Пресса Архангельской области
   
 


Вилегодская газета
25 октября 2006 (82)
Елена ШУЛЬГИНА

"Без яхты свою жизнь уже не представляю..."

В первые дни августа в Северодвинске проходит традиционная Соловецкая регата. Стать ее победителем не просто престижно, лидерство в этой гонке - подтверждение мужественности, воли, физической подготовки. Это, можно сказать, проверка характера! В прошлом году северодвинская команда на яхте "Шанс" стала абсолютным чемпионом этих сложных соревнований. Сегодня один из тех, кто боролся с водной стихией и пришел на финиш первым, у нас в гостях. Это северодвинский яхтсмен Данил Сидоров.

На Виледи Данил впервые, приехал погостить на пару дней с другом. Возможность вырваться из города в сельскую глубинку появляется редко - дел много. Во-первых, учится на 5 курсе на инженера-механика (факультет судовых энергетических систем) в Севмашвтузе, работает судовым слесарем-монтажником на Севмаше. Все остальное время посвящено тренировкам на яхте.

В этом году его увлечению парусным спортом исполнилось десять лет: когда-то в северодвинский яхт-клуб "Север" его привел друг. Сам это увлечение со временем оставил, а вот Данил уже десять лет занимается парусным спортом.

О яхтах, море и соревнованиях мой собеседник рассказывал взахлеб (думаю, и вилежанам тоже будет интересен его рассказ). Причем, по его мнению, в этом виде спорта нет незначительной вещи - важно все. От корпуса с мачтой, их цвета до состава экипажа и тренера, который с ним работает.

Конечно, яхтсмен с таким солидным стажем, как у Данила, легко использует в своем разговоре профессиональные слова, которые многим могут быть непонятны.

Вся амуниция, которая у яхтсменов называется, например, "вооружением", готовится тренером. Именно он следит за ее исправностью и готовностью к заплывам. Так же, как и за всей материальной частью - корпусами и мачтами.

Что касается обмундирования, то его выбор полностью предоставляется спортсменам.

- Конечно, хорошо, когда есть непромокающий костюм или тот, который греет при намокании. Но, сами понимаете, такие вещи стоят дорого, - говорит Данил. -

Конечно, со временем можно себе позволить приобрести хорошую амуницию. Особенно когда начинаются соревнования, тогда хочется не только идти под парусом своей яхты, но и выглядеть отлично и чувствовать себя комфортно.

По его словам, этим видом спорта занимаются чаще всего мальчишки, но и девчонок, кстати, он тоже привлекает. Они больше ходят на крейсерских яхтах, где суше, теплее и комфортнее.

Особое внимание Данил обратил на классы яхт. Его, как только пришел в клуб, сразу же посадили на яхту класса "Кадет", для двух человек. Стал на ней матросом - тянул веревку. Как правило, на таких яхтах ходят спортсмены разных возрастов, один должен быть постарше - рулевой. Полтора года юноша был матросом. Затем ему доверили одиночку класса "Оптимист". Без хорошей физической подготовки и навыков с ней не справиться. Знать нужно многое: под каким углом к ветру может ходить яхта, на каких курсах, как рулем управлять, парусом.

- Только не подумайте, -улыбаясь, заметил Данил, -что год-два матросом побыл и уже во всем разбираться начнешь. Теоретические занятия - вещь важная. На них и ветра изучаем, и узлы морские вязать учимся.

Вот если всем этим заболеть по-настоящему, тогда уже будешь не просто приходить и тренироваться, будешь ждать соревнований, чтобы проверить себя, испытать, - откровенно признался яхтсмен.

Конечно же, мастерство, нарабатываемое на тренировках, проверяется на соревнованиях. Они ведь не просто гонка за лидерством, это адреналин в крови, это взаимопонимание в экипаже, это проверка на мужественность.

Условия и правила соревнований строги и бескомпромиссны. На воде выставляются буйки. Обычно по треугольнику. В середине - судейское судно и еще один буек "старт-финиш". После старта яхты идут сначала против ветра к первому буйку, огибают его, затем ко второму, к третьему -снова против ветра. Условие победы простое - кто первым пришел, тот и выиграл.

По мнению Данила, победа зависит и от фортуны, и от умения, и от теоретических знаний. А если сильный ветер, то еще и от физической подготовки спортсмена - нужно откренивать яхту своим весом, то есть перегибаться за борт и тянуть ее на себя. Особенно сложно это сделать, если ветер дует не ровно, порывами.

Наслаждаться морем и волнами в ходе соревнований не приходится, команде нужно и яхтой управлять, и парусом. А еще нужно следить, чтобы не нарушить правила. Ведь иногда даже маленькая оплошность экипажа может сыграть против него. К примеру, объясняет спортсмен, буек огибаешь, задевать его нельзя. Задел знак, нужно раскрутиться, то есть сделать оборот в 360 градусов. Это, конечно, не сложно, а вот время теряешь. Столкновения яхт бывают, за них тоже наказывают.

Впрочем, разбираться, кто прав, кто нет, будут уже на берегу, поэтому есть возможность опротестовать нарушение.

На областных и российских соревнованиях Архангельскую область представляет команда, состоящая только из архангелогородцев. Поэтому попасть на серьезные состязания у Данила возможности нет.

У моего собеседника есть не только тренировочная клубная яхта, но и собственная. Названия у нее нет, есть просто номер. Но, по словам Данила, она хоть и малюсенькая, а скорость у нее очень приличная. Относительно воды она может развить скорость до 6 узлов. Если перевести на километры - это приблизительно десять в час. Кажется, мало, но по воде это очень много. Иногда даже дух захватывает от такой скорости.

Профессионально Данил тренируется в экипаже, состоящем из шести человек. Ходят на большой (ее длина девять с половиной метров) морской яхте с ярким названием "Шанс". Она относится к классу гоночно-крейсерских яхт.

- Название такое ребята придумали еще до нас. Хотели сначала назвать яхту "Дрейк". А вот пришли название на борт писать, и "Шанс" само собой получилось.

У "Шанса" розовый цвет борта, подводная часть синяя, палуба и рубка белые, парус тоже белый, - продолжил Данил. - Паруса, конечно, можно разных цветов поставить. Зависит все от материала, точнее, от того, сколько денег у команды, чтобы этот парус купить.

- Такие яхты, как наша, спроектированы в конце восьмидесятых годов уже прошлого века в Северодвинске. Нигде, кроме нашего города, таких больше нет. Корпуса построили на заводе сами яхтсмены, а следующие поколения довели их, что говорится, до ума. Сейчас мы тоже сами кое-что переделываем, достраиваем, - рассказал спортсмен. - В 2005-м, к примеру, сами переделали рубку.

В прошлом году экипаж занял первое место и взял абсолютное лидерство на престижнейшей гонке "Соловецкая регата". Она проводится ежегодно и стала уже традиционной. Побороться за титул чемпиона на нее съезжаются яхтсмены Мурманска, Архангельска и Северодвинска.

Так как классы яхт разные, то и маршруты гонок у них разные. Гоночно-крейсерские идут большие этапы по 170 миль и больше. Маршрут до Соловков, в Карелию, практически по всему Белому морю и обратно.

Стартует регата в первых числах августа, длится около десяти дней. Каждый экипаж по ее завершении получает определенное место в своей группе.

Конечно же, каждая команда стремится стать лидером, а победа на таких серьезных соревнованиях легко не дается.

На многих яхтах спортсмены устанавливают специальные двигатели, но, по словам Данила, никогда ни один экипаж не применял их в регате. Все честно, все по- мужски.

Та яхта, что затратила меньше времени на все этапы, становится победителем. А та, чей результат лучший среди всех, - абсолютным чемпионом.

В основном призы -это денежные поощрения, грамоты, кубки или медали. Иногда за определенный этап награждают отдельно -к примеру, по желанию спонсора.

- Тот драйв, что получаешь во время гонок, не сравнить ни с чем другим, - заверил Данил. Кстати, и в этом году "Шанс" и его экипаж стал призером Соловецкой регаты.

О ребятах не раз рассказывало региональное телевидение "Поморье", о них пишут материалы. А они оставляют море лишь на зиму, хотя и в морозы грезят морем, попутным ветром и скоростью, от которой захватывает дух и кажется, что ты летишь.



Вилегодская газета:
Свежий номер
Архив номеров
Об издании
Контакты
Реклама



Издания Архангельской области:

Правда Северо-Запада
МК в Архангельске




Авангард
АиФ в Архангельске
Архангельск
Архангельская лесная газета
Архангельская субботняя газета
Архангельский епархиальный вестник
Бизнес-класс
Бумажник
Важский край
Ваш личный доктор
Ведомости Поморья
Вельск-инфо
Вельские вести
Вести Архангельской области
Вестник космодрома
Вечерний Котлас
Вечерняя Урдома
Вилегодская газета
Витрина 42х40
Волна
Выбор народа
Горожанин
Голос рабочего
Графоман
Губернский лабиринт
Двина (лит. жур.)
Двиноважье
Двинская правда
Добрый вечер, Архангельск!
Единый Мир
Жизнь за всю неделю
Заря
Звезда
Звездочка
Земляки
Знамя
Знамя труда
Известия НАО
Инфопроспект
Каргополье
Коношские ведомости
Коношский курьер
Корабел
Коряжемский муниципальный вестник
Котласский бумажник
Красноборская газета
Курьер Беломорья
Лесной регион
Лесные новости
Ломоносовец
Маяк
Медик Севера
Мирный град
МК-Север
Моряк Севера
Моряна
Наш темп
Независимый взгляд
Новодвинский рабочий
Нэрм Юн
Онега
Пинежье
Плесецкие новости
Полезная газета Cевера
Поморский курьер
Правда Севера
Пульс города
Российская Газета
Рыбак Севера
Рубежъ
Север
Северный комсомолец
Северная корреспонденция
Северная магистраль
Северная широта
Северный рабочий
СМ. вестник
Смольный Буян
Троицкий проспект
Трудовая Коряжма
У Белого моря
Устьянский край
Устьянские Вести
Холмогорская жизнь
Частная Газета
Книгочей
Защита прав граждан
Вельская неделя