Вельская неделя
18 ноября 2010 (46)
Алексей КОРОТКОВ
Наперегонки с ветром
ДАТА
В ноябре исполняется 125 лет с того времени, как немецкий инженер Даймлер
изобрёл "Повозку для верховой езды с керосиновым двигателем". Она разгонялась
аж до 12 км/час! Именно таким был прообраз современного мотоцикла.
Стой поры много воды утекло, мотоциклов выпущено миллионы... В нашей стране
они были особенно популярными в 60-70 годы. Сейчас "железные кони" стали
встречаться на дорогах значительно реже, но на учёте в Вельском ГИБДД стоят
более 1200 мотоциклов! И это не считая всевозможной мотоциклетной "родни" -
скутеров и мопедов.
Даже сейчас, несмотря на относительную доступность транспортных средств
"посерьёзнее" - машин, находятся те, кто по-прежнему верен мотоциклу.
Например, вельчанин Владимир Пятов. Вот уже семь лет он ездит на "Урале" с
коляской.
А первый мотоцикл у Владимира Петровича появился более сорока лет назад.
Вернувшись из армии в 1968 году, он сразу же решил осуществить свою давнишнюю
мечту - обзавестись мотоциклом. Отправился в раймаг, который находился раньше
на площади. Именно там он и присмотрел "Восход". Купил его в рассрочку и
озадачился получением прав. Как вспоминает Владимир Петрович, курсы для
получения прав категории "А" в ту пору стоили один рубль. Занятий
предполагалось немного, поэтому начинающие мотоциклисты готовились
самостоятельно. Экзамены принимал один из двух имеющихся в районе сотрудников
ГАИ Николай Ширяев. Пересдавать не потребовалось.
О своём первом мотоцикле Владимир Пятов говорит весьма сдержанно. Из "плюсов"
назвал лёгкость и низкую первую передачу. Собирать грибы в лесу можно было не
слезая с "Восхода"! Вот только характер у этого мотоцикла отличался
капризностью, особенно страшны для него были "пересосы". Поэтому опытные
мотоциклисты заблаговременно перед остановкой перекрывали подачу бензина.
Если этого не делать, "так заводя можно было и подошвы стереть".
Через два года Владимир Петрович сменил "Восход" на "Иж-Планету 2". И сейчас
он вспоминает о нём добрым словом: "Техника прекрасная! Очень надёжная". На
этом мотоцикле Владимир Петрович проездил более пяти лет. "Планета"
безотказно доставляла его на судромскую телевышку, где он работал инженером
смены, делала "близкими" грибные и ягодные места. Поэтому следующим
мотоциклам стал тоже "Иж", но "Юпитер 3". А вот судьба этого мотоцикла
оказалась печальной: он был угнан, причём угонщик, парнишка двадцати лет,
разбился насмерть...
А вот следующему ИЖу была уготована долгая жизнь. В руках Владимира Петровича
он верой и правдой прослужил 30 лет. Правда, не обошлось без доработки. Почти
сразу же он выписал через "Посылторг" шестерни и повысил тяговое усилие.
Мотоцикл не боялся плохих дорог, был прекрасным помощником практически в
любых делах. Даже в строительстве дома пригодился! На самодельной коляске
можно было перевозить шестиметровые брёвна и крупногабаритную мебель.
Мотоцикл был неприхотлив к бензину и маслу, легко заводился зимой в 30-
градусные морозы. Владимир Петрович наездил на нём более 100 тысяч
километров!
"Урал", на котором он ездит сейчас, был подарен сыном семь лет назад.
"Техника хорошая, но для леса тяжеловатая", - именно так отзывается Владимир
Петрович об этом мотоцикле. А сравнивая "Урал" и "Ижи", отмечает простоту
последних в обслуживании.
Сейчас на спидометре "Урала" 24 тысячи километров. Но это пока. Ведь Владимир
Петрович не согласится поменять его ни на какую машину! И не только из-за
того, что мотоцикл менее затратен в содержании и прост в ремонте. Мотоцикл -
это не просто средство передвижения, а увлечение, которое можно пронести
через всю жизнь.
Алексей КОРОТКОВ
|