|
Выбор народа
18 января 2005 (3)
Наталья Хаймина.
Таратины из Таратинского
В начале XIX века жители Мезенского уезда активно осваивали просторы Севера.
Пришедшие в тундру русские крестьяне облюбовывали места для поселения, строили
жилье, бани, амбары, скотные дворы, завозили и разводили коров, овец, лошадей,
занимались огородничеством.
В двадцатых годах позапрошлого века мезенец Андрей Таратин перебрался с семьей
на берег озера Домашнего. Здесь, между Верхней и Нижней Пешей, он основал
выселок, названный по фамилии, - Таратинское. По сведениям 1825-30 годов, здесь
было два двора. Место выбрали удачное. Бревенчатый дом у озера поставили. Под
окном росла малина, рядом, в лесу - шиповник, черника, позади дома - болото с
морошкой. А лес рядом густой, высокий: березы, сосны, ели. С одной стороны дома
протекала Виска, с другой - река Пеша. Озеро Домашнее славилось рыбой. В реке
водилась семга. А кругом заливные луга - сена для скота вдоволь.
У Парасковьи и Андрея Таратиных было десять детей. В живых осталось пятеро:
Арсений, Николай, Артемий, Евдокия и Надежда. У Арсения Андреевича и Марины
Мартыновны родилось восемь детей. Сейчас трое их дочерей живут в городе, двое
сыновей - в деревне. Валентина, Домна и Евдокия - уже бабушки и прабабушки -
любят вспоминать свое родное гнездо, дом, лес, сенокос. Помнит Домна Арсеньевна
свою бабушку Парасковью Прокопьевну бойкой, шустрой. Речь у той была поэтичной,
с юмором, говорила, как сказку сказывала. Дожила до 103 лет в родительском доме
в Таратинском, который сама же и строить помогала, таскала бревна для сруба. Дед
Андрей тоже с детства в работе был, дожил до 90 лет.
Дома в Таратинском стояли большие, с хлевами, взвозами, на мезенский лад. Отец
Арсений работал, не покладая рук - семья большая, десять ртов, всех накормить
надо. Шил сапоги-бахилы из шкур коров, катал валенки из овечьей шерсти. Старшая
его дочь Валя помнит красные валенки, в которых щеголяла в детстве.
Арсений Андреевич славился отменным умением шить карбасы из ели. Был он
лоцманом-самоучкой, отлично знал фарватер реки Пеша, водил морские суда от устья
реки до Окраин (местечко около Нижней Пеши). Зимой возил почту на лошадях до
Нарьян-Мара. Жена его Марина Мартыновна ухаживала за почтовыми лошадями и
кормила их овсом.
Великая Отечественная принесла в Таратинское много горя. Взяли на фронт старших
братьев - Иосифа и Николая. Помнят сестры, как плакали мать с отцом, как
провожали мужиков с гармонью, как шли мобилизованные пешком через Верхнюю Пешу
на Мезень. Оба брата не вернулись с войны. Николай умер от ран в госпитале,
похоронен в Вильнюсе в 1947 году. Сестры навещали могилу брата (на фото внизу).
Иосиф похоронен в Белоруссии.
Проводив братьев на фронт, обязанности старшего ребенка в семье взяла на себя
12-летняя Валентина - пришло ее время идти на путину. Летом в Волонге ловили
селедку и семгу, зимой рыбачили на Егоровой речке. Два звена девчонок под
руководством дяди Николая Таратина ставили огромные сети. По "сухой воде" (во
время отлива) собирали улов. Есть хотелось постоянно, а хлеба не было, одна уха.
Жили в Волонге на чердаках домов, в палатках - кто как устроится. Но не
жаловались, потому что трудно было всем. Война увела с крестьянских дворов
мужскую силу, но пополнила деревню вербованными людьми. Переселенцы Ивановы,
Королевы, Главатские, Осиповы увеличили деревенские ряды тружеников колхоза
имени Ватутина.
Школьники той поры вспоминают хорошенькую учительницу Татьяну Ивановну Осипову.
В бывшем помещении скотного двора она вела уроки с 1944 по 1952 годы. Учеников
было около полусотни. Они осваивали грамоту, участвовали в художественной
самодеятельности, даже концерты давали в Верхней Пеше.
Надо отметить, что деревня всегда была малочисленной. Судите сами: в 1926 году
на восемь дворов пришлось 64 человека, в 1950 году на 25 хозяйств - 93
человека. С объединением колхоза имени Ватутина с верхнепешской "Северной
звездой" в феврале 1952 года количество дворов стало резко уменьшаться. В 1963
году в 10 хозяйствах проживало 42 человека, в следующем году численность упала
до 13 человек. Разъехались кто куда дети Арсения и Марины. Последней жительницей
Таратинского была Марина Мартыновна Таратина, умершая на родной земле в
семидесятых годах, так и не пожелавшая уехать.
Дочь Дуся вспоминает, что мать всегда ходила в повойнике, сарафане и кофте с
оброчками. Свою одежду хранила в кованом сундуке и наказывала старшей дочери,
чтоб не трогала старинный рипсовый платок. Мама - мастерица печь подовый хлеб
для всей деревни. До сих пор дочке Домне памятен вкус подовой корки.
Таратины в лесу ориентировались, как у себя дома. Собирали ягоды, бегали в школу
в соседнюю Волоковую. Эту любовь к лесу привил им дед Мартын, отец матери. В
деревне говорили: "Если лес чеборчит (шумит), значит, дедко Мартын идет".
- Мама была набожной, - вспоминает Домна. - Утром проснемся и глядим с палатей,
как мама молитвы читает. А нас звала нехристями, потому что некрещеными были.
Род Таратиных насчитывает семь поколений. Правнук Валентины назван в честь отца
Арсением. Он хранит память о славном роде мастеровых и гостеприимных людей
умершей деревеньки Таратинское.
| |