Вельские вести
17 мая 2005 (38)
Инф.
2 октября - снова выборы
С 1 января 2005 года вступит в силу новый Федеральный Закон N131 "Об общих
принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", который
устанавливает общие правовые, территориальные, организационные и экономические
принципы организации местного самоуправления в Российской Федерации, определяет
государственные гарантии его осуществления.
Новый закон достаточно объёмный, он
повлёк за собой изменения в ряде других законодательств, следовательно, требует
большой подготовительной работы. От того, как мы подготовимся к жизни с 1 января
2005 года, будет зависеть многое.
Сергей Юрьевич Суханов, заместитель главы по
вопросам местного самоуправления, является руководителем, который
непосредственно осуществляет подготовку и реализацию нового законодательства.
Его мы и попросили ответить на наши вопросы.
- Сергей Юрьевич, чем вызвано принятие нового закона, ведь до сих пор мы
пользовались Федеральным Законом с аналогичным названием от 12 августа 1995
года?
- Считаю, что основной смысл реформы заключается в становлении новой демократии:
власть должна стать ближе к народу. Нельзя выстраивать одинаковую систему власти
- необходимо учитывать особенности территории. Местное самоуправление - это
признаваемая и гарантируемая Конституцией РФ самостоятельная и под свою
ответственность деятельность населения по решению непосредственно или через
органы местного самоуправления вопросов местного значения, исходя из интересов
населения, его исторических или иных местных традиций.
- Какие совершенно новые моменты Вы можете отметить в свете предстоящей реформы?
- Начнём с терминологии. Понятия поселковых и сельских администрации отпадают,
их заменят термины "сельское поселение", "городское поселение", которые будут
иметь статус муниципальных образований и входить в состав муниципального района.
Муниципальный район также будет иметь статус муниципального образования. В итоге
мы будем говорить так, например: "В состав муниципального образования "Вельский
муниципальный район" входит муниципальное образование "Липовское".
Все вновь
созданные муниципальные образования будут иметь свой местный бюджет и свои
нормативно-правовые документы, главным из них будет являться Устав. Помимо этого
в структуре органов управления всех поселений будут функционировать в
обязательном порядке глава муниципального образования, местная администрация
(как исполнительно-распорядительный орган муниципального образования) и свой
представительный орган, т.е. Собрание депутатов.
Формами непосредственного
осуществления населением местного самоуправления по-прежнему будут являться
референдум, сход, собрание, конференция, ТОСы, но в новой редакции Федерального
Закона они уже рассматриваются не как формы, замещающие представительные органы
местного самоуправления, а как неотъемлемая черта народовластия. Иx решения
будут обладать высшей юридической силой для населения.
Кроме того, важнейшим
нововведением следует назвать институт публичных слушаний, которые будут
отличаться от депутатских и парламентских слушаний, т.к. им придан статус
организационной формы участия населения в осуществлении местного самоуправления.
Цель проведения таких публичных слушаний
- обсуждение проектов муниципальных правовых актов. Например, обязательному
рассмотрению подлежат проект Устава МО, проект местного бюджета, отчёт о его
исполнении, проекты планов и программ развития МО и т.д. Также положения
ст. 31 нового ФЗ вводят в муниципальную практику ещё один новый институт -
опрос граждан, который позволит учитывать мнение населения части территории МО.
- А теперь хотелось бы узнать, что уже сделано в ходе подготовки и реализации
нового закона и что предстоит сделать в ближайшее время?
- Необходимо сказать, что в настоящее время установлены границы и статус
муниципальных образований, что подтверждается областным законом "О статусе и
границах территорий муниципальных образований в Архангельской области"
(постановление N 884 Архангельского областного Собрания депутатов третьего
созыва (внеочередная сессия) от 23.09.04).
Ст.29 названного закона гласит, что в
границы муниципального образования "Вельский муниципальный район" входят
территории 22-х муниципальных образований: 20 из них - это сельские поселения, а
2 - городские поселения (Вельское городское поселение и Кулойское городское
поселение).
Все указанные муниципальные образования оставлены в рамках границ
прежних поселковых и сельских администраций. Далее, определены названия органов
управления, особенности выборов в октябре текущего года и полномочия
избирательной комиссии, установлена численность депутатов каждого муниципального
образования. В настоящее время разрабатывается проект Устава МО "Вельский
муниципальный район", создана и уже приступила к работе комиссия по разработке
этого Устава.
Кстати, постановлением главы за N 290 от 29.04.05 утверждён
Временный Порядок учёта предложений и участия населения МО "Вельский район" в
разработке и обсуждении Устава МО "Вельский муниципальный район". Так что
приглашаем всех принять активное участие в этом процессе. Самыми сложными
будут и остаются вопросы собственности.
Поэтому сейчас необходимо закончить
кадастровую оценку земли и до 1 января 2005 г. определиться с имуществом всех
вновь образованных муниципальных образований, т.е. провести его
перераспределение между областью и районом и разграничение между муниципальным
районом и поселениями. В целом, новый Закон требует большой подготовительной
работы, т.к. он повлёк за собой изменения в ряде других законов.
- Сергей Юрьевич, поясните, пожалуйста, нашим читателям, кого мы будем избирать
2 октября 2005 г.?
- Согласно п.2 ст.85 ФЗ N 131 органы государственной власти субьектов РФ в
срок до 1 ноября 2005 года должны обеспечить проведение выборов в
представительные органы и глав вновь образованных муниципальных образований.
Т.е. 2 октября текущего года каждое муниципальное образование (городское и
сельское поселение) изберут своего главу и депутатов своего Собрания депутатов.
Дата 2 октября определена областным законом, принятым на последней сессии
областного Собрания депутатов 26 апреля.
- Повторю ваши слова о том, что новый закон требует большой
подготовительной работы. Вы и начальник орготдела Кононова Т.А. уже принимали
участие в обучающих семинарах в Москве, Вологде, Верховажье. Скажите, а на
уровне района предусматривается ли проведение подобных обучающих мероприятий?
- Да, конечно. Первый семинар-совещание из цикла обучающих мероприятий по
подготовке и реализации нового ФЗ N 131 "Об общих принципах организации местного
самоуправления в Российской Федерации" состоялся 20 апреля. В зале
присутствовали начальники отделов администрации МО "Вельский район", главы
сельских и поселковых администраций, их заместители, руководители областных и
федеральных структур.
Цель данного совещания - довести до присутствующих общие
аспекты названного закона, ответить на вопросы аудитории. В основном речь велась
о правовой основе данного законониях переходных положений Федерального закона,
об обязательных органах местного самоуправления, о выборных должностных лицах,
о главе муниципального образования, о вопросах местного значения.
Вопросы подготовки проектов бюджетов
вновь образованных муниципальных образований, доходных и расходных полномочий
местных бюджетов, выравнивание уровня бюджетной обеспеченности являются наиболее
важными и трудными. Их освещала заместитель главы по экономическому развитию и
финансам Людмила Макарова.
Помимо этого присутствующим рассказали об управлении
муниципальным имуществом, о порядке передачи, перераспределения и использования
имущества для решения вопросов местного значения, о земельных отношениях в свете
предстоящей реформы, о формах непосредственной демократии (референдум, сход,
собрание, конференция), о муниципальных правовых актах, подробнее об Уставе
муниципальных образований.
Кроме того, немаловажными стали вопросы
взаимодействия налоговой инспекции, отделения Федерального казначейства, Центра
регистрации прав с органами местного самоуправления в ходе реализации ФЗ N 131.
В конце семинара-совещания руководители разных рангов ответили на вопросы глав
поселковых и сельских администраций.
Среди заданных вопросов превалировали
кадровые вопросы, т.к. новый закон предписывает иметь в органах местного
самоуправления специалистов с определённым образованием и стажем работы. Где их
взять на селе? Также мы планируем проведение учёб для специалистов сельских
администраций по более узким, конкретным направлениям и сходов, собраний граждан
с целью разъяснения основных положений Закона.
Большое спасибо, Сергей Юрьевич, за ваши ответы. Надеемся, что ключевые вопросы
предстоящей реформы стали более понятными читательской аудитории.
|