Пресса Архангельской области
 


Вельск-инфо
23 августа 2006 (34)
Инф.

Страной управляет телевизор

Доверие к СМИ и политическая власть

В начале лета Всероссийский центр изучения общественного мнения (ВЦИОМ) представил данные об идейно-политических симпатиях современных россиян.

Высокий уровень доверия средствам массовой информации в современной России во многом определяет ее политическую жизнь. Позиция СМИ влияет на настроения и мнения граждан не в меньшей мере, чем сама окружающая их реальность. СМИ во многом заменяют или подменяют собой другие институты гражданского общества - политические партии, профсоюзы, объединения по интересам. Электронные СМИ обеспечивают реальное единство ценностного и информационного пространства россиян, объединяя их в виртуальную политическую нацию.

Как показывают исследования ВЦИОМ, проведенные в 2005-2006 гг., россияне, достаточно критически относящиеся к большинству институтов власти и общества, в качестве главных своих авторитетов называют Президента России и средства массовой информации. Если рейтинг одобрения деятельности В. Путина в последний год держится в пределах 72-77%, причем последние месяцы ближе к верхней планке этого "коридора", то СМИ - в целом как институт общества - стабильно занимают второе место, одобрение их деятельности колеблется в еще более устойчивых пределах 53-55%. Далее идут главы субъектов федерации с совокупным рейтингом 42- 52%, местные власти (36-42%), правительство (32-34%), обе палаты Федерального собрания (в среднем чуть более 20%) и гораздо ниже такие общественные институты, как политические партии (17-19%), профсоюзы (12-14%). В отличие от партий и профсоюзов, именно СМИ, в первую очередь электронные, стали важнейшим механизмом, объединяющим общество, и приводным ремнем, связывающим общество и власть. Правда, скорее эта связь носит односторонний характер.

Обращает на себя внимание то, что уровень доверия СМИ теснейшим образом коррелирует с поддержкой В. Путина и связываемого с его именем политического режима в целом. Так среди тех, кто одобряет деятельность президента, уровень доверия к СМИ составляет 62%, а среди противников В. Путина - только 28%. Среди электоратов ведущих политических партий самый высокий уровень доверия к СМИ среди сторонников "Единой России" - 62%. Молодые и материально обеспеченные граждане доверяют СМИ значительно больше, чем пожилые и бедные. Главный потребитель СМИ - это новый средний класс, поддерживающий нынешнюю власть, состоящий из людей, приспособившихся к современным экономическим и социальным реалиям. Этот средний класс ориентирован скорее на позитивную, оптимистическую информацию, на развлекательные передачи, чем на серьезную аналитику, скорее на современную массовую культуру, чем традиционную и элитарную. Нынешние СМИ полностью соответствуют данному запросу.

Сегодня аудитория СМИ - это более, чем на 75% телевизионная аудитория, и, прежде всего, зрители его основных каналов ОРТ и РТР. Доля радио в информации, поступающей к большей части граждан, составляет около 15% и лишь около 10% остаются на остальные виды СМИ - газеты, журналы, книги, Интернет. Чем же привлекают электронные СМИ сегодняшних россиян?

Современное телевидение - это практически единственная реальная сеть, способная объединить российских граждан, удаленных друг от друга территориально, принадлежащих к разным социальным "полюсам", живущих разными экономическими и социальными укладами и измерениями. Если в 90-е годы различия в информационной политике каналов соз-давали вокруг них как бы "политические клубы" или "протопартии", то сегодня подобных различий не найти. Одни и те же информационные "блюда", изготовленные по сходным информационным технологиям, потребляют все слои общества. Телевидение, как и другие СМИ, во многом заменяют традиционные ниши политических партий, так как большей части граждан нет никакого дела до партийных кухонь, числа выданных партбилетов и проведенных партмероприятий. Массовая поддержка и массовые настроения определяются позицией электронных СМИ. Именно это обстоятельство оказалось адекватно понято нынешними властями, которые, осуществляя контроль над ведущими СМИ, в значительной степени контролируют и общественные настроения.

Итак, что же первично? Поддержка россиянами существующей власти связана не столько с позитивной оценкой ее реальных дел, сколько с ее имиджем, создаваемым электронными СМИ? Или, напротив, одобрение деятельности нынешних СМИ является составной частью общего улучшения социально-экономической ситуации в стране? Здесь сложно найти первопричину, важно, что ценностной и культурной унификации большей части общества вполне соответствуют ценностно и культурно унифицированные СМИ. Основа этой унификации - с одной стороны, такие политические ценности, как стабильность, патриотизм, доверие власти, которые объединяют около двух третей россиян; с другой стороны - массовая развлекательная культура, которая притягательна для тех же двух третей россиян, независимо от их социального положения и достатка. Именно поэтому электронные СМИ обеспечивают гораздо в большей степени, чем другие институты общества, реальное единство ценностного и информационного пространства россиян, объединяя их в виртуальную политическую нацию.



Вельск-инфо:
Свежий номер
Архив номеров
Об издании
Контакты
Реклама



Издания Архангельской области:

Правда Северо-Запада
МК в Архангельске




Авангард
АиФ в Архангельске
Архангельск
Архангельская лесная газета
Архангельская субботняя газета
Архангельский епархиальный вестник
Бизнес-класс
Бумажник
Важский край
Ваш личный доктор
Ведомости Поморья
Вельск-инфо
Вельские вести
Вести Архангельской области
Вестник космодрома
Вечерний Котлас
Вечерняя Урдома
Вилегодская газета
Витрина 42х40
Волна
Выбор народа
Горожанин
Голос рабочего
Графоман
Губернский лабиринт
Двина (лит. жур.)
Двиноважье
Двинская правда
Добрый вечер, Архангельск!
Единый Мир
Жизнь за всю неделю
Заря
Звезда
Звездочка
Земляки
Знамя
Знамя труда
Известия НАО
Инфопроспект
Каргополье
Коношские ведомости
Коношский курьер
Корабел
Коряжемский муниципальный вестник
Котласский бумажник
Красноборская газета
Курьер Беломорья
Лесной регион
Лесные новости
Ломоносовец
Маяк
Медик Севера
Мирный град
МК-Север
Моряк Севера
Моряна
Наш темп
Независимый взгляд
Новодвинский рабочий
Нэрм Юн
Онега
Пинежье
Плесецкие новости
Полезная газета Cевера
Поморский курьер
Правда Севера
Пульс города
Российская Газета
Рыбак Севера
Рубежъ
Север
Северный комсомолец
Северная корреспонденция
Северная магистраль
Северная широта
Северный рабочий
СМ. вестник
Смольный Буян
Троицкий проспект
Трудовая Коряжма
У Белого моря
Устьянский край
Устьянские Вести
Холмогорская жизнь
Частная Газета
Книгочей
Защита прав граждан
Вельская неделя