Вечерний Котлас
1 октября 2010 (40)
Оксана СТРЕЛЬЦОВА
Худрук уходит из театра
В юбилейном, 75-м, театральном сезоне жизнь в Котласском театре круто
изменится. К руководству пришел новый директор - Мирослав Вельган. А
художественный руководитель Вячеслав Иванов вместе с супругой решил покинуть
театр. О причинах такого решения он рассказывает читателям "Вечерки".
- Вячеслав Александрович, прошлый сезон оказался сложным. Деятельность театра
была приостановлена, а его коллективу пришлось скитаться по разным площадкам.
Тем не менее удалось многое сделать...
- Да. С момента приостановки деятельности театра и до закрытия сезона мы
выпустили пять спектаклей. Из них три взрослых, два -детских. С детскими
ездили на гастроли в Вельск, показывали их на других площадках, а после мая -
в самом театре. А вот вечерние сыграли всего по разу. Причем премьера одного
спектакля прошла в Вычегодском ДК, другого - в городском Дворце культуры,
третьего - в школе искусств "Гамма". Театральный сезон мы откроем 15 октября
спектаклем "И окроплен любви ее слезами". Второй спектакль - "Чужой ребенок"
- покажем через неделю. А "Альпийскую балладу" зрители увидят после Нового
года, поскольку в ноябре состоится премьера спектакля "Любовь в стиле
барокко", который ставит Наталья Шибалова.
- С каким настроением встречаете юбилейный сезон?
- С оптимизмом. Новый директор театра Мирослав Ярославович сейчас закрутил-
завертел ремонт, чтобы зрителю захотелось прийти в театр. Постараемся
привести изнутри здание в приличный вид. Заканчиваем устранять предписания
Госпожнадзора: уже поставили противопожарные двери, устанавливаем
противопожарные ворота, автоматическую систему пожаротушения сцены.
- Как коллектив отнесся к новому назначению?
- Спокойно: в штыки нового директора никто не принял. Лично мне нравится, что
Мирослав Ярославович вникает в деятельность театра, познает его специфику.
Думаю, он научится, нахватается знаний и сделает что-нибудь за год. При
поддержке администрации он сможет вывести театр на более высокий уровень по
материально-техническим позициям.
- Тогда почему вы решили уйти из театра?
- Сейчас я работаю художественным руководителем, как и прежде. А обязанности
директора с меня сняли. С 20 октября я увольняюсь в связи с уходом на пенсию.
Супруга (Галина Славина, зав. литчастью театра -авт.) тоже написала
заявление. Наверное, я все-таки устал. Отдохну 3-4 месяца, а потом буду
трудиться как режиссер-постановщик разовых спектаклей. Предложения о работе
мне уже поступают, в том числе и из Котласского театра.
- А как вам идеи нового директора? Например, о воссоздании худсовета в театре
или организации театральной студии для детей?
- Скорее всего, это идеи не директора, а заведующей городским отделом
культуры Елены Владимировны Шитовой. Я не разделяю ее оптимизма. Худсовет -
это общественная организация, которая ничего не решает, а просто заседает.
Решение все равно придется принимать директору. За 40 лет работы в театре мне
приходилось трудиться там, где был худсовет, и там, где его не было. Считаю,
что не зря худсоветы были упразднены. Я глубоко убежден в том, что труппой
должен руководить лидер, а не общественная организация.
Что же касается студии, я не понимаю, что это такое: приводить в театр детей
и чему-то их учить. Для этого есть другие учреждения, например "Гамма". В
нашем театре проходило обучение студентов Ярославского театрального
института, но тогда люди получили театральное образование, а потом работали
по специальности. А эти студии с малышней - самодеятельность.
- Мирослав Вельган заявил, что будет выводить на сцену неиграющих актеров и
внедрять новые формы работы, такие как антреприза, моноспектакли...
- Дело в том, что профессия артиста зависимая: артиста выбирают. Профессия
режиссера другая: это он выбирает себе артистов. Могу сказать, что ни одного
режиссера никто не сможет заставить работать с тем или иным артистом. Театр -
это компания людей, которые вместе что-то вытворяют на сцене. Но между ними
должно быть понимание! Мне очень интересно работать с моими воспитанниками,
потому что мы разговариваем на одном языке. Если кто-то из актеров не
задействован в спектаклях, ничего ужасного в этом нет. Сейчас некоторым
артистам с различными регалиями по состоянию здоровья тяжело работать в
заданном режиме. Поэтому надо просто смириться: мастера могут обучать
молодых, давать им советы.
В антрепризах я тоже не вижу панацеи от всех бед. Там задействовано мало
артистов. Мы ставили такие спектакли - "Дочки-матери", "Безумная ночь в
номере люкс", "Мамуля". И они были успешны. Но антрепризные постановки сложно
делать: актеры должны держать зрителей в постоянном внимании. То же самое и с
моноспектаклями. Что, я не мог их сделать? Да запросто! Но это были бы
"маленькие семейные радости": знакомые артистов один раз посмотрели бы эти
постановки и все. Больше такие спектакли никому не интересны.
- В общем, вы не в восторге от идей Вельгана...
- Я не могу сказать, лучше или хуже станет театр с моим уходом, но то, что он
станет другой, - это 100 процентов. А Мирослав Ярославович - человек хваткий,
у него много знакомых, которые могут помочь. Однако ему, конечно же, будет
нужен главный режиссер. Захочет воссоздать худсовет - пусть. Но главный
режиссер обязательно должен быть! Режиссер и директор должны работать в
тандеме.
- А если вам предложат стать главным режиссером театра, согласитесь?
- Нет. На руководящих должностях я работать больше не буду. Теперь я свободен
в своем выборе. Да и жизнь на пенсии только начинается!
|