Пресса Архангельской области
 


Вельск-инфо
9 августа 2006 (32)
Александр Церковников

Ты помнишь, как все начиналось...

В 2006 году поселку Солгинский исполняется 60 лет

Мне захотелось напомнить жителям поселка, в котором я живу более 50 лет, как он появился на карте Вельского района.

В жизни людей моего поколения самое дорогое - память: вспоминаешь свою жизнь с детских лет, молодость, учебу, работу, успехи и промахи, людей.

Поселок расположен в огромном котловане на левом берегу реки Вель, между деревнями Филимоновской и Якушевской. Здесь до тридцатых годов XX века звенели колокольцы почтовых троек, и тянулись обозы с товарами от Вельска до Коноши и обратно.

В мае 1946 года приехала оперативная группа по привязке проекта строительства на местности. Ее возглавил инженер Валентин Евгеньевич Цветковский, впо-следствии он активно работал на стройке комбината. Министерство транспортного строительства направило два батальона строительных войск, один из которых строил поселок для лесозаготовителей, впоследствии его назвали Дощаное, и проложили узкоколейку до комбината. Другой батальон занимался строительством цехов завода и жилья для работников. Строители прибыли к середине июля. Сначала поставили палатки, позже построили землянки, конюшню для обозных лошадей. Командный состав с семьями снимали квартиры в ближайших деревнях.

Первой задачей для строителей было выкатать лес из р. Вель, 600 м3 до заморозков. В это же время начато строительство подъездного пути от ст. Солга к площадке комбината. Из воспоминаний Н. С. Аскаленок: "Орудия труда - топор, поперечная пила, лопата и тачка. Жили в палатках с буржуйкой. Особенно трудно было осенью и зимой, когда хлестали проливные дожди и обжигали сильные морозы. Хлеб пекли по деревням, своей пекарни не было".

Тяжело приходилось работать: лес, болота, мосты через речки и ручьи - все это требовало много сил и материалов, но 30 декабря 1946 года, в шесть часов вечера, уже шел первый паровоз к площадке комбината от ст. Солга. Это был первый паровозный гудок, возвестивший, что здесь будет построено новое предприятие.

Строительство продвигалось быстрыми темпами. За четыре месяца построен 12- километровый путь без бульдозеров, экскаваторов и самосвалов. Несмотря на трудности зимы 1946-1947 гг., нехватку инструментов, подъездные пути были построены. В этот же период от передвижной станции люди, наконец-то, получили электричество. На берегу реки Вель пустили первую пилораму.

16 мая 1947 года прибыли директор Я. П. Вавилкин и главный инженер К. П. Барсуков, назначенные МПС: началось строительство 2-квартирных брусовых домов по главной улице поселка, а к концу 1947 года было построено уже десять таких домов и три каркасных, засыпных. В доме по улице Советской разместили амбулаторию, которую позже перевели в бывшую казарму. Там было несколько палат для стационарного лечения, процедурный кабинет. В 1971 году пущен в строй больничный городок: стационар на 50 коек, поликлиника, отдельное здание детского отделения (в будущем, в связи с банкротством предприятия в 1997 году, Северная железная дорога передала Солгинскую больницу Вельскому району).

После застройки улицы Советской, перешли на четную сторону улицы Нагорной, а нечетная - застраивалась частными домами.

15 марта 1948 года Солгин-ский комбинат сдается во временную эксплуатацию. Назначен новый директор М. П. Кравченко, начальником лесопункта Дощаное - И. В. Высотин. Промышленное строительство возглавил Г. М. Маракасов, жилищное - И. И. Крутов. Построен каркасный клуб, но работал он только летом. В Дощаном построено три 2-квартирных дома для лесорубов, шло частное строительство. В начале 1948 года начало поступать оборудование. В 1948 году комбинат отправил девять 2- квартирных домов, а к концу года было отправлено уже двадцать три 2-квартирных и три 4-квартирных дома.

Так случилось, что 2 мая 1949 года автомобильный мост через Вель, построенный в 1947 году, в половодье вместе с лесосплавом снесло, снесло и скотный двор в деревне Якушевской - дозорные сплавщики проморгали. Ранее мост располагался в том месте, где сейчас стоит обелиск Победы.

В октябре 1949 года директором ДСК назначен Петр Иванович Клочков, главным инженером - Г. А. Почерняев. Построили новую столовую, новую пекарню, принята УЖД с Дощаного до площадки комбината. Батальоны закончили свою работу и расформировались.

В дальнейшем построили детские ясли, баню, клуб, который и до сего времени стоит. В том же 1949 г. комсомольцы вместе с рабочими электрифицировали и радиофицировали поселок и д. Якушевскую, в ней жили семьи офицеров и рабочие завода. С 1950 года идет строительство лесопильного цеха с сортировочной площадкой и сушилкой, строится ТЭС. Не хватает специалистов и руководство завода решает немедленно начать подготовку мастеров, станочников, электриков, столяров, плотников и других рабочих профессий. Главный инженер Почерняев получил электропилы с передвижными электростанциями, трактора, мотовозы, паровозы.

В 1951 году построен и оснащен ремонтно-технический цех, начальником которого назначен К. Ф. Трубин. Закончив вечернюю школу, потом - Московский техникум, он становитя главным инженером ТЭС. Про него говорят - человек "золотые руки", любой бытовой прибор мог отремонтировать, вплоть до часов.

Пустили цех минваты, принята насосная, склад готовой продукции. В 1951 году ДСК перешел на выпуск щитовых домов. Люди не жалели ни сил, ни времени, и уже 30 октября 1952 года был пущен в эксплуатацию лесопильный цех с бассейном. В Дощаном построена начальная школа, детский сад, 198 частных домов. В этом же году, впервые за 7 лет, ДСК занесен на Доску почета района. Его продукция продавалась не только на территории нашей страны, но и за рубежом. Все пятьдесят объектов были построены и сданы под ключ. Главным строителем этого комбината был батальон под руководством подполковника В. Ф. Байбузенко. Много творческой инициативы вложил в строительство партийный вожак, майор Прилемский и старший лейтенант Фортунатов, организатор всех комсомольских дел. Большой вклад в строительство внесли такие специалисты-прорабы, как Бурцев, И. П. Стельмашенко, И. И. Крутов.

В августе 1956 года закончено строительство винтового автомобильного моста через реку Вель, он стал настоящим украшением поселка. Со сдачей моста выехал последний отряд строителей. Многие солдаты, демобилизовавшись, остались работать на заводе, построили жилье, женились на местных девушках. Более 40 человек получили звание "Почетный работник ДСК".

Первый профессиональный праздник - День строителя - отмечали 11 августа на природе. С тех пор это стало традицией.

Когда население достигло численности пять тысяч жителей, решением Архангельского областного Совета в январе 1958 года поселок получил официальное название Солгинский. Первым председателем Солгинского поселкового Совета была избрана Клавдия Максимовна Климова.

В 1973 году собран первый контейнерный дом мастером И.В.Юди-ным. Эти домики с удовольствием покупали в Иране, а в 1977 году начали выпуск паркета.

Строительство и оборудование цеха клееных деревянных конструкций началось в 1979 году, здесь же построили бытовой корпус, где разместились кабинеты мастеров, столовая, парикмахерская, швейная мастерская и фотография. Введена в строй центральная котельная и сушилка. Со временем у обелиска с именами погибших во время Великой Отечественной войны установили гранитные плиты.

Сейчас в поселке восемь продовольственных магазинов, один хозяйственный, активно работает библиотека. Дом культуры постоянно организует молодежные вечера, дискотеки.

Жители поселка Солгинский выражают благодарность директору ДСК Г. А. Почерняеву за новую школу в кирпичном исполнении, директору Г. К. Желвакову за стадион, директору Клочихину и самая большая благодарность Василию Ивановичу Михалеву за строительство здания поселкового Совета и домика-вокзала на 62-м километре железной дороги Коноша-Вельск.



Вельск-инфо:
Свежий номер
Архив номеров
Об издании
Контакты
Реклама



Издания Архангельской области:

Правда Северо-Запада
МК в Архангельске




Авангард
АиФ в Архангельске
Архангельск
Архангельская лесная газета
Архангельская субботняя газета
Архангельский епархиальный вестник
Бизнес-класс
Бумажник
Важский край
Ваш личный доктор
Ведомости Поморья
Вельск-инфо
Вельские вести
Вести Архангельской области
Вестник космодрома
Вечерний Котлас
Вечерняя Урдома
Вилегодская газета
Витрина 42х40
Волна
Выбор народа
Горожанин
Голос рабочего
Графоман
Губернский лабиринт
Двина (лит. жур.)
Двиноважье
Двинская правда
Добрый вечер, Архангельск!
Единый Мир
Жизнь за всю неделю
Заря
Звезда
Звездочка
Земляки
Знамя
Знамя труда
Известия НАО
Инфопроспект
Каргополье
Коношские ведомости
Коношский курьер
Корабел
Коряжемский муниципальный вестник
Котласский бумажник
Красноборская газета
Курьер Беломорья
Лесной регион
Лесные новости
Ломоносовец
Маяк
Медик Севера
Мирный град
МК-Север
Моряк Севера
Моряна
Наш темп
Независимый взгляд
Новодвинский рабочий
Нэрм Юн
Онега
Пинежье
Плесецкие новости
Полезная газета Cевера
Поморский курьер
Правда Севера
Пульс города
Российская Газета
Рыбак Севера
Рубежъ
Север
Северный комсомолец
Северная корреспонденция
Северная магистраль
Северная широта
Северный рабочий
СМ. вестник
Смольный Буян
Троицкий проспект
Трудовая Коряжма
У Белого моря
Устьянский край
Устьянские Вести
Холмогорская жизнь
Частная Газета
Новый Архангельск
Защита прав граждан
Вельская неделя