|
Вельск-инфо
23 августа 2006 (34)
Инф.
Страной управляет телевизор
Доверие к СМИ и политическая власть
В начале лета Всероссийский центр изучения общественного мнения (ВЦИОМ)
представил данные об идейно-политических симпатиях современных россиян.
Высокий уровень доверия средствам массовой информации в современной России во
многом определяет ее политическую жизнь. Позиция СМИ влияет на настроения и
мнения граждан не в меньшей мере, чем сама окружающая их реальность. СМИ во
многом заменяют или подменяют собой другие институты гражданского общества -
политические партии, профсоюзы, объединения по интересам. Электронные СМИ
обеспечивают реальное единство ценностного и информационного пространства
россиян, объединяя их в виртуальную политическую нацию.
Как показывают исследования ВЦИОМ, проведенные в 2005-2006 гг., россияне,
достаточно критически относящиеся к большинству институтов власти и общества, в
качестве главных своих авторитетов называют Президента России и средства
массовой информации. Если рейтинг одобрения деятельности В. Путина в последний
год держится в пределах 72-77%, причем последние месяцы ближе к верхней планке
этого "коридора", то СМИ - в целом как институт общества - стабильно занимают
второе место, одобрение их деятельности колеблется в еще более устойчивых
пределах 53-55%. Далее идут главы субъектов федерации с совокупным рейтингом 42-
52%, местные власти (36-42%), правительство (32-34%), обе палаты Федерального
собрания (в среднем чуть более 20%) и гораздо ниже такие общественные институты,
как политические партии (17-19%), профсоюзы (12-14%). В отличие
от партий и профсоюзов, именно СМИ, в первую очередь электронные, стали
важнейшим механизмом, объединяющим общество, и приводным ремнем, связывающим
общество и власть. Правда, скорее эта связь носит односторонний характер.
Обращает на себя внимание то, что уровень доверия СМИ теснейшим образом
коррелирует с поддержкой В. Путина и связываемого с его именем политического
режима в целом. Так среди тех, кто одобряет деятельность президента, уровень
доверия к СМИ составляет 62%, а среди противников В. Путина - только 28%. Среди
электоратов ведущих политических партий самый высокий уровень доверия к СМИ
среди сторонников "Единой России" - 62%. Молодые и материально обеспеченные
граждане доверяют СМИ значительно больше, чем пожилые и бедные. Главный
потребитель СМИ - это новый средний класс, поддерживающий нынешнюю власть,
состоящий из людей, приспособившихся к современным экономическим и социальным
реалиям. Этот средний класс ориентирован скорее на позитивную, оптимистическую
информацию, на развлекательные передачи, чем на серьезную аналитику, скорее на
современную массовую культуру, чем традиционную и элитарную. Нынешние СМИ
полностью соответствуют данному запросу.
Сегодня аудитория СМИ - это более, чем на 75% телевизионная аудитория, и, прежде
всего, зрители его основных каналов ОРТ и РТР. Доля радио в информации,
поступающей к большей части граждан, составляет около 15% и лишь около 10%
остаются на остальные виды СМИ - газеты, журналы, книги, Интернет. Чем же
привлекают электронные СМИ сегодняшних россиян?
Современное телевидение - это практически единственная реальная сеть, способная
объединить российских граждан, удаленных друг от друга территориально,
принадлежащих к разным социальным "полюсам", живущих разными экономическими и
социальными укладами и измерениями. Если в 90-е годы различия в информационной
политике каналов соз-давали вокруг них как бы "политические клубы" или
"протопартии", то сегодня подобных различий не найти. Одни и те же
информационные "блюда", изготовленные по сходным информационным технологиям,
потребляют все слои общества. Телевидение, как и другие СМИ, во многом заменяют
традиционные ниши политических партий, так как большей части граждан нет
никакого дела до партийных кухонь, числа выданных партбилетов и проведенных
партмероприятий. Массовая поддержка и массовые настроения определяются позицией
электронных СМИ. Именно это обстоятельство оказалось адекватно понято нынешними
властями, которые, осуществляя контроль над ведущими СМИ, в значительной степени
контролируют и общественные настроения.
Итак, что же первично? Поддержка россиянами существующей власти связана не
столько с позитивной оценкой ее реальных дел, сколько с ее имиджем, создаваемым
электронными СМИ? Или, напротив, одобрение деятельности нынешних СМИ является
составной частью общего улучшения социально-экономической ситуации в стране?
Здесь сложно найти первопричину, важно, что ценностной и культурной унификации
большей части общества вполне соответствуют ценностно и культурно
унифицированные СМИ. Основа этой унификации - с одной стороны, такие
политические ценности, как стабильность, патриотизм, доверие власти, которые
объединяют около двух третей россиян; с другой стороны - массовая
развлекательная культура, которая притягательна для тех же двух третей россиян,
независимо от их социального положения и достатка. Именно поэтому электронные
СМИ обеспечивают гораздо в большей степени, чем другие институты общества,
реальное единство ценностного и информационного пространства россиян, объединяя
их в виртуальную политическую нацию.
| |