Вельск-инфо
9 августа 2006 (32)
Борис Кагарлицкий
Как быть с тем, что разрушается?
Чем прославились вандалы? Нет, не грабежами и разбоями. Римлян они потрясли
другим - совершенной, с точки зрения цивилизованного человека, бессмысленностью
своих действий. Стоимость испорченного и разрушенного в результате их набегов
многократно превышала ценность награбленного.
О том, что российские реформы сопровождались, и по-прежнему сопровождаются,
всевозможными видами воровства и грабежа, не написал только ленивый. Говорить
подобное в либеральной прессе начала 1990-х годов было, конечно, строго
запрещено (иначе прослывешь врагом прогресса и демократии), но сегодня покажите
мне либеральное издание, которое не написало бы о разграблении страны?
Однако у нас речь не о разграблении, а именно, о разрушении. Награбленное добро
можно использовать, краденые деньги можно куда-то вложить. В политической
экономии это называется "первоначальным накоплением капитала". А как быть с тем,
что разрушается? Особенно, если речь идет не о материальных ценностях. Например,
о научных или художественных школах. Или просто о человеческих судьбах.
В первой половине 1990-х у нас занимались экономикой. С советской экономикой
действительно были серьезные проблемы. Результаты реформ хорошо известны:
промышленное производство резко упало, технологии были потеряны, а куча проблем
осталась. И если бы не подарок судьбы в виде сверхвысоких цен на нефть, было бы
нам сейчас очень грустно.
Нынешние реформаторы занимаются уже не экономикой, а социальной сферой - жильем,
образованием, здравоохранением и культурой. По поводу жилья и образования уже
началась паника. Где-то выставляют пикеты, где-то пишут про-тестующие письма.
Жилищный вопрос нас волнует.
С культурой хуже.
Невозможно починить то, что хорошо работает, любил говорить мой знакомый
инженер. Эту простую истину, к сожалению, очень трудно усвоить. А потому чинят с
энтузиазмом.
Были, например, в Советском Союзе "школы искусств". Целая сеть подобных учебных
заведений готовила музыкантов, лучшие из которых потом попадали в консерватории
и делали головокружительную карьеру в симфонических оркестрах - на родине и по
всему миру.
Теперь таких школ больше не будет. В процессе реформ их просто потеряли - где-то
между зонами ответственности чиновников, курирующих образование и культуру. Не
культура - потому что "школы". И не образование - потому что "искусств".
В ответ на протесты чиновники объясняют, что все правильно: таких школ больше
нигде нет, потому и у нас их быть не должно. Логика безупречная.
Интересно, кстати, почему наш средний скрипач, попадая в американский или
европей-ский оркестр, сразу оказывается первой скрипкой? Это как-то само собой
получается. Просто народ у нас талантливый, музыкально одаренный, - умильно
констатирует чиновник.
Народ и в самом деле талантливый, кто бы спорил. Но будь ты хоть трижды
музыкальный гений, хоть сам Паганини, на скрипке ты играть не будешь, если тебя
этому не научат. Любое творчество - это прежде всего, ремесло. Без техники нет
мастерства. А технике учат. Вернее, раньше учили. Больше не будут.
Реформа образования еще только начинается, а начальство на местах уже приступает
к разгону ненужных школ. И в самом деле, какие здания зря пропадают!
Слово "автономия" красиво двусмысленностью. Вроде бы не свобода и не
независимость. Но вроде как что-то хорошее. Между тем, речь идет о фактической
поэтапной приватизации учреждений культуры и образования, которые теперь по воле
чиновников (или собственной администрации) будут становиться не столько
"автономными", сколько коммерческими. В первом чтении закон "Об автономных
учреждениях" в Государственной Думе уже принят. А там прямо говорится о создании
"более четкого разделения между покупателями и производителями услуг отраслей
социальной сферы". Товар - деньги - товар. И ничего более.
Парадоксальным образом предлагаемая "автономия" резко урезает права учителей и
других работников в учреждениях, подпадающих под этот закон. Предложенный проект
полностью отстраняет трудовой коллектив от контроля за своим руководством,
лишает возможности хоть как-то влиять на принимаемые директором решения.
Без полноценного бюджетного финансирования, которое отныне не гарантировано,
учреждения культуры и образования не выживут. Вернее, выживут, если займутся
чем-то более прибыльным.
Напоследок, предусмотренная законом процедура банкротства обеспечит передачу
школ и музеев в частные руки. Хотя это будут уже не школы, а просто
четырехэтажные здания. Ведь с точки зрения рынка, самое ценное в подобных
учреждениях сегодня - не даваемые ими знания, а принадлежащая им недвижимость.
Потому учить будут меньше, а сдавать в аренду помещения - больше. И если система
учебных заведений, скорее всего, как-то выживет, то учреждениям культуры,
особенно на районном уровне, явно хана.
Сейчас законопроект все же переносят на осень. Дали отсрочку на несколько
месяцев. Спасибо!
Если у вас в районном городе есть местный музей - торопитесь его посетить. Скоро
его не будет. Если вы хотите учить ребенка музыке, не теряйте времени, его
осталось совсем немного! И обязательно сходите в районную библиотеку, там еще
есть книги!
Потом - конец. Приговор окончательный, обжалованию не подлежит.
Культура, она вообще убыточна. Районные школы искусств, местные музеи,
библиотеки и прочие подобные заведения никто, кроме их сотрудников, спасать не
будет. А это люди не влиятельные - без денег, без власти, без спонсоров и
покровителей. Потому что чиновники просто не будут с ними считаться. Кто они
вообще такие?
Как говорят оптимисты, "все еще только начинается"!
Мы можем бессчетные деньги отдать на реконструкцию Большого театра. Он у нас
один. Национальное достояние. И я уверен, что, как бы ни складывались у нас
реформы, главный оперный театр России будет в полном порядке. Кто в нем будет
петь - в конце концов, не так важно. Певцов можно пригласить из Италии, а
скрипачей из Китая.
Третьяковская галерея, Исторический музей и Эрмитаж у нас тоже останутся. Как
без них развивать туристический бизнес? И даже если мэрия Москвы сроет напротив
Кремля аварийный дом Пашкова вместе с Ленинской библиотекой и всей остальной
исторической застройкой столицы, то на их месте построят новые здания. Очень
похожие. Даже лучше - с подземными стоянками и барельефами работы великого
Церетели.
Нет, за Москву я не волнуюсь. Пока у нас есть Лужков и Церетели, у нас будут, по
крайней мере, архитектура и изобразительное искусство.
А вот по всей русской провинции - скоро не будет ни школы, ни искусств.
Борис Кагарлицкий, деловая газета "Взгляд",
10 июля 2006 года
|