|
Вельск-инфо
23 августа 2006 (34)
В. Семенова
Монополизм - это всегда плохо
Кто мешает развитию конкуренции на пассажирском транспорте?
В последнее время в местных газетах много пишут об автобусных пассажир-ских
перевозках. Складывается впечатление, что в прессе наблюдается какой-то бум
вокруг транспортной темы. Да и некоторые представители власти, отдельные
депутаты отчего-то всполошились: кажется, кое-кому очень не нравится, что у
Вельского АТП появились конкуренты в лице частных перевозчиков. Автопредприятие
не на шутку перепугалось по этому поводу. Оно и правильно, есть отчего:
Я очень часто езжу по маршруту Вельск-Шунема (дача у меня там) и с обслуживанием
пассажиров знакома не пона-слышке. Могу прямо сказать, что Вельскому АТП плевать
на пассажиров. Вот лишь один пример.
Автобус по маршруту Вельск-Шунема ходит четыре дня в неделю (правда, еще в
воскресенье один рейс пускают). Так вот, если человеку надо зачем-либо в
больницу, то обратно во вторник и четверг он уедет только под вечер. В
воскресенье уже и не мечтай в город ехать, автобус только в 17.30 вас из Шунемы
отвезет. Есть, правда, еще автобус из Комсомольского, но он тоже неудобен по
расписанию и, кроме того, почти всегда переполнен (помимо жителей
Верхнешоношской, Хозьмин-ской и Шадреньгской администраций на этом автобусе
ездят на работу люди из "Орленка", Тарасова, Зеленого Бора:).
До августа у жителей названных территорий (а это десятки населенных пунктов!)
была альтернатива, можно было уехать на частном автобусе. О нем надо сказать
отдельно, так как пассажиры воочию убедились, как может и должен работать
перевозчик и в чем отличие частного автобуса от АТПвского (хотя
"Вельскавтотранс" давно является акционерным обществом, но работает по старинке,
как и раньше). Так вот, пассажиры полюбили этот автобус, ходивший по маршруту
Комсомольский-Вельск (водитель - Жигалов Михаил Леонидович). Автобус всегда
чистый, в салоне уютно, комфортно, негромко играет приятная музыка. Водитель
ведет автобус мастерски, аккуратно, не спешит (кто же будет гробить по таким
дорогам родную технику?!), всегда вежлив и предупредителен с пассажирами. В
общем, полный контраст с АТПвскими порядками! К тому же частный автобус для
удобства пассажиров отправлялся от рынка, не надо было тратить время и лишние
деньги на проезд до вокзала.
Однако радовались мы недол-го. Под каким-то надуманным, формальным предлогом
этот рейс частного автобуса был за-прещен: якобы из-за того, что перевозка
пассажиров на стоячих местах разрешена только на расстояние до 50 километров.
Во-первых, надо еще посмотреть, соблюдается ли это условие на маршрутах
"Вельскавтотранса". Во-вторых, непонятно почему чиновники, запретившие частный
рейс, утверждают, что люди стоят на протяжении всего маршрута? Пресловутые 50
километров заканчиваются в Хозьмино, вот там бы и проверяли, почему же должны
страдать пассажиры, проживающие в этом населенном пункте? К тому же, чаще всего
от Хозьмино до Комсомольского автобус идет полупустой. Мне кажется, это просто
необъективное отношение к частникам в интересах АТП. А жаль: если бы все были
такими водителями, как Жигалов, и так бы обслуживали пассажиров, никаких бы
нареканий на работу транспорта не было бы:
Или вот еще один пример безразличного отношения "Вельск-автотранса" к
пассажирам. Все, кто уезжает с железнодорожного вокзала или встречает гостей,
знают, какие проблемы возникают в этой связи. О позднем вечере, ночи и раннем
утре даже и речи нет, но даже днем к вокзалу могут подъехать на автобусе только
жители центра города, а подавляющее большинство вельчан этой возможности лишены
- так составлены маршруты городских автобусов. Добраться туда можно только на
такси (что далеко не все могут себе позволить), или же - пешком через весь
город. Неужели нельзя решить эту проблему "мирового масштаба" так, чтобы было
удобно людям, а не только "Вельскавтотрансу"?
А посмотрите, что творится в ненастную погоду, весной и осенью у автостанции!
Люди подходят к автобусам по гигантским лужам, кругом грязь, присесть нигде
невозможно:Разве трудно засыпать эти ямы и сколотить несколько самых простых
скамеек? Наверное, нетрудно. Просто руководству АТП в голову не приходит простая
мысль: надо позаботиться о людях, которые являются вашими клиентами и приносят
доход вашему предприятию. А не приходит им эта мысль в голову только по одной
единственной причине: зачем стараться, если ты монополист, конкурентов нет, а
значит, у пассажиров нет выбора? Сойдет и так:
Претензий по поводу работы АТП на различных маршрутах очень много, о них
зачастую пишут районные газеты. Вельчане еще не забыли трагическую историю
гибели двенадцати женщин от рук маньяка - во многом эта беда случилась и по вине
АТП, которое никак не могло договориться с районной администрацией. Руководство
"Вельскавтотранса" так и не ответило за ту преступную халатность, когда погоня
за деньгами и коммерческие споры для них оказались важнее безопасности жизни
людей.
Монополия порождает безответственность, конкуренция способствует прогрессу - это
старая аксиома. Поэтому меня возмущает травля частных перевозчиков,
организованная некоторыми журналистами и особенно депутатами. Конечно, эти
господа общественным транспортом не пользуются и по полдня на вокзале не сидят,
им трудно понять наши проблемы:
В. Семенова, д. Александровская
| |