Пресса Архангельской области
Птица счастья
Птица счастья


Версия для распечатки  
Обсудить статью в форуме (0)  
  

Вельские вести
15 марта 2005 (20)
Светлана ЯДОВИНА

Выживет ли культура?

В настоящий момент идет процесс подготовки к децентрализации бюджетного сектора. В следующем, 2006 году местное самоуправление возьмет на себя новые полномочия.

- Организация библиотечного обслуживания населения.

- Охрана и сохранение объектов культурного наследия (памятников истории и культуры местного (муниципального) значения, расположенных в границах поселения).

В связи с этим появятся новые административные структуры, которые, по замыслу организаторов реформы, будут отличаться от ныне действующих и будут обладать иной компетенцией, полномочиями и ресурсной базой. Само формирование структуры сети и ее объемов будет находиться в прямой зависимости от возможностей бюджета.

Новые "правила игры"

В данных соглашениях наряду с делегированием полномочий по обеспечению деятельности учреждений культуры должна быть предусмотрена передача финансовых средств (субвенции) на содержание указанных учреждений и прочие мероприятия в области культуры, в т.ч. включающих и затраты на методическое обеспечение и бухгалтерское обслуживание.

Появятся совершенно новые "правила игры" в области культурного развития. Наиболее вероятен вариант развития событий, когда бюджет поселения недостаточен для содержания объекта культуры и обеспечения его деятельности. Однако используя механизм делегирования полномочий за счет субвенций поселений (определенных ст.15 п.20ч.4.ФЗ N131), можно воспользоваться инструментом концентрации ресурсов, позволяющим обеспечить культурную политику и создавать услуги культуры.

И, естественно, создание нормативной основы аккумулирования ресурсов различных уровней бюджета с целью долевого содержания объектов культуры. Решение вышеупомянутых задач отнесено исключительно к компетенции местных органов власти.

Что ждать от реорганизации?

Первое направление - после внесения поправок в Гражданский и Бюджетный кодексы РФ, касающиеся изменений в правоспособности бюджетных учреждений, организации потеряют право самостоятельно распоряжаться внебюджетными источниками. Также предполагается внедрение типового контракта с руководителем бюджетного учреждения, в котором будут предусмотрены индикаторы результативности деятельности бюджетного учреждения, а также предусмотрена ответственность за нарушение условий контракта.

специализированные государственные (муниципальные) некоммерческие организации;

хозяйственные общества с участием или без участия субъекта власти в уставном капитале.

Государственные учреждения культуры - это организации, созданные для выполнения определенной культурной миссии. Бюджетное финансирование таких организаций (в соответствии с обязательствами государства, предусмотренными статьями 120 ГК и 161 БК) должно обеспечивать выполнение той культурной миссии, которая зафиксирована в уставных документах, и потому не может быть ориентировано на отдельные проекты и программы, имеющие определенную длительность и конкретное содержание.

Здесь следует подчеркнуть, что для государственных учреждений культуры методы проектного финансирования можно рассматривать лишь в качестве вспомогательных механизмов распределения бюджетных средств.

Нежелательный сценарий развития

Логично, что в условиях рынка руководитель государственного учреждения не станет стремиться к сохранению сектора бесплатных услуг для малоимущих слоев населения, а, наоборот, будет категорически этому противиться.

Комментируя этот явно нежелательный сценарий развития, следует подчеркнуть, что сама по себе система финансирования культурной деятельности и даже вполне понятное стремление к разумной экономии бюджетных средств не могут быть причиной изменения правового статуса организаций культуры.

При этом без делегирования необходимых полномочий учреждениям культуры посредством определения их миссии, выраженной в уставных целях, реализовать культурную политику невозможно. В этом контексте было бы наивно думать, что культурная политика государства или муниципалитета может быть сведена к совокупности проектов и программ.



Вельские вести:
Свежий номер
Архив номеров
Об издании
Контакты
Реклама



Издания Архангельской области:


Авангард
Архангельск
Архангельская лесная газета
Архангельская субботняя газета
Архангельский епархиальный вестник
Бизнес-класс
Бумажник
Важский край
Ваш личный доктор
Ведомости Поморья
Вельск-инфо
Вельские вести
Вести Архангельской области
Вестник космодрома
Вечерний Котлас
Вечерняя Урдома
Вилегодская газета
Волна
Выбор народа
Горожанин
Голос рабочего
Губернский лабиринт
Двина (лит. жур.)
Двиноважье
Двинская правда
Добрый вечер, Архангельск!
Заря
Звезда
Звездочка
Земляки
Знамя
Знамя труда
Известия НАО
Инфопроспект
Каргополье
Коношские ведомости
Коношский курьер
Корабел
Коряжемский муниципальный вестник
Котласский бумажник
Красноборская газета
Курьер Беломорья
Лесные новости
Маяк
Медик Севера
Мирный град
МК в Архангельске
Моряк Севера
Моряна
Нарьяна вындер
Независимый взгляд
Новодвинский рабочий
Нэрм Юн
Онега
Пинежье
Плесецкие новости
Полезная газета Cевера
Поморский курьер
Правда Севера
Правда Северо-Запада
Пульс города
Рек Тайм
Рыбак Севера
Север
Северный комсомолец
Северная корреспонденция
Северная магистраль
Северная широта
Северный рабочий
СМ. вестник
Смольный Буян
Троицкий проспект
Трудовая Коряжма
У Белого моря
Устьянский край
Холмогорская жизнь
Частная Газета
Устьянские Вести