Пресса Архангельской области
 


Версия для распечатки  
  

Вельск-инфо
27 сентября 2006 (42)
Александр МАЛОЛЕТОВ

Олег Реутов: Свежий взгляд на старые проблемы

Первый заместитель главы Вельского района - человек новый в районной администрации. Он имеет возможность проводить сравнительные параллели между состоянием дел в разных районах области. Несмотря на короткий срок работы, у него уже есть свой взгляд на развитие Вельского района.

- Олег Геннадьевич, расскажите коротко о себе, хотя вас уже представляла газета "Вельские вести", но у "Вельск-инфо" свой круг читателей.

- Родился я 15 сентября 1955 году в городе Нарьян-Маре Ненецкого автономного округа. Так сложилось, что родители мои через полтора года после моего рождения переехали в Коношский район, поселок Коношу. Так что вся моя сознательная дальнейшая жизнь связана с этим поселком.

В 1972 году закончил Конош-скую среднюю школу и в этом же году поступил в Харьковский автомобильно-дорожный институт по специальности "Эксплуатация автомобильного транспорта". После этого, с 1977 по 1986 год, работал в Коношском объединении "Сельхозтехника" в должности механика, заведующего гаражом, заместителем управляющего, управляющим. В 1986 году перешел в районное агропромышленное объединение Коношского района, работал в должности заместителя председателя по механизации и электрификации. В 1989 году вновь вернулся в объ- единение "Сельхозтехника" на должность директора. Предприятие на тот момент переименовалось в объединение "Коноша- агропромсервис", которое выполняло функции "Сельхозтехники". С 1 июля 1996 г. работал в должности первого заместителя главы администрации Коношского района. В предпоследний созыв 2000 года по 2004 год избрался и работал в должности главы муниципального образования "Конош-ский район".

Вот, собственно, вкратце и все из моей биографии.

Да, и еще, как бы перекликаясь с вашим вопросом, добавлю: после выборов, которые я проиграл в 2005 году, мне поступило предложение от вновь избранного главы Вельского района Сергея Николаевича Колотилова о работе в его команде на должности одного из заместителей. Насколько я знаю, такие же предложения поступали и главе Устьянского района В.В. Капустину, и главе Лешуконского района Бобрецову Николаю Ивановичу.

Так получилось, что на тот момент я не смог принять предложение Сергея Николаевича Колотилова. Проще говоря, мне была предложена работа, которая меня больше устраивала на тот момент в Коношском районе: сначала директором ООО "Коношский ДОК", затем заместителем генерального директора ООО "НУГО" по строительству и лесному хозяйству в Москве. В дальнейшем работа моя там не сложилась, поскольку учредители приняли решение совершенно иное, отличающееся от первоначального - решение о сокращении производства и переносе основных объ-емов в Архангельск и в Иркутск, поэтому я не скрываю того, что сам обратился к Сергею Николаевичу с просьбой о возможности вернуться к тому разговору, который состоялся годом ранее.

- Вы работали главой в Коношском районе, теперь перешли в Вельский, а значит, имеете определенную возможность дать сравнительную оценку между районами в экономических, социальных, да и любых других показателях. В чем она заключается на Ваш взгляд?

- Разница, действительно, есть, и разница ощутимая. Я отвечал на этот вопрос "Вельским вестям", повторюсь еще раз: Вельский район экономически более сильный, это однозначно. Я имею возможность судить и давать подобную оценку, так как проработал практически восемь лет на должности первого заместителя главы и главой района. Мне часто приходилось ездить, поэтому достаточно хорошо знаю экономику. Юг Архангель-ской области мне хорошо знаком, это самая развитая часть области. По сравнению с Коношским, Няндомским, Каргопольским, Шенкурским, Устьянским и Плесецким районами, считаю, что Вельский район в экономическом плане выглядит гораздо сильнее, в силу того, что он был в экономическом плане более развитым и в советское время. На мой взгляд, здесь много сумели сохранить из того, что потеряли в других районах.

Скажем, взять сельское хозяйство. Например, Коношский район: если он и раньше не был сильным, то сегодня про него с уверенностью можно сказать, что сель-ского хозяйства там больше нет. То есть там не осталось ни одного достаточно крупного сельхозтоваропроизводителя. В начале 90-х сельское хозяйство прошло реорганизацию - переход на фермерско-крестьянское ведение сель-ского хозяйства. В Вельске, безусловно, удалось сохранить базу - это совхоз "Важский", агрофирма "Вельская", Судрома: В этих хозяйствах все-таки достаточно большие объемы денежных средств вкладываются в строительство, да и объемы сельскохозяйственной продукции в Вель-ском районе более высокие, чем по Коноше. И, конечно же, что немаловажно, в Вельском районе удалось сохранить в большей мере объемы по заготовке и переработке древесины.

- В Вельске практически не сохранилось ни одного предприятия в том виде, в каком они существовали - это, скажем, РМЗ, завод КДК, Вельская лесобаза. В настоящее время идут некие попытки восстановления завода КДК и Лесобазы. У Вас есть уверенность в завтрашнем дне этих, некогда мощных предприятий?

Ну, насчет КДК - однозначно. Вложения огромные, уже видны результаты работы, она реально ведется.

Возвращаясь к лесу, хочу коснуться лесозаготовок. Удовлетворяет, что в Вельске сохранили уровень заготовок древесины - 600 тыс. м3, снижение далеко не такое, как по Коноше. Раньше Коноша рубила 2,5 млн. м3, сегодня рубит 350 тыс. м3 с большим натягом, то есть падение уровня заготовок чуть ли не в 10 раз, по Вельску падение гораздо ниже.

Говоря о том, что сохранили, я хочу еще сказать о КДК - здесь как раз начинает восстанавливаться производство, только на более современном уровне, это очень радует. К сожалению, по Коноше пока этого нет.

В Коноше изначально было четыре основных производства: железная дорога, свиноводческий комплекс, лесозаготовители и комбикормовый завод. Теперь этого нет, нет и комбикормового завода, свинокомплекса. Правда, имеется расчетная лесосека по Коноше 630 тысяч кубометров, вырубается 350 тыс.м3 - это предел, больше рубить нечего. Остальная древесина труднодоступная и более низкого качества. То, на чем сегодня стоит Коноша - это железная дорога.

Что касается промышленности и экономики Вельского района - проблемы, конечно, тоже есть. Продолжая тему лесозаготовок, хочу коснуться вот еще какого вопроса: я повидал в жизни многое, приходилось много ездить, но здесь был просто поражен увиденным. Что же такое творится в Вельском лесу? То, что я увидел - зрелище просто чудовищное, варварство. Коноша в этом плане - идеал.

- Актуальный на сегодня вопрос: начало отопительного сезона. Насколько мне известно, Вы подписали распоряжение о начале отопительного сезона. Хотелось бы знать - район к принятию такого решения готов?

- Да, я подписал распоряжение о начале отопительного сезона с 18 сентября. С сожалением отмечу, что проблемы в Тегре, Солге, Усть-Шоноше как были, так и осталась. Не составляет исключение и город Вельск. Но Тегра, Солга, Усть-Шоноша - это три самых больных точки района. Проблемы с коммунальными услугами для населения здесь существовали и прежде, остаются они и на сегодняшний день. Должен сказать, что в плане качества по подготовке к отопительному сезону так ничего принципиально нового и не произошло. Уровень подготовки к зиме по сравнению с прошлым годом остался прежним.

- Кто осуществляет закупку угля для угольных котельных города?

- Закупку угля для угольных котельных производит эксплуатирующая их организация - ООО "Вельские коммунальные системы".

- Олег Геннадиевич, земля слухами полнится о создании новой организации "Ярославльспецстрой", которая забирает все тепловые распределительные узлы Вельска. Вопрос решенный или нет?

- Сегодня все тепловые пункты и новая теплотрасса находятся в стадии строительства, то есть работы еще не закончены. Их владелец на сегодняшний день - строительная организация "Спецтеплострой".

На прошлой неделе мы встречались с руководителем "Спецтеплостроя" и с представителем "Энергомашкорпорации". Пришли к устному соглашению, которое пока не оформлено в письменном виде. Предполагается, что "Энергомаш" после завершения строительства и сдачи объекта в эксплуатацию, которая планируется на сентябрь этого года, передаст тепловые узлы и теплотрассу в аренду "Спецтеплострою". "Спецтеплострой", который, в свою очередь, проектировал и строил, будет заниматься эксплуатацией и содержанием этой "трубы" вместе с тепловыми пунктами. Хочу сразу пояснить читателям, что за тепловой пункт будет отвечать тот же "Спецтеплострой". Содержанием теплотрасс от тепловых пунктов до потребителей займутся "Вельские коммунальные системы".

"Спецтеплострой" подготовит расчетную документацию для утверждения тарифа и будет продавать тепло, прогоняемое по этой "трубе" "Вельским коммунальным системам". Регистрация объектов проходит достаточно долгое время, предположительно она будет завершена где-то в декабре.

Поясню более детально, чтобы читатель смог разобраться в механизме коммунальных услуг: часть котельных эксплуатирует само "ВКС", так как они находятся у них в аренде, то есть полностью поставляют теплоэнергию от котельной до дома. Часть тепла они покупают у РМЗ и птицефабрики, с РПБ заключен прямой договор аренды.

- Олег Геннадиевич, хотелось бы еще поговорить о разнице в отпускных тарифах от ГТ ТЭЦ на тепло и продаже его населению "ВКС". Думаю, на сегодняшний день - это самый обсуждаемый вопрос. Как, опираясь на закон, можно объяснить гражданам правомерность такого завышения тарифа?

- Конечно, я согласен, что гражданам стоит более подробно объяснить. Насколько мне известно, отпускная цена на тепло у ГТ ТЭЦ 350 рублей, а потребитель платит за тепловые услуги 1010 рублей. Может быть, я не совсем готов более точно ответить на этот вопрос, но все же некоторые моменты поясню. На самом деле тарифы на отпускную цену устанавливает департамент по тарифам и ценам, нам не предоставлено право взять эти функции на себя, это полномочия региона. К сожалению, мы даже не имеем права запросить ту информацию, которую тот же "ВКС" предоставляет в департамент. В целом, и это главное, схема принятия и утверждения тарифов никоим образом не стимулирует "ВКС" на снижение тарифов. На сегодня они имеют затратные угольные и мазутные котельные с высоким уровнем себестоимости. Им установили рентабельность 5%. Условно, при себестоимости I Ггкал 1000 рублей прибыль "ВКС" составит 50 рублей. Через год, ничего не сделав, опять представляют эти же котельные, с такими же затратами. Соответственно, за истекшее время возросла себестоимость: стоимость электроэнергии, топлива, перевозки грузов и всего прочего. Скажем, сумма получилась уже не 1000 рублей, а 1200 рублей. В департаменте утвердили эту себестоимость, "ВКС" будут получать вместо 50 рублей - 60. Вот такая схема.

По поводу отключения горячей воды, думаю, что "ВКС" прекрасно понимает, что, отключая воду у потребителя, они теряют в экономическом плане то, что могли бы иметь (платежи населения). Я на прошлой неделе разговаривал с представителями "Энергомаша". Конечно, они теряют на этом деньги, поскольку у них достаточно дешевое тепло, но платежную дисциплину они ставят выше.

- Из всего вышесказанного, что ожидать населению в плане качества коммунальных услуг и главное - их конечной стоимости?

- Решение этих вопросов от меня не зависит, но тарифы должны остаться и, думаю, останутся на уровне прошлого года. К тому же районное Собрание депутатов и депутатская комиссия по ЖКХ также твердо намерены ставки оплаты для населения сохранить на уровне 2006 года.

- Избитый всеми традиционный вопрос - дороги. Улицу Дзержинского немного подлатали. Неужели экономичнее положить асфальт отдельными фрагментами или ямочный ремонт? Может быть, все же немного потерпеть, накопить денег и сделать настоящий капитальный ремонт дороги?

- Я, конечно же, за то, чтобы потерпеть и накопить денег на настоящее асфальтирование, а не делать выборочно ямочный ремонт. Вот на улице Дзержинского летом делали ремонт, а там уже ямы, выбиты дыры. Глава МО "Вельское" Виктор Шерягин в ремонт на улице Советской вложил 52 тысячи рублей, можно сказать, что они потрачены зря. Стоит, конечно, немного потерпеть, накопить средства и сделать капитальный ремонт дороги. Но есть еще и третий вариант. Ко всему прочему необходимо еще искать дополнительные внебюджетные деньги, поработать с "Автодором", поскольку через наш город проходит федеральная трасса. Такой вопрос поднимается в районной администрации, но не так, наверное, остро, потому что пока нет результата. Необходимо заложить часть средств в районном бюджете на дороги, поскольку Вельск выполняет функции районного центра.

Однозначно могу сказать, что в этом году улица Советская не будет отремонтирована. Далее хочу сказать, что в договоре на строительство сетей теплоснабжения между "Энергомашем" и муниципальным образованием "Вель-ский район" оговорена сметная стоимость и перечень строительных работ, которые должны быть выполнены, куда, в том числе, входит и благоустройство после проведения всех строительных работ на объектах. На сегодняшний день на восстановление улицы Советской в смете заложено 9,7 миллионов рублей.

На последнем совещании, на котором был Виктор Шерягин, прозвучало такое предложение - "Энергомаш" дает городу деньги, вернее, город находит подрядную организацию, которой будут проплачены деньги. На сегодняшний день выполнено работ по строительству теплотрасс и тепловых пунктов в городе Вельске на сумму порядка 150 млн. рублей. Это долг муниципального образования "Вельский район" за работы "Энергомашу". Как только начнется проплата долга, "Энергомаш" сразу же готов восстановить то, что нарушил в ходе строительных работ, в том числе и по улице Советская. Если мы не начнем проплату долга, то и в этом случае необходимо вести переговоры. Надо встречаться. Я думаю, что есть компромиссные выходы, на которые они пойдут навстречу. Но в этом году сроки мы уже упустили.

- Еще в двух словах о строительстве путепровода через железнодорожный переезд. Этот вопрос когда-нибудь решится или нет? Ваше мнение.

- Думаю, нет. По крайней мере, в обозримом будущем, в течение двух-трех лет точно нет.

- Железная дорога не может поучаствовать?

- У железной дороги нет никакого интереса в этом проекте строительства путепровода, так как она абсолютно ничего не теряет. Нужно сказать, что все- таки планируется строительство объездной дороги, сейчас идет проектирование, а через год и само строительство, это вполне реально.

- Как вы относитесь к идее укрупнения низовых муниципальных образований? Еще весной 2004 года общественные организации Вельского района предлагали свой проект создания семи МО, вместо ныне существующих 22.

- Нормально отношусь, может, кто и не разделяет моего взгляда, но, честно сказать, 22 муниципальных образования для Вель-ского района это слишком много. Во-первых, это плохо управляемая структура, во-вторых, это приводит к увеличению управленческого аппарата и, что самое главное, приводит к увеличению расходов. Да и во многих муниципальных образованиях нет профессиональных кадров. Согласитесь, что на местах, прежде всего, должны работать профессионалы, а это далеко не так.

Сказать точнее - сколько необходимо создать муниципальных образований в районе, пока не могу. Надо вникнуть обстоятельнее.

- Каких политических убеждений вы придерживаетесь?

-Откровенно говоря, не вижу большой разницы в программах сегодняшних партий, я не имею в виду крайне правых или левых.

- В заключение хотелось бы услышать ответ на мой в какой-то мере пафосный вопрос: в России кончатся ли когда-нибудь реформы, так негативно оцениваемые населением?

- Ответ мой будет, наверное, не совсем оптимистичным. Конечно, позитивные перемены есть, но чтобы они сказались на каждом из наших жителей и каждый их ощутил реально и заметно, нужны, думаю, многие годы.

Беседовал Александр МАЛОЛЕТОВ



Вельск-инфо:
Свежий номер
Архив номеров
Об издании
Контакты
Реклама



Издания Архангельской области:

Правда Северо-Запада
МК в Архангельске




Авангард
АиФ в Архангельске
Архангельск
Архангельская лесная газета
Архангельская субботняя газета
Архангельский епархиальный вестник
Бизнес-класс
Бумажник
Важский край
Ваш личный доктор
Ведомости Поморья
Вельск-инфо
Вельские вести
Вести Архангельской области
Вестник космодрома
Вечерний Котлас
Вечерняя Урдома
Вилегодская газета
Витрина 42х40
Волна
Выбор народа
Горожанин
Голос рабочего
Графоман
Губернский лабиринт
Двина (лит. жур.)
Двиноважье
Двинская правда
Добрый вечер, Архангельск!
Единый Мир
Жизнь за всю неделю
Заря
Звезда
Звездочка
Земляки
Знамя
Знамя труда
Известия НАО
Инфопроспект
Каргополье
Коношские ведомости
Коношский курьер
Корабел
Коряжемский муниципальный вестник
Котласский бумажник
Красноборская газета
Курьер Беломорья
Лесной регион
Лесные новости
Ломоносовец
Маяк
Медик Севера
Мирный град
МК-Север
Моряк Севера
Моряна
Наш темп
Независимый взгляд
Новодвинский рабочий
Нэрм Юн
Онега
Пинежье
Плесецкие новости
Полезная газета Cевера
Поморский курьер
Правда Севера
Пульс города
Российская Газета
Рыбак Севера
Рубежъ
Север
Северный комсомолец
Северная корреспонденция
Северная магистраль
Северная широта
Северный рабочий
СМ. вестник
Смольный Буян
Троицкий проспект
Трудовая Коряжма
У Белого моря
Устьянский край
Устьянские Вести
Холмогорская жизнь
Частная Газета
Книгочей
Защита прав граждан
Вельская неделя