Вечерний Котлас
20 января 2005 (3)
Николай ЗАВАДСКИЙ.
Оркестр надежды нашей
Старый Новый год отмечают обычно давние, верные друзья. По своему опыту знаю, что нет
крепче братства, чем у музыкантов больших коллективов. Поэтому 14 января мы с редакционным
фотографом решили заглянуть на огонек в Лимендский ДК, на репетицию духового оркестра.
Впрочем, заглянули скорее не на огонек, а на шумок, потому что пение труб слышно было далеко
за стенами Дома культуры.
Звуки духового оркестра у разных людей вызывают разные ассоциации. Одни видят торжественные,
расцвеченные кумачом демонстрации эпохи развитого социализма. У других духовая музыка будит
скорбные переживания о прощании с родными и близкими, которых провожали когда-то под траурный плач
Шопена. У третьих, наоборот, возникают радостные, трогательные впечатления, связанные с первой
любовью и танцами под оркестр на городской танцплощадке. Но немало и таких, кто, заслышав бравурные
звуки марша, живо вспоминает, как сам когда-то плечом к плечу с товарищами по оркестру заставлял
слаженно петь разные по размеру и форме инструменты. И когда от сочных, звонких аккордов и диалогов
сверкающей меди у зрителей "холодок бежал за ворот", не было в округе людей значимее и счастливее,
чем музыканты духового оркестра.
- Вы бы нас хоть предупредили, - всполошился Владимир Михайлович Новожилов и объявил перерыв. -
Мы бы всем составом собрались. Звучание-то совсем бы другим было. А так - обычная репетиция.
Повторяем старые вещи, натаскиваем молодых...
- Да мы не будем писать звук, - успокаиваю руководителя коллектива. - Не научились еще газету со
звуком выпускать. Вы лучше нам об истории оркестра расскажите. Ведь скоро вам восемьдесят лет
стукнет! Вряд ли в округе сыщется еще один такой музыкальный старожил.
- Это верно. Вспомнить действительно есть о чем. За эти годы духовой оркестр переживал всякое. Но
лучшее время пришлось на начало шестидесятых. Тогда меньше тридцати музыкантов в оркестре не
бывало.
- Когда в 1972 году на смотр в Архангельск отправились на теплоходе, нас насчитывалось 32 человека, -
включился в разговор староста оркестра Николай Николаевич Юнг. - Любая такая поездка была целым
событием в жизни каждого. Играли всю дорогу до областного центра.
К большим пристаням подходили с живой музыкой. Исполняли несколько вещей для случайных зрителей и
отходили вновь под звуки "Славянки". Состав собрался сильный. Лучше нас в Архангельске был только
оркестр Дворца строителей. Так ведь они профессионалы. А среди самодеятельных коллективов нам
равных не было. С тех пор немного осталось играющих музыкантов. Борис Петрович Кропухинский,
Николай Григорьевич Самойлов с 1951 года в составе. Я-то уже в 1954-м пришел. Потом Володя Данилов.
В 1956-м - нынешний наш руководитель Владимир Михайлович Новожилов.
- У истоков наших традиций стояли очень яркие люди. Взять Василия Николаевича Фокина, - вновь
перехватил инициативу Владимир Михайлович. - С ним связаны лучшие годы оркестра. Его сюда из
Одессы сослали, репрессирован был. Имел консерваторское образование! После него руководители были
уже самодеятельными музыкантами: Иван Иванович Говоров, мой отец Михаил Григорьевич Новожилов. Но
первые шаги в нашем коллективе для многих открыли дорогу в мир музыки. Профессионалом стал
Владимир Угрюмов, который сейчас руководит джаз-оркестром в Котласском дворце культуры. Валентин
Соболев во время службы в армии играл в духовом оркестре Дома офицеров в Архангельске, потом в
областном цирке, в институтском оркестре, когда учился в ЛИВТе. Много и других известных имен
вспоминаем, когда рассказываем о своей истории молодым.
- А их у вас, гляжу, немало! Как удалось заманить-то? - интересуюсь я. - Ведь духовая музыка сегодня не
в чести.
- Я бы не сказал, - перебивает Владимир Михайлович.
- С конца семидесятых действительно был провал. Все стали увлекаться вокально-инструментальными
ансамблями. Но последние годы интерес к духовой музыке возрождается. Редкий праздник в Доме
культуры обходится без нас. А уж встречи ветеранов с танцами под духовой - визитная карточка Лименды.
Стали чаще играть, так и молодежь к нам потянулась.
В первую очередь, конечно, детей своих привели. У Николая Николаевича Юнга внучка Регина Тремзина
валторну осваивает, у Сергея Евгеньевича Ткаченко сын Костя играет на альте, а у Алексея Пасторова сын
Рома уже самостоятельно ведет во многих вещах на баритоне. Всего семь человек вошло в основной
состав, а еще четверо учатся.
- И что разучиваете с молодыми?
- В основном старый репертуар. Новых-то нот с аранжировкой для духового оркестра сегодня в магазинах
днем с огнем не найдешь. Вот и используем те тетради, по которым играли деды наших новых музыкантов.
В наше время больше парадные вещи исполняли да похоронные марши, а вот перед нами в чести была
танцевальная музыка. Сейчас именно она и возрождается.
И каким бы архаичным ни казался духовой оркестр в компьютерный век, но новые ноты для него мы
находим именно в Интернете!
- Ну хорошо, ноты из Интернета. А инструменты? Мастера по ремонту труб давно перевелись, наверное. Но
инвентарь обновлять нужно. Как решаете проблему?
- Пока обходимся. Мир не без добрых людей. Виктор Павлович Гудков из ПУ N 3 недавно две трубы
подарил, а Андрей Васильевич Палкин с КЗСК комплект для полного состава духового оркестра нам отдал
безвозмездно. Спасибо ему. А другие предприниматели помогают собрать деньги на новые инструменты:
кларнет, саксофоны, валторны. С ними оркестр зазвучит мягче, проникновеннее. И это важно для
танцевальной музыки, которой обогащается наш репертуар.
- Не спрашиваю, будете ли отмечать восьмидесятилетие, ведь всегда отмечали. Как готовитесь к нему?
- А вот все, о чем говорили, и есть подготовка. Стенд с историей обновить, инструментом, нотами новыми
разжиться.
А главное - коллектив омолодить. Ветераны-то к тому времени совсем старыми станут. Молодежь ищем в
школах, рассказываем там о духовой музыке. Что в чести она и в институтах, и в училищах, и в
Вооруженных силах. Только скажи, что играл в оркестре, - сразу определят в состав. Вон Борис Петрович
Кропухинский армию отслужил "играючи". У него в билете армейская специальность так и записана:
"музыкант военного оркестра".
- А какие еще блага молодым обещаете? Что сами получили за десятилетия, отданные духовой музыке?
- Язык не поворачивается сказать "ничего". Хотя благ особенных - никаких. Даже руководители оркестра в
основном работают вне штата. Но есть в этом увлечении что-то такое, чего не передать словами. Наверное,
это чувство локтя и значимости каждого члена коллектива. Любая партия, которую играет всего один
инструмент, звучит куце и невыразительно. Но вот они зазвучали вместе, и рождается музыка. И еще -
чувство удовлетворения и гордости за наше общее творение. Вероятно, поэтому и играют люди в оркестре
десятками лет, а если и расходятся по каким-то причинам, то, встретившись, подолгу вспоминают годы
совместной работы.
- Есть что вспомнить?
- Конечно! И веселое и грустное. Одни поездки на смотры и концерты чего стоят! Где только играть не
приходилось! Однажды, возвращаясь из Архангельска на "Ракете" на радостях грянули в тридцать труб
марш. Капитан из рубки кубарем: "Вы мне "Ракету" взорвете!" Ничего, не взорвали. А потом и в автобусе
играли. Нормально! Мне кажется, у музыкантов особая миссия. Они с людьми и в радости и в горе. А
духовики еще и коллективизм воспитывают, ведь если мы заиграем, то радость или горе - узнают все в
округе. Сегодня, конечно, многие уединились. Всяк с наушником свою музыку слушает. Но сила русских в
коллективизме, духовной общности. А духовая музыка этому способствует более всего. Поэтому и крепнет
наша надежда, что обновится, зазвучит стройнее и слаженнее, на радость котлашанам, наш оркестр - наша
история, наша молодость, наша судьба.
|