно потому Первая Дума, заседания которой продолжались всего 72 дня, не
только считается, но и на самом деле была самой конфронтационной. В вину ей не
только тогдашней властью, но и сегодняшними историками ставится то, что депутаты
не столько занимались законотворческой работой, сколько выставляли запросы
правительству и отдельным министерствам. То есть - активно НЕ сотрудничали с
властью.
- Да, правда истинная. Поэтому не контрреволюционщиной, как принято считать, а
здравым смыслом консерваторов из правительства выглядят ограничения,
поставленные властью перед правами первого российского парламента. Не сам царь и
не его ближайшее окружение, которое справедливо называли "камарильей", а
профессиональные юристы из Минюста разрабатывали не только законоположения о
Думе, но и Временные правила об обществах и союзах, и Временные правила о
собраниях. Причём работали невероятно быстро, по меркам не только тогдашней, но
и нынешней бюрократии: все документы прошли от Минюста до царя за неполных
четыре месяца. Временные правила об обществах и союзах с середины октября 1905-
го разрабатывались в Минюсте, с 8 ноября по 10 января обсуждались в Сов-мине,
16, 18 и 23 января - в Госсовете, 15 февраля у императора, и 4 марта 1906-го
стали законом. Временные правила о собраниях с 22 ноября по 7 января обсуждались
в Минюсте и с другими ведомствами, в 20-х числах января в Совмине,
1 февраля в Госсовете и 26 февраля были одобрены царём.
Целью столь спешной работы было не дать избираемой Думе, заведомо бунтарски
левой, стать Учредительным собранием, то есть законодательным органом
потенциальной новой власти. Положим, у первой Думы немного было возможностей для
этого: не было в ней действительно всероссийских лидеров, не было в рядах
депутатов необходимой политической сплочённости. Да и обстановка в стране в
целом, да и в столицах весной 1906 года уже не работала на Учредительное
собрание.
Верховная власть, вынужденная пойти на некоторые изменения в политической
системе страны, сохранила за собой армию и тем самым поставила предел уступкам,
контролируя эволюцию политической системы. Поднятые сверх гребня
общереволюционного потока выступления наиболее радикальных отрядов
революционеров были залиты кровью, а потом заглушены реформами, самой важной из
которых стала объявленная 9 и 15 ноября 1906-го новым премьер-министром и
министром внутренних дел П.А.Столыпиным (и утвержденная указом царя) аграрная
реформа, направленная на развитие частной собственности на землю и изживание
тормозившего развитие общинного начала, которое господствовало в сознании и
поведении большинства крестьян и поддерживалось многодесятилетней политикой
царизма. Реформа продолжала "работать" и после убийства террористами
П.А.Столыпина, вплоть до 1-й мировой войны.
- Не получается ли, что парламентаризму в России можно было и не рождаться? Ведь
обе первые Думы, более левые, чем необходимо было для спокойного, либерального
по духу и консервативного по методам и темпам, реформирования страны, были
быстро разогнаны правительством. Только третья, избранная после отката революции
и ослабления революционных партий и течений, проработала весь срок, на который
была избрана. Четвёртая, последняя в том "издании" российского парламентаризма,
Дума почти выдержала законный срок, но всё равно была распущена печально
знаменитым указом царя от 25 февраля 1917 года.
- Но ведь социальный сдвиг в результате событий 1905-1907 годов всё-таки
произошёл. Хотя многие "дарованные" Манифестом 17 октября "неотъемлемые права и
свободы", включая свободу печати и правила выборов в очередные Государственные
Думы и местные представительные органы власти, позже существенно ограничивались
и юридически, и ещё более фактически, поскольку их реализацию царизм отдал на
откуп полицейщине, - всё же впервые в истории страны они вошли в жизнь подданных
Российской империи, начавших - вопреки полицейщине и радикализму революционного
подполья, - ощущать себя гражданами. Не менее важны были социальные завоевания:
крестьяне не только избавились от выкупных платежей, но и были приравнены к
другим сословиям в праве на передвижение и место жительства, поступления в вузы
и на гражданскую службу. Трудящиеся получили право создавать профсоюзы,
культурно-просветительные общества, кооперативные и страховые организации,
рабочий день был официально сокращён до 9-10 часов, а некоторые предприниматели
по своему почину установили даже 8-часовой. Уголовное наказание за забастовки
было отменено.
Правда, законодательно последние два завоевания революции были оформлены лишь к
концу 1911 года.
Но и эти, и другие социальные и правовые сдвиги в жизни страны, которые мы
привычно называем завоеваниями революции (а заядлые монархисты именуют их
добровольными или вынужденными уступками царя), не были бы оформлены
законодательно даже и в названные сроки, не вошли бы органично в жизнь страны,
если бы не деятельность тех, первых российских парламентариев.
(Продолжение следует)
| |