|
Вилегодская газета
5 апреля 2006 (25)
Екатерина БАЙБОРОДИН,
И братыня с пивом ладно над застольем села..."
- Так было прежде на Виледи! В каждом селе, где отмечался свой праздник,
посвященный тому или иному событию (в честь святого, часовня новая построена или
церковь), варили пиво. Варили его "с размахом", чуть ли не полдеревни. В
основном "общественные пивовары" были мужчины, ну и каждая хозяйка в доме тоже
стояла у печи с корчагами.
На общественное пиво складывались - солод приносили
все кто сколько мог. Поварни, их еще называли пивоварни, существовали у нас в
основном до Великой Отечественной войны, а кое-где и дольше. Ставили их на
берегу реки, у речек, родников, колодцев.
Вот что рассказала И.М. Шевелева из села Вилегодска: "Пиво варили общее на
Крещение, Рождество, это занимало два-три дня. Дым из пивоварни выходил через
дыру в крыше. В самом центре пивоварни разводили огонь, ставили на него большие
котлы и кипятили воду сключа..."
А в деревне Кузины, что в Селянах, живут две Аполлинарьи. Одну зовут Поля-
маленькая, другую-Поля-большая. Этим удивительным женщинам далеко за
восемьдесят, а память у них исключительная.
Так вот, A.M. Соловьева (Поля-маленькая) поведала нам во время последней
экспедиции много интересного: "Пиво варили на большое количество людей, чтобы
хватило не на один день, а на боле. В селянских деревнях прежде очень
праздновали Девятую пятницу, пили три дня. В первый день, когда пиво уже готово,
"его и шестом не достать", то есть много, сливалось все в большие ушаты или
кадушки. Пивчу-то такому каждый был рад. Да если еще за стол холодненького
принесут! Беда как окусно! Разве сравнишь с магазинским-то нонешним. Да и ноне
варить-то не умеют, корчагой сливают..."
Как не согласиться с
нашей собеседницей! Действительно, на Виледи умели варить этот вкусный напиток,
будь то Слобода, Беляево, Павловск, Вилегодск, Селяна...
Пиво являлось результатом переработки нового урожая, и приготовление его
рассматривалось как священное действие, правильное проведение которого должно
было обеспечить успех любого праздника. Какая свадьба без пива?! Оно было
главным угощением праздничного стола и традиционным хмельным напитком. Густым
первачом потчевали почетных гостей, "тонким пивом" - сычей (незваных гостей).
Недаром говорилось в народе: "Не хвали пиво разливши, а хвали - распивши!"
Старожилы рассказывают: вкус пива зависит от сусла. Качество
которого проверялось следующим способом: бралась соломинка, делали из нее
квадратик и обмакивали его в сусло. Если образовалась синяя пленочка, значит,
сусло хорошее. Еще обмакивали в сусло конец платочка, если капало не часто, то
говорили: "...платочек держит хорошее пиво, хоть его кусай..."
Когда сусло текло, приговаривали: "Дай, подай
ты, Господи, суслица небегучего да пивушка неливу-чего". Когда бежало уже
жиденько, наживляли из такого сусла квас. "Сладкую мучку" - солод - мололи на
мельницах из проросшей ржи. "Нарастить" рожь казалось делом нехитрым, однако
требовалось умение и терпение.
Сама помню, как мы с братьями и сестрами любили
залезть на русскую печь и ели горстями пучки проросшей ржи, где она сушилась до
коричневого цвета. А сусло считалось питательным напитком для детей. Когда
ставили его на стол, то прихлебывали в охотку с кашей-подывницей.
Пивом угощали всех из медной братыни, шла она по кругу. Местная поэтесса
Александра Байбородина в стихотворении "Мое наследство" пишет:
И братыня с пивом ладно
Над застольем села.
Счастье было не накладно,
В радости душа...
Иногда говорили так: "Всем поднеси, никого не обнеси: доброму для добра, худому
для худа", "При пиве, при бражке все дружки, при горе-кручине все ушли..."
Пиво сегодня в почете не только на Благовещенской и Ильинской ярмарках, но и на
проходящих в ближайших от нас городах. Возродить его приготовление,
стимулировать мастеров-пивоваров - наша общая задача. Правда, в последние два
года на Ильинской ярмарке есть и номинация "Лучший напиток". Отмечены подарками
и дипломами в этой номинации Л.И. Милькова (д. Вохта), Т.Е. Осокина (с. Ильинско-
Подомское). Откликается на наши просьбы по приготовлению пива В.А. Русанова
из Павловска. "Окусным" считалось пиво двух сестер из Вилегодска А.С. Гавшевой и
PC. Аникиевой.
Некоторые, возможно, возразят: дескать, какое пиво? Нет ржи,
корчаги прохудились, кто изготовит и так далее. Попытаюсь возразить: да, это
дело хлопотное, но ведь рожь можно посеять, корчаги применить именно по своему
назначению, а не цветы выращивать. Конечно, чтобы смолоть проращенную рожь,
нужно ехать в Слободу к В.А. Кучину. Спасибо ему, не отказывает!
Итак, мастера пока не перевелись, рецепт приготовления известен, остается одно:
перенимать опыт. Дом народной культуры приглашает вас, уважаемые вилежане,
принять участие в конкурсе "Традиционная кухня Виледи".
| |