Пресса Архангельской области
Птица счастья
Птица счастья



Вилегодская газета
12 сентября 2007 (68)
Вадим ЧУХОНЦЕВ

Освоение через дорожный прирост

Отсутствие полноценной дорожной инфраструктуры сегодня одна из ключевых проблем в лесозаготовительной сфере [an error occurred while processing this directive]

- Как на деятельности лесной отрасли и вашей компании в частности сказывается неразвитость сети дорог, в том числе лесовозных? [an error occurred while processing this directive]

В наиболее развитых европейских странах, имеющих сравнительно небольшие площади и густую дорожную сеть, плотность дорог доходит до 40 километров на тысячу гектаров. Но это идеал, нереальный для нашей огромной страны. Мы посмотрели данные по большинству европейских и североамериканских стран. В среднем плотность дорожной сети там составляет 10-15 километров на тысячу гектаров. Будем считать, что этот уровень позволяет достаточно уверенно осваивать расчетную лесосеку. В России 0,8 километра считается хорошим показателем. В нашей компании - а мы провели полную ревизию лесных дорог и теперь можем точно сказать - этот показатель равен 1,3 километра на тысячу гектаров. У нас три главных производственных района: Коряжма (Архангельская область), Братск и Усть- Илимск (Иркутская область). Плотность наших лесных дорог в Коряжме - 2,2 километра, Братске - 1, Усть-Илимске - 1,2. Хотя и выше, чем в целом по России, но очень далеко от того, что обеспечивает оптимальный уровень использования закрепленного лесного фонда. В чем выражается эта оптимальность? Первое - в проценте освоения расчетной лесосеки. Второе - в среднем плече вывозки. Третье - в производительности техники. И четвертое - в затратах на ее ремонт. Зачастую оперируют только двумя первыми параметрами. Но можно осваивать расчетную лесосеку, вывозя лес внутренними технологическими дорогами, а то и по бездорожью за три-пять километров, постоянно мучиться с поломками техники, и тогда потери будут огромными, хотя процент освоения будет высокий. [an error occurred while processing this directive]

- А если бы плотность дорог у вас была в пределах 10 километров на тысячу гектаров, то освоение было бы стопроцентным? [an error occurred while processing this directive]

- А кто должен заниматься инвестированием? [an error occurred while processing this directive]

Если государственная политика сводится к тому, что надо осваивать богатые, но удаленные участки лесного фонда, вовлекать их в оборот, делать основой развития лесопереработки и базой для закрепления населения в тех регионах, где население очень редкое и есть угроза потери контроля над территорией, то тут для государства приоритетная задача - развитие дорог. Госструктуры строят их самостоятельно или дают госзаказ частным фирмам на создание транспортной инфраструктуры и передают этот удаленный участок лесного фонда лесопользователю через аукцион или под приоритетный инвестиционный проект. Без государства предприниматель туда не пошел бы, потому что это дорого, это далеко, большое плечо вывозки, но поскольку с него сняли финансовую нагрузку на строительство дорог, то он может зайти не на 220 километров от центра переработки по максимуму, а на 350. Вот такая логика, как представляется, должна быть. [an error occurred while processing this directive]

- На основании инвентаризации, которую мы провели, могу назвать точную протяженность имеющихся у нас дорог, используемых при заготовке и транспортировке древесины, - 6 586 километров. Из них 4,8 тысячи - это лесные дороги, остальные - магистральные. В год мы строим порядка 110 километров дорог. Ежегодно направляем на их строительство и ремонт по 170 миллионов рублей. И думаю, что корректировка нашего бизнес-плана на ближайшие пять лет будет осуществляться путем увеличения инвестиций в транспортную инфраструктуру. 75 процентов мы строим собственными дорожно-строительными отрядами, на остальное привлекаем сторонние организации. Думаю, что перспектива - в изменении этого соотношения за счет более активного привлечения подрядных строительных организаций. Но только - специализирующихся на строительстве лесных дорог, как магистральных, так и тех, которые могли бы обеспечить весь технологический процесс. [an error occurred while processing this directive]

- Такой прирост позволяет нам поддерживать тот объем заготовок, который у нас есть - порядка 7,5 миллиона кубометров, и создавать предпосылки для привлечения подрядных организаций в закрепленный за нами лесной фонд на лесозаготовку. Это широко используемый в мире опыт. Почему мы платим за закрепленный лесной фонд, а привлекаем силы подрядчиков? Для обеспечения экономической безопасности: мы в результате уверены, что сырьем будем обеспечены. И если встречаем полноценную подрядную организацию, то предлагаем вести лесозаготовку на нашей территории и устанавливаем с ней договорные отношения. Думаю, что по мере формирования небольших и индивидуальных лесозаготовительных структур, развития их с точки зрения технического оснащения, обеспечения выполнения нормативных требований мы будем наращивать объем заготовки привлекаемыми подрядными организациями. [an error occurred while processing this directive]

- Несомненно. За укрупнением лесопромышленных комплексов в целом с ядром в переработке и с привлечением мелких частных структур в лесозаготовительный сектор для выполнения подрядных работ. В Финляндии прекрасно работают бригады, состоящие из членов одной семьи - два брата или отец с сыном, владеющие современным комплексом лесозаготовительных машин. Они идут на подряд в крупную фирму, имеют выгодный заказ, безукоризненно выполняют все природоохранные требования - и в результате в стране высокие показатели. Нам, отечественным лесозаготовителям, еще работать и работать, чтобы достичь их уровня. [an error occurred while processing this directive]

- Убежден, хотя это вроде бы и противоречит нашим эгоистичным интересам, что очень жестко надо принимать дороги после завершения лесозаготовки на конкретном участке. То, что остается, когда лесозаготовитель уходит, - это чаще всего безобразие. Дороги должны быть приведены в порядок, тем более у населенного пункта. Для европейской части России это вообще очень острая проблема. Здесь должна быть очень четкая нормативная база и очень высокая степень ответственности. Если дорога после завершения заготовки на данном участке осталась в нерабочем состоянии, если по ней не то что проехать - пройти невозможно, должны быть предъявлены санкции к лесозаготовителю, включая, может быть, приостановку допуска к новым аукционам. [an error occurred while processing this directive]

- Нужна, и прежде всего - для ухода за лесом. Невозможно полноценно и с использованием современной техники вести лесовосстановление и уход за лесом на больших площадях, если нет инфраструктуры. Я уж не говорю о населенных пунктах, о том, что возникает необходимость в дороге в чрезвычайных ситуациях, в медицинских целях, при борьбе с пожарами, при болезнях леса. [an error occurred while processing this directive]



Вилегодская газета:
Свежий номер
Архив номеров
Об издании
Контакты
Реклама



Издания Архангельской области:


Авангард
АиФ в Архангельске
Архангельск
Архангельская лесная газета
Архангельская субботняя газета
Архангельский епархиальный вестник
Бизнес-класс
Бумажник
Важский край
Ваш личный доктор
Ведомости Поморья
Вельск-инфо
Вельские вести
Вести Архангельской области
Вестник космодрома
Вечерний Котлас
Вечерняя Урдома
Вилегодская газета
Витрина 42х40
Волна
Выбор народа
Горожанин
Голос рабочего
Графоман
Губернский лабиринт
Двина (лит. жур.)
Двиноважье
Двинская правда
Добрый вечер, Архангельск!
Единый Мир
Жизнь за всю неделю
Заря
Звезда
Звездочка
Земляки
Знамя
Знамя труда
Известия НАО
Инфопроспект
Каргополье
Коношские ведомости
Коношский курьер
Корабел
Коряжемский муниципальный вестник
Котласский бумажник
Красноборская газета
Курьер Беломорья
Лесной регион
Лесные новости
Ломоносовец
Маяк
Медик Севера
Мирный град
МК в Архангельске
МК-Север
Моряк Севера
Моряна
Наш темп
Независимый взгляд
Новодвинский рабочий
Нэрм Юн
Онега
Пинежье
Плесецкие новости
Полезная газета Cевера
Поморский курьер
Правда Севера
Правда Северо-Запада
Пульс города
Российская Газета
Рыбак Севера
Рубежъ
Север
Северный комсомолец
Северная корреспонденция
Северная магистраль
Северная широта
Северный рабочий
СМ. вестник
Смольный Буян
Троицкий проспект
Трудовая Коряжма
У Белого моря
Устьянский край
Устьянские Вести
Холмогорская жизнь
Частная Газета
Новый Архангельск