Пресса Архангельской области
 


Версия для распечатки  
  

Вельск-инфо
2 августа 2006 (31)
Наталья ЧЕРЕДОВА

Вельск верен морским традициям

Накануне праздника Дня Военно-Морского Флота мы решили взять интервью у председателя Военно-морского клуба г. Вельска Игоря ЗВЯГИНА. Кто, как не он, в сухопутном Вельске может рассказать о морских традициях, о клубе, который возглавляет, о морской службе.

- Игорь Тимофеевич, расскажите об истории создания Военно-морского клуба.

- Военно-морской клуб создан в конце 2000 года группой военных моряков разных поколений. Основная цель клуба - сохранение и приумножение военных традиций Российского флота, основанных на чести, достоинстве, благородстве, на идеях беззаветного служения Отечеству и народу.

Основу клуба составляют 32 моряка. Верность флоту растет с каждым годом, что очень ярко показывает ежегодное празднование Дня Военно-Морского Флота.

Заслуженным авторитетом среди жителей района пользуются бывшие юнги, Гурий Николаевич ВОЛЫХИН, Александр Никитич ЖИЛЬЦОВ, Валерий Васильевич ПОСТНИКОВ, морской пограничник Тихоокеанского флота Павел Николаевич ВОРОБЬЕВ, подводник того же флота Василий Михайлович КРАШЕНИНИН. Поддерживает имидж и хранит традиции руководитель кадетского класса Владимир Ильич ХОЛЗАКОВ (подводник Северного флота).

Клуб уделяет много времени военно-патриотическому воспитанию молодежи: проводим встречи, лекции в учебных заведениях района; участвуем в ежегодном форуме солдатских матерей; автопробеге, посвященному Дню Победы; проводим различные выставки в музее, посвященные морской тематике; стараемся поддерживать интерес подрастающего поколения к флоту.

- Под традициями, как мы знаем, понимают исторически сложившиеся, передаваемые от поколения к поколению обычаи, обряды, нормы поведения и тому подобное, которые сохраняются в течение длительного периода времени в обществе и его социальных группах, обеспечивая преемственность прошлого, настоящего и будущего. Интересно узнать о морских традициях.

- На флоте традиции способствуют воспитанию глубокого патриотизма, любви к Родине, верности воинскому долгу.

Традиций очень много. Если все перечислять, то хватит не на одну газету. Например, спуск судна на воду - это торжественное и радостное событие. В этот день труд множества людей (конструкторов, проектировщиков, механиков, монтажников и многих других специалистов) на их глазах вдруг овеществляется в сложнейшем плавучем инженерном сооружении, детище их рук и ума. Принято, что бутылку шампанского, которое как бы символизирует первое соприкосновение корабля с пенящей морской влагой, о форштевень судна разбивает женщина. Но этот обычай довольно молод, так как сравнительно недавно считалось, что присутствие женщины на корабле приносит несчастье. Теперь же, разбивая бутылку шампанского, женщина становится как бы "матерью" корабля, хотя это название не совсем оправдано, ведь корабли не крестят, а освящают.

Суеверия, некогда игравшие роль в мореплавании, далеко не изжили себя. И по сей день в иной капитанской каюте хранится пробка от бутылки шампанского, как напоминание о торжественной церемонии спуска, а также, как амулет, охраняющий корабль от беды.

В нашем флоте Корабельным уставом ВМФ установлено несколько годовых праздников, в частности, день вступления судна в строй. В этот день производится торжественный подъем флага в присутствии гостей и представителей кораблей и частей. Но, наряду с этим, сейчас снова возрождается старый обычай освящения корабля.

Надо помнить, что стародавние и молодые флотские ритуалы - наше бесценное достояние.

Как и военные моряки на берегу, корабли в море отдают честь друг другу. Как известно, этот обычай пришел из старины. При встречах в море военных кораблей, идущих под Военно-морским или Государственным флагом нашей страны, в момент, когда штевни судов поравняются, на корабле низшего ранга первыми подают особый сигнал "Захождение". Услышав его, все, кто не занят службой и находится на верхней палубе, поворачиваются лицом к проходящему кораблю, принимая положение "смирно", а офицеры, мичманы и старшины прикладывают руку к головному убору, отдавая воинскую честь. В ответ тотчас же на корабле высшего ранга играют "Захождение", и его личный состав выполняет точно такие же действия. При встрече в море судов Военно-морского флота с транспортными и промысловыми нашей страны и невоенными судами иностранных государств, если они самотируют нашему кораблю приспусканием кормового флага, то по команде вахтенного офицера им отвечают однократным приспусканием Военно-морского флага на одну треть длины флагштока (при этом флаг медленно приспускается и также медленно поднимается).

Встреча должностных лиц на кораблях - обычай еще более древний, чем отдание кораблями чести друг другу. Такой ритуал известен еще со времен египетских фараонов и римских императоров. С развитием мореплавания он менялся не раз, в разных флотах мира имеет отличия, хотя принципиально идентичен.

Флотские традиции рождались и в годы войны. Осенью 1941 года на Северном флоте родилась традиция подводников, вскоре распространившаяся по всем флотам. 10 сентября подводная лодка К-2 (моряки называли их "катюшами"), успешно выполнив свою первую боевую задачу, скрытно выставила четыре минные банки. Это была также первая минная постановка, выполненная подводной лодкой Северного флота. Утром 12 сентября К-2 шла на перископной глубине вдоль норвежского побережья. На борту находился командир дивизиона капитан 2 ранга М.И.Гаджиев, ходовую вахту нес командир минно-артиллерийской боевой части лейтенант З.М.Арванов. Неожиданно он обнаружил в перископ идущий вдоль берега на запад вражеский транспорт. Арванов объявил боевую тревогу и начал сближение с целью выхода в торпедную атаку. Транспорт противника - это было, как выяснилось, немецкое грузопассажирское судно водоизмещением около 6 тысяч тонн - находился на расстоянии около 45 кабельтовых, и атаковать его торпедами было невозможно из-за слишком большой дистанции. Тогда командир дивизиона Магомед Гаджиев предложил командиру подводной лодки капитану 3 ранга В.П.Уткину использовать артиллерию. К-2 стремительно всплыла. Через ее палубу еще перекатывались волны, а боевой расчет носового орудия уже занял свои места. Менее чем через минуту прогремел первый выстрел. Дизели работали на полный ход, подводная лодка стремительно сближалась с вражеским судном. Третий и четвертый снаряды накрыли цель. Вражеский транспорт открыл ответный огонь, но К-2 находилась вне досягаемости его артиллерии.

После нескольких прямых попаданий на транспорте вспыхнул пожар, его корма осела, пушки умолкли. Но в этот момент с берега, до которого было всего лишь 50-60 кабельтовых, взлетел немецкий самолет. К-2 срочно погрузилась. Самолет сбросил две бомбы, которые разорвались далеко от лодки. Через несколько минут после погружения лодку качнуло, и подводники услышали глухой мощный взрыв - взорвались котлы и бое-припасы на немецком транспорте. Это была первая победа нашей подводной лодки в артиллерийском бою.

Боевой поход К-2 закончился 19 сентября. В 17 часов, когда до пирса оставалось 300-500 метров, подводная лодка впервые произвела салютный выстрел из орудия, снарядами которого был потоплен фашистский транспорт. С тех пор подводные лодки, возвращавшиеся из боевых походов, артиллерийскими выстрелами извещали о числе потопленных кораблей противника.

- Если случайно окажетесь среди моряков и прислушаетесь к их разговору, можно с уверенностью сказать, что далеко не все из услышанного поймете, хотя беседа будет вестись на родном языке.

- Возникновение особого мор-ского сленга связано со спецификой корабельной службы. Ну, скажем, ТРАВИТЬ - рассказывать невероятные небылицы, ОТДАТЬ ЯКОРЬ - где-либо прочно обосноваться, ПОКАЗАТЬ КОРМУ - уклониться от встречи с кем- либо, ПРОЙТИ ПОД ВЕТРОМ - счастливо избежать опасности, ЛЕЧЬ В ДРЕЙФ - отдать себя на милость кого-то (чего-то).

Лестницу моряк непременно называет ТРАПОМ, скамейку - БАНКОЙ, а кухню - КАМБУЗОМ.

Веревок на кораблях еще достаточно много, особенно на учебных и парусных, но слова "веревка" там не существует, есть ТРОС, СНАСТЬ, НАЙТОВ.

Многие, вероятно, слышали такие слова, как АВРАЛ, ПОЛУНДРА, но не все знают, что на флоте первое слово означает любую работу, в которой принимает участие весь экипаж, а второе - предупредительный оклик "берегись".

Моряки на военных кораблях любых рангов и классов, включая корабельные шлюпки, не ездят, а ХОДЯТ. Они никогда не скажут: "Мы плыли на подводной лодке", а непременно - мы ШЛИ на подводной лодке, или - крейсер "Варяг" ИДЕТ с визитом вежливости в Корею, а не "едет в Корею". Можно привести еще немало слов и выражений, имеющих в морском обиходе важное значение. У флотских людей есть и любимые слова, имеющие поистине массу значений. Одним из таких слов (по частоте применения и практического приложения) является прилагательное ЧИСТЫЙ и его производные. ЯКОРЬ ЧИСТ - это доклад с бака корабля при съемке с якоря, означающий, что на лапах поднятого якоря нет зацепившихся за него тросов, кабелей или чужих якорь-цепей; ЧИСТО ЗА КОРМОЙ - значит, ничего не препятствует движению корабля задним ходом и его можно дать; ЧИЩЕ ВЫРОВНЯТЬСЯ - таков сигнал, требующий подравнять строй кораблей, выдержать заданные интервалы, ВЧИСТУЮ - означает выйти со службы в запас или в отставку; ДЕРЖАТЬ ЧТО-ЛИБО ЧИСТЫМ - значит иметь этот предмет готовым к применению в любую минуту. Даже этот краткий перечень производных от одного лишь слова дает представление о том, сколь специфичен язык моряка, сколько в нем профессионализмов. Многие такие выражения, имеющие хождения в служебном языке русских военных моряков, имеют давнюю историю.

- Расскажите некоторые из них:

- СЕМЬ ФУТОВ ПОД КИЛЕМ: Закончились все приготовления в море. Сыграна учебно- боевая тревога. И вот корабль отходит от стенки. Его командир с мостика оглядывает группу провожающих офицеров, стоящих на пирсе, а оттуда доносится последнее напутствие уходящему кораблю: "ПОПУТНОГО ВЕТРА, СЕМЬ ФУТОВ ПОД КИЛЕМ!".

- Какова же его история?

- Известно, что уже около 6000 года до нашей эры в Египте был известен парус. Долгое время он был крайне примитивным. И даже типичное транспортное судно широко разветвленной купеческой организации XIV-XVI вв. Ганзы, КОГГ, имело всего одну-две мачты и парусное вооружение, плохо приспособленное к лавировке. Поэтому в случае встречного ветра подобные суда были вынуждены становиться на якорь, дожидаясь, пока ветер снова не станет попутным. Это обстоятельство вынуждало корабли держаться вблизи берегов открытого моря. И естественно, что они нередко садились на мель или разбивались о прибрежные скалы. Поскольку осадка кораблей того времени при полной загрузке не превышала двух метров, опытные кормчие старались иметь под килем не менее семи футов (примерно два метра) с тем, чтобы даже на волне их не могло ударить о грунт.

Должно быть, отсюда и пошло доброе пожелание: "Попутного ветра" и "Семь футов под килем".

Однако есть и другое объяснение этого обычая. Вспомним, что на Руси с древних времен число семь было особо почитаемо. Заглянем в Толковый словарь живого великорусского языка Владимира Ивановича Даля - моряка, русского писателя, лексикографа и этнографа. В этом словаре числу семь отведено значительное место. Оказывается, десятки русских поговорок и пословиц так или иначе связаны с этим числом: "Семь раз отмерь, один отрежь", "За семь верст киселя хлебать", "Как семеро пойдут, Сибирь возьмут! Такие все молодцы", "Рубить семерым, а топор один", "Двое пашут, а семеро стоя руками машут", "Делай дело за семерых, а слушайся одного", "Чем семерых посылать, так самому побывать", "Семь пядей во лбу", "Семь пятниц на неделе" и так далее и тому подобное. Вполне возможно, что пожелание "Семь футов под килем!" произошло на Руси из-за особого расположения к этому числу.

Иметь всегда в плавании "семь футов под килем" - значит, через неизбежные в долгом пути штормы и качку, опасные отмели и рифы, успешно привести свое судно к намеченной цели. Пожелать такого - значит создать отправляющимся в трудный путь хорошее настроение, вселить в них уверенность в благополучном исходе плавания. Тогда не столь странными да тяжкими покажутся им любые препятствия и испытания.

ДЕРЖАТЬ НОС ПО ВЕТРУ: Во время парусного флота плавание по морям всецело зависело от погоды, от направления ветра. Устанавливался штиль, наступало безветрие, и мигом никли паруса, замирали корабли. Начинал дуть противный ветер, и приходилось думать уже не о плавании, а о том, чтобы побыстрее стать на якорь и убрать паруса, а не то корабль могло выбросить на берег.

Для выхода в море нужен был только попутный ветер, наполнявший паруса и направлявший судно вперед, то есть носом по ветру.

- А как же флотские поверья?

- Моряка в течение всей его жизни сопровождают самые различные поверья, легенды и морские неписанные правила.

В России роль несчастливого дня исстари отводилось понедельнику, да и 13-е число также не в почете. Нелюбовь к понедельнику и злополучной "чертовой дюжине" сохранилась в сердцах моряков и до наших дней.

- А что делали моряки в шторм?

- Боролись со стихией и обязательно молились, призывая на помощь всех святых. У русских моряков особенно в чести был Святой Николай Морской. Он не только защищал бедных и неимущих, но и мог оказать помощь судам, терпящим бедствие, прекратить в шторм и прочее. Николу Морского называли "скорым помощником".

В рукописном памятнике поморского мореплавания "Устьянский правильник" этому дается следующее объяснение. Оказывается, все святые, кроме Николы, могут оказывать помощь молящимся только с позволения Всевышнего. Покровителю же моряков "вперед Божья милость дарована", то есть, в критической ситуации он может действовать самостоятельно, не согласовывая свои действия с Богом. В морских условиях, когда порой бывает дорога каждая минута, такая помощь ценилась очень высоко.

Бывалые люди флота - решительные противники убийства чаек, да и всякой морской птицы. Идет это тоже из далекого прошлого, из поверья, что души погибших в море перевоплощаются в морских птиц.

Флотские поверья живучи, но в наше время сохранилась, как правило, лишь внешняя, чисто театральная сторона. Сегодня, как и в далеком прошлом, при пересечении экватора на палубах кораблей появляется морской владыка Нептун. И также неукоснительно выполняет обряд крещения всех, кто переходит экватор впервые. Правда, на разных кораблях этот праздник дополняется различными деталями в зависимости от обстановки, смекалки и выдумки наиболее опытных и остроумных матросов, старшин, офицеров.

- Ваша судьба неразрывна с морем.

- Судьба связала меня с флотом в 1951 году. Тогда после окончания 7 класса я поступил в техническое училище ВМФ (г. Кронштадт). Эти четыре года были самыми лучшими годами жизни. Мы были первыми курсантами, и на нашу долю выпало немало трудностей. После окончания училища весь выпуск был направлен на судоремонтные предприятия ВМФ. Я получил назначение в г. Архангельск на оборонное предприятие. Ремонтировал все типы военных кораблей и вспомогательного флота. Участвовал в освоении крылатых ракет на подводных лодках ПР 613. За годы трудовой деятельности исполнял обязанности командира транспортной роты, начальника автодорожной службы Вельского района и начальника запасного пункта управления гражданской авиации. Продолжая работать в клубе ВМФ, я вношу свой посильный вклад в развитие Военно-Морского Флота.

- В этом году Вам выпала высокая честь стать делегатом IV съезда Всероссийского движения поддержки Флота.

- Я считаю, что это подарок к моему 70-летнему юбилею - за верность Военно- Морскому Флоту и его многовековым традициям. Съезд проходил в Москве с 16 по 17 июня 2006 года. Впечатления, конечно, незабываемые. Все, чем жили и мечтали в годы морской юности, вновь испытали наяву. Остаются в памяти яркие выступления адмиралов Г.А.Сучкова и И.В.Касатонов - директора школы из Курска - видимо, единственной школы в нашей стране, где есть должность - заместитель директора по кадетским классам. Съездом приняты серьезные решения, которые нам предстоит выполнить в ближайшие четыре года.

- Игорь Тимофеевич, у вас есть возможность со страниц нашей газеты поздравить военных моряков.

- Совет Военно-морского клуба сердечно поздравляет всех моряков с праздником. Желаем всем флотского здоровья. Храните верность Военно-Морскому Флоту и его вековым традициям. Семь футов под килем!

- Спасибо за беседу, редакция "Вельск-инфо" присоединяется к поздравлениям.

Беседовала Наталья ЧЕРЕДОВА



Вельск-инфо:
Свежий номер
Архив номеров
Об издании
Контакты
Реклама



Издания Архангельской области:

Правда Северо-Запада
МК в Архангельске




Авангард
АиФ в Архангельске
Архангельск
Архангельская лесная газета
Архангельская субботняя газета
Архангельский епархиальный вестник
Бизнес-класс
Бумажник
Важский край
Ваш личный доктор
Ведомости Поморья
Вельск-инфо
Вельские вести
Вести Архангельской области
Вестник космодрома
Вечерний Котлас
Вечерняя Урдома
Вилегодская газета
Витрина 42х40
Волна
Выбор народа
Горожанин
Голос рабочего
Графоман
Губернский лабиринт
Двина (лит. жур.)
Двиноважье
Двинская правда
Добрый вечер, Архангельск!
Единый Мир
Жизнь за всю неделю
Заря
Звезда
Звездочка
Земляки
Знамя
Знамя труда
Известия НАО
Инфопроспект
Каргополье
Коношские ведомости
Коношский курьер
Корабел
Коряжемский муниципальный вестник
Котласский бумажник
Красноборская газета
Курьер Беломорья
Лесной регион
Лесные новости
Ломоносовец
Маяк
Медик Севера
Мирный град
МК-Север
Моряк Севера
Моряна
Наш темп
Независимый взгляд
Новодвинский рабочий
Нэрм Юн
Онега
Пинежье
Плесецкие новости
Полезная газета Cевера
Поморский курьер
Правда Севера
Пульс города
Российская Газета
Рыбак Севера
Рубежъ
Север
Северный комсомолец
Северная корреспонденция
Северная магистраль
Северная широта
Северный рабочий
СМ. вестник
Смольный Буян
Троицкий проспект
Трудовая Коряжма
У Белого моря
Устьянский край
Устьянские Вести
Холмогорская жизнь
Частная Газета
Книгочей
Защита прав граждан
Вельская неделя



www.kubanspeceffect.ru/index/o_kompanii/0-6">Продажа фейерверков

Сценарии фейерверков. Каталог люстр, торшеров, бра и проч.

kubanspeceffect.ru