Вельск-инфо
22 ноября 2007 (130-131)
Инф.
Познавая далекое прошлое:
(Продолжение. Начало в "В-И - Новый Регион" N 127)
Александр Мартынов родился и вырос в п. Октябрьском, так что его интерес к
Устьянскому краю не случаен. По окончании восьмого класса хотел поступать в
сельскохозяйственный техникум и стать механизатором, но, благодаря настоянию
своей сестры Валентины Подшивайловой и ее супруга Владимира, продолжил обучение
в школе. А после ее окончания, опять же благодаря сестре, подавшей, без ведома
брата, его документы в Архангельский педагогический институт, продолжил
постигать науку на отделении истории и английского языка. Там руководителем
Мартынова стал известный археолог, теперь кандидат исторических наук, профессор
кафедры отечественной истории Анатолий Куратов.
Затем отработал четыре года учителем в Глубоковской средней школе, где вместе со
своими учениками открыл несколько древних стоянок. Все находки с этих стоянок
легли на полки Архангель-ского краеведческого музея, но, к сожалению, до сих пор
не переданы в Устьянский музей.
Далее судьба распорядилась так, что Александр Мартынов уехал на Соловки, где
живет и работает уже более четверти века. Но родного края он никогда не забывал
и время от времени совершал археологические вылазки на его территорию. А к
написанию книги автора сподвигло чувство вины перед земляками за начатую и
оставшуюся незавершенной работу:
Слушая выступление А. Мартынова, зрители увлекались настолько, что забывали о
времени.
Его глубокое убеждение в том, что, вопреки сложившемуся мнению некоторых
дилетантов, первобытное население не было ни глупым, ни примитивным, ни
необразованным, невольно заставляло переноситься в далекие времена, в которых
жили наши предки. В воображении рисовались яркие картинки: вот - древние люди
изготавливают различный инвентарь, выделывают шкуры, шьют одежду, вот - строят
летние и зимние жилища, выполняют другие, необходимые для выживания, работы:
Запомнились некоторые профессиональные выражения и поговорки виновника
торжества: "Один отщеп - еще не отщеп, два отщепа - это отщеп, три отщепа - это
стоянка", "Ни один археолог не может сказать, что он все сделал сам:" и другие.
Александр Яковлевич очень обстоятельно и подробно отвечал на вопросы зрителей.
Больше всего находящихся в зале интересовало, как находят древние стоянки,
почему нет сведений о древних кладбищах, чем летние жилища древних людей
отличаются от зимних. Даже в перерывах торжественной части автор терпеливо и
увлеченно объяснял всем желающим, как называются представленные на мини-выставке
находки-экспонаты, к какому веку они относятся, как наши предки использовали их
в быту.
Также в перерывах в вестибюле Дома культуры зрители могли приобрести
презентуемую книгу.
Историк, знаток Важского края Юрий Сергеевич Васильев, отметил, что далеко не
все археологи могут отважиться на проведение раскопок в наших погодных
условиях, а автор "Древностей Устьянского края" - самый результативный археолог
северной земли.
Вывод, что родная земля таким образом благодарит А. Мартынова за его трудолюбие
и настойчивость, и пожелание, чтоб родная земля не отпускала его, а он - тяготел
к ней до самого последнего момента, стали замечательным итогом выступления
Ю.С. Васильева.
Краевед Владимир Мамонов в своей речи сказал:
"С 1977 года А. Мартыновым, благодаря его подвижнической деятельности, сделаны
четыре важных для населения Устьянского района открытия:
1. Историческими очерками в местной газете "Ленинское знамя" открыл для
населения древнейшую историю района.
2. Своей статьей в газете открыл землякам легендарный народ - чудь заволоческую.
3. Открыл замечательного краеведа Устьянского края Михаила Романова.
4. Им открыта собирательница фольклора Мария Шалаурова.
Вклад, сделанный автором в историю края, на этом не закончился. Опубликование
книги о древностях Устьянского края вы-звало неподдельный интерес учеников к
раскопкам стоянки на реке Устье в районе деревни Некрасовской.
Самое большое достоинство книги в том, что она нацеливает на практическую
деятельность и носит не только научный, но и познавательный, и практический
научный интерес.
Ученики Березницкой школы ставят задачу доказать, что чудь заволоческая
существовала, и следующим летом путем произведения раскопок найти и указать
место их стоянки. Принято решение провести раскопки под руководством А.
Мартынова.
Шестым вкладом Александра Яковлевича в историю является то, что к научным
исследованиям привлечены школьники.
Вклад Мартынова в историю края очень ценен. Поэтому пожелаю автору дальнейших
успехов в развитии этого очень полезного дела в нашем районе!"
***
Третья часть программы презентации была посвящена представлению проекта "Детский
археологический лагерь на реке Устья". Он сопровождался показом видеофильма о
первой стационарной археологической экспедиции, прошедшей в районе деревни
Некрасовской летом 2007 года.
В газете "Новый Регион" от 4 октября 2007 года коротко упоминалось об
экспедиции, которую удалось организовать благодаря тому, что Устьянский
краеведческий музей выиграл районный грант "С добром к людям", а полученные за
победу средства были направлены на оснащение археологического лагеря.
Приятно было в день презентации книги видеть в зале Устьян-ского Дома культуры
многих из тех детей, кто принимал непосредственное участие в вышеназванных
археологических раскопках. Можно представить, какое чувство восторга и гордости
испытывали школьники, когда на экране один за другим возникали ставшие теперь
историческими кадры их необыкновенных летних каникул.
Организаторы археологического лагеря поставили следующие цели и задачи:
приобщение школьников к древней культуре родного края через непосредственное
участие в процессе изучения одного из многочисленных археологических памятников,
открытых А.Я. Мартыновым в бассейне реки Устьи, а также воспитание чувства
гордости за интереснейшее и богатое прошлое Устьянского края; ознакомление с
историей исследований первобытных и средневековых поселений Устьянского края;
обучение ребят основам стационарных полевых работ и, на основе полученных
знаний, произведение обследования части площадки памятника эпохи бронзы;
обучение исследовательским формам работы; воспитание чувства коллективизма,
товарищества, бережного отношения к природе и формирования устойчивого интереса
к занятиям краеведением.
(Окончание следует)
|