Пресса Архангельской области
 



Вельская неделя
7 октября 2010 (40)
Алексей КОРОТКОВ

Журналист меняет профессию

НЕ РЕКЛАМА!

У кого как начинается день, а вот моё пятничное утро началось очень интересно. Коллеги, улыбаясь, несли мне золото. Правда, какое-то странное: то порванную цепочку, то погнутое кольцо, то серёжку без застёжки... Ещё бы, ведь всем стало известно судьбоносное решение планёрки о том, что для рубрики "Журналист меняет профессию" на один день я стану ювелиром.

Как снег на голову звезде

Что ж, работой меня обеспечили, вот только где искать "золотых дел мастера", способного обучить азам профессии за один день? И тут как нельзя кстати в редакцию зашёл мой знакомый. И я в порыве профессионального "зуда" сообщил о полученном редакционном задании. И тут же получил адресок мастера. Вырисовывалась командировка в Верховажье, где "орудует" такой ювелир, что ни в "сказке сказать, ни в статье написать". Зовут его Юрием Ромицыным, а мастерская его находится в торговом центре "Багира". Место известное, нашёл сразу.

Когда я "нарисовался", мастер был уже за работой. Нужно было видеть его удивлённое лицо после того, как я сообщил ему о своём твёрдом намерении освоить профессию и именно под его руководством... Но надо отдать должное Юрию Валентиновичу, человеком он оказался отзывчивым и с чувством юмора. Кстати, насчёт лица: где-то я этого человека уже видел... Осматривая мастерскую, заметил плакат с фотографией коллектива фольклорного ансамбля "Вагоне", непременного участника Алексеевской ярмарки. Память напрягать не пришлось. Приметил сразу: со стены одетый в косоворотку смотрит и улыбается мой "работодатель".

Самородок из Коленьги

Заинтригованный этим явлением, решил разузнать биографию мастера. Оказалось, что родом он из Верхней Коленьги, что в Верховажском районе. После армии уехал в Сибирь и работал в ювелирном камнерезном цехе на алюминиевом заводе в городе Братске. После учёбы в "Сибирском сувенире" в 92-м году стал специализироваться исключительно на ювелирном поприще. Своё дело открыл восемь лет назад. В общем, стаж работы с золотом у него уже около двадцати лет...

Три года назад Юрий Ромицын вместе с семьёй вернулся на малую родину. Его навыки пригодились и здесь. Впрочем, как и таланты. Практически сразу он стал петь в "Вагонах", а ещё одно его хобби - это плетение из ивы... Мастер на все руки!

Как в хирургии

Впрочем, мастер-класс по вокалу был (слава Богу!) вне редакционного задания. А вот ювелирное дело я стал осваивать со знакомства с инструментом. Оказалось, что ювелиру требуется в работе многое: газовая горелка, пинцеты, поддержки, зажимы, различные химические растворы, полировальный станок, киянки... Всего просто не перечислить! Навыков тоже требуется немало как простых, так и относящихся к "высшему пилотажу". А моим первым шагом в ювелирном деле стало освоение навыка пайки золотом.

Пришёл со "своим"

Конечно, учиться на заказах мастера мне было совестно (ещё испорчу... ), поэтому, ехидно улыбаясь (да простят меня коллеги... ), вытащил из кармана свой "золотой запас". Но со схожей улыбкой Юрий Валентинович откуда-то извлёк золотую пластинку (как потом оказалось, граммов на десять 585 пробы) и разрезал её на две части. Мне предстояло её спаять...

Мастер обрисовал мои дальнейшие действия. Прежде всего, спаиваемые кромки нужно разместить как можно плотнее друг к другу. Затем их офлюсовать - т. е смочить раствором буры. После этого на спаиваемый шов накладывается золотой припой и всё прогревается газовой горелкой. Припой плавится и "встаёт" на место. Есть и очень важные моменты: так, если плохо офлюсовать, припой не схватится, да и золото может потемнеть. То же произойдёт, если переусердствовать с горелкой.

Золотой дебют

Моё умение паять при помощи паяльника оловянным припоем оказалось не к месту - технология совершенно другая. Но куда денешься, приступил. Соединил кромки, очень мягкой кисточкой добротно офлюсовал. При помощи пинцета буквально не дыша наложил на шов припой. Почему не дыша? Так ведь припой - это кусочки золота, весящие миллиграммы. Чуть дёрнется рука - и всё сбивается... Это ладно, а вот горелка! Её надо почувствовать: струйка пламени около 5 см, толщина - не больше стержня из шариковой ручки. Прогревать деталь нужно равномерно, самым кончиком пламени. Причём прогревать всю зону рядом со швом. Наверное, самое трудное поначалу было освоить именно горелку: у неё ножной привоя и чтобы горелка горела, надо постоянно "топать" ногой на педаль. А при этом ещё ювелирно использовать нагрев, не пропустить момента начала плавления золотой детали...

Постепенно золото стало темнеть, а у шва и вовсе покраснело... И тут припой, как живой, "убежал" в шов. В этот момент Юрий Валентинович отдёрнул мою руку с горелкой. Взял пластину и окунул её в отбеливатель - специальный раствор, который удаляет следы флюса и придаёт золоту прежний вид. Моему восхищённому "своей" работой взору предстала спаянная пластинка, причём шов был практически незаметным. А после полировки на специальном станочке и вовсе исчез... Дебют получился успешным! Я занялся цепочкой, а "работодатель" - последними штрихами в изготовлении филигранного кольца.

Работая ювелиром, не отдохнёшь

Кстати, хочется сказать, что работа с золотом достаточно сложна сразу в нескольких аспектах. Прежде всего, нужно научиться воспринимать ювелирное изделие не с точки зрения его стоимости, а как изделие, выполненное из очень красивого, своеобразного в обработке материала. Материала, фактически имеющего свою душу, которую надо понимать. Только с таким подходом золото может "ожить"... Так что даже к этому металлу, ставшему олицетворением богатства, меркантильный подход не всегда уместен...

Ещё одна сложность в работе ювелира - это необходимость долгое время находиться в напряжении но в то же время практически без движения. Любое действие должно быть очень аккуратным, просчитанным. Не зря принято называть хорошо выполненную работу ювелирной!

Уже после второй спаянной мною цепочки стала ныть и затекать шея. Нагрузка на глаза тоже похлеще компьютерной! Вот и лёгкая работа...

Для кольца не хватило слов

Благо работал не сдельно, а посему была возможность посмотреть, что делает Юрий Валентинович. Он как раз завершал полировку кольца. "Самый обычный заказ", - так охарактеризовал мастер филигранное кольцо. Но словом "обычное" у меня язык не поворачивается назвать это ювелирное изделие - настолько красивым оно получилось! Из филиграни - золотой проволоки толщиной 0, 3 мм - мастер вывел тончайший ажурный узор... Впрочем, описывать изысканность этого эксклюзивного, выполненного по заказу кольца -дело неблагодарное. Слов не хватает! Поэтому я решил его сфотографировать. Буквально замучил фотоаппарат, испробовал все режимы: фокусировка (видимо, из-за бликов на поверхности кольца) явно страдала...

Верховажье -село?

Кстати, Юрий Валентинович показал мне каталоги, в которых имелись фотографии его работ. Всевозможные перстни, кольца, кулоны, серьги, с инкрустацией и без... Кажется, ничего более красивого мне в жизни видеть не доводилось! Ещё больше я удивился, узнав, что все эти ювелирные изделия он сделал по собственным эскизам, и они являются эксклюзивными. А вообще Юрий Валентинович может изготовить ЛЮБОЕ по сложности ювелирное изделие. Вот и называй после этого Верховажье селом... Мастер пояснил, что заказчик может прийти к нему как со своими эскизом и золотом, так и просто с... идеей! Эскиз будет составлен прямо в мастерской... Поинтересовался, всегда ли удавалось выполнить то, что задумал заказчик. Ответ был прост: "Переделывать ещё не приходилось". Это и неудивительно...

Без дела не сидел

Продолжил работу по цепочкам, сначала реставрировал "свои", а затем и цепочки из числа заказов. Ближе к вечеру даже собственноручно принял в ремонт цепочку с крестиком. Как заправский ювелир её осмотрел, выявил разрыв с деформацией одного звена, взвесил (а весы с точностью до тысячной грамма!), внёс основные данные в квитанцию. А после этого к собственной гордости выполнил этот срочный заказ! Уже через 20 минут цепочка была восстановлена. Кстати, в тот день Юрий Валентинович принимал заказы на мелкий ремонт, который выполняется в течение 15 минут, реставрацию ювелирных изделий и очковых оправ, выправку колец и серёжек, изменение размера кольца... Обращались к нему и за полировкой украшений, чтобы вернуть им прежний блеск.

Цепочка в полтора килограмма

Как ювелир с 20-летним стажем Юрий Валентинович многое рассказал как о золоте, так и о работе с ним. Я узнал, что самым "увесистым" заказом в его практике стала золотая цепочка, которую ему заказал житель Братска в 1997 году. Она весила 1, 5 килограмма! На изготовление этой цепи он потратил почти месяц... Бывали в практике и интересные случаи. Однажды к нему обратилась женщина с просьбой сделать цепочку "Бисмарк" весом около 20 г. Заказ был выполнен, но через три дня эта женщина пришла вновь, с просьбой изготовить такую же цепочку. Оказалось, что её хотели ограбить, злодей метров пять тащил её за цепочку... Но ювелирное изделие хоть и вытянулось, но не порвалось!

Ещё одним памятным заказом стал перстень "двухстволка", который надевается сразу на два пальца. Перстенёк весил около 50 г, и был инкрустирован рубинами и бриллиантами на полкарата...

Ну и цены!

Всего, что я узнал за день, не рассказать. Кроме пайки мною было освоено увеличение размера кольца и изготовление с использованием ювелирных вальцов и волочильной доски серебряной проволоки (толщина 0, 6 мм) для филиграни. Узнал, как чистить и ухаживать за изделиями из золота, как делается инкрустация и определяется проба... Время прошло очень интересно, даже учитывая, что освоил только самые "верхи" ювелирного дела. Удивляться приходилось постоянно! Взять уже то, что в Верховажье работает специалист такого уровня - это ли не чудо? А цены... Не буду приводить прейскурант, но некоторые назову: пайка цепочки стоит всего 150 рублей! Увеличение (уменьшение) размера кольца - 120-150 рублей. И это за такое качество! Конечно, я очень благодарен Юрию Валентиновичу за "золотой" ликбез. Что ещё добавить? Потребуются кольца -обращусь только к нему.

Алексей КОРОТКОВ

P.S. Коллеги благодарят Алексея Короткова за ремонт ювелирных изделий



Вельская неделя:
Свежий номер
Архив номеров
Об издании
Контакты
Реклама



Издания Архангельской области:

Правда Северо-Запада
МК в Архангельске




Авангард
АиФ в Архангельске
Архангельск
Архангельская лесная газета
Архангельская субботняя газета
Архангельский епархиальный вестник
Бизнес-класс
Бумажник
Важский край
Ваш личный доктор
Ведомости Поморья
Вельск-инфо
Вельские вести
Вести Архангельской области
Вестник космодрома
Вечерний Котлас
Вечерняя Урдома
Вилегодская газета
Витрина 42х40
Волна
Выбор народа
Горожанин
Голос рабочего
Графоман
Губернский лабиринт
Двина (лит. жур.)
Двиноважье
Двинская правда
Добрый вечер, Архангельск!
Единый Мир
Жизнь за всю неделю
Заря
Звезда
Звездочка
Земляки
Знамя
Знамя труда
Известия НАО
Инфопроспект
Каргополье
Коношские ведомости
Коношский курьер
Корабел
Коряжемский муниципальный вестник
Котласский бумажник
Красноборская газета
Курьер Беломорья
Лесной регион
Лесные новости
Ломоносовец
Маяк
Медик Севера
Мирный град
МК-Север
Моряк Севера
Моряна
Наш темп
Независимый взгляд
Новодвинский рабочий
Нэрм Юн
Онега
Пинежье
Плесецкие новости
Полезная газета Cевера
Поморский курьер
Правда Севера
Пульс города
Российская Газета
Рыбак Севера
Рубежъ
Север
Северный комсомолец
Северная корреспонденция
Северная магистраль
Северная широта
Северный рабочий
СМ. вестник
Смольный Буян
Троицкий проспект
Трудовая Коряжма
У Белого моря
Устьянский край
Устьянские Вести
Холмогорская жизнь
Частная Газета
Новый Архангельск
Защита прав граждан
Вельская неделя