Пресса Архангельской области
 
686972359 686972359 686972359 -->


Волна
11 февраля 2005 (5)
Полиект МОСКВИН

Сохраняя верность традициям

Экскурс в историю

До октября 1917 года речной флот в Архангельске принадлежал акционерному обществу "Постников и Бугаев" и ряду других судовладельцев. В 1918 году прошла национализация, и флот стал общенародным достоянием.

Суровые испытания выпали на долю северян. 2 августа 1918 года англо-французским и американским войскам удалось захватить город Архангельск. Началась героическая борьба красноармейцев, моряков и речников против интервентов и белогвардейцев. Речные суда одели в броню, Северо-Двинская военная флотилия под руководством Павлина Виноградова наносила ощутимые удары по врагу. В феврале 1920 года интервенты и белогвардейцы были разгромлены, и наш Север вновь стал советским.

В 1923 году пристань Архангельск была непосредственно подчинена Северному управлению речного транспорта.

Ее коллектив, преодолевая немалые трудности, активно боролся за выполнение поставленных задач, не раз перекрывал планы погрузочно-разгрузочных работ и отправления грузов.

В самый разгар навигации 1941 года мирный труд советских людей был нарушен - фашистская Германия напала на Советский Союз. Весь народ поднялся на защиту Родины. Из 500 работающих на пристани Архангельск 164 человека ушли на фронт. 20 из них пали смертью храбрых, в том числе и начальник пристани Василий Михайлович Ермаков.

Мужчин, ушедших на фронт, заменили женщины и подростки, которым пришлось работать на тяжелых работах. Были сформированы две бригады грузчиков-женщин. Одной из них руководила Татьяна Калинична Воронова.

Работники пристани учились владеть оружием, вступали в ряды народного ополчения, состояли в группах самозащиты, охраняя грузовые склады от налетов вражеской авиации. Здесь, в тылу, они тоже приближали день Великой Победы.

В мирное

время

Технический прогресс пришел и к речникам. С дров флот перевели на уголь и жидкое топливо. На смену тачкам и транспортерам появились паровые краны, которые позднее были заменены плавучими дизель-электрическими грузоподъемностью 5-15 тонн.

Основные показатели по грузообороту, объему и переработке, технической оснащенности, установленные для пристани первого разряда в 1960 году, пристанью Архангельск были перекрыты. В этой связи приказом Министерства речного флота от 5 мая 1961 года пристань преобразована в Архангельский речной порт Северного речного пароходства.

С этого момента резко возросли объемы перевозок и переработки грузов, особенно песка, которые были вызваны интенсивным строительством Архангельска и Северодвинска.

Если бы не напряженная работа коллектива порта, то на болоте невозможно было бы построить ни каменных домов, ни красавицы - набережной Северной Двины.

С 1969 по 1979 год порт ежегодно перевозил до 10 - 15 млн тонн грузов, а переработка составляла до 21 млн тонн. Был создан район минерально-строительных грузов. Порт стал пополняться новой техникой: земснарядами, гидроперегружателями, речными толкачами и шаландами для перевозки и переработки песка.

Много сделали для развития района его руководители В.М. Луканин, В.Г. Батаков, В.П. Малахов, А.А. Смирнов, А.Н. Горячков. На судах и перегрузочной технике самоотверженно трудились Н.В.Корякин, Н.А. Тюриков, Л.Ю. Усков, Е.Б. Чулков, Н.П. Калетюк, А.П. Мымрин, Л.А.Гурьев, Н.В. Евтюков, П.В.Коротков и многие другие.

Для ремонта флота и перегрузочной техники была создана ремонтная база в отстойном пункте Юрос. Коллектив мастерской очень долго возглавлял участник Великой Отечественной войны Иван Витальевич Парфеньев. Специалистами высокой квалификации по ремонту были ветераны участники войны братья Федор и Василий Сопляковы, Герман Иванович Кауров, Михаил Андреевич Марков.

В 1974 году ввели в строй новый грузовой район - "Центральный", оснащенный причальной стенкой в 360 метров, крытыми складами, портальными кранами, авто- и электропогрузчиками.

Комплексная механизация операций по перегрузке достигла 95 процентов. Десятки лет районом руководил ветеран речного флота Николай Александрович Лобанов.

В порту огромное внимание уделялось жилищному строительству. Выросли десятки деревянных благоустроенных домов на улице Павла Усова, Левом берегу, в Затоне, Исакогорке, в поселке 2-го лесозавода. Ремонтно-строительным пунктом, который строил эти дома, около сорока лет руководил участник Великой Отечественной войны Георгий Иванович Бызов.

Наши речники постоянно занимались спортом: хоккеем с мячом, греблей, тяжелой и легкой атлетикой, лыжами, волейболом. Они всегда были участниками спартакиад Министерства речного флота. Так, в 1964 году команда речников Севера заняла третье место из 21 пароходства МРФ. А в состязаниях по гребле и бросанию лёгости наши спортсмены были первыми.

Алексей Налеухин, капитан-механик порта, был 10-кратным чемпионом по гребле МРФ и Архангельской области. Не было равных в Архангельской области Владимиру Молчанову - мастеру по гиревому спорту.

Связь

поколений

История порта интересная и богатая. Подробно она представлена в музее, который стал своего рода памятником всем ветеранам войны и труда.

Музею речного флота 30 лет. За эти годы его посетило около 40 тысяч человек, так что он с честью выполняет свою главную задачу патриотического и нравственного воспитания новых поколений, профориентации школьников. Здесь они узнают много славных имен речников.

Труд архангельских портовиков многократно отмечался почетными грамотами МРФ, области и города. Коллектив гордится династиями, например, Барачевских, Заверниных, Налеухиных, Трубиных, Москвиных, Марковых.

К 75-летию предприятия увековечены в названиях судов имена начальника порта Бориса Федоровича Чекарева, его заместителя Василия Александровича Кабакова, капитана-наставника Германа Георгиевича Трубина, начальника службы Вячеслава Ивановича Бондаря, начальника пассажирского райуправления Петра Ивановича Завернина.

Впервые в истории команды по хоккею с мячом "Водник", которой в этом году исполнилось 80 лет, именем прославленного игрока, работавшего капитаном- механиком, Леонида Филипповича Маркова названо лучшее в пассажирском райуправлении судно.

Подготовкой и повышением квалификации кадров занимался учебный комбинат, который учащиеся любовно называли "академией Москвина". Дело в том, что П.М. Москвин руководил комбинатом 45 лет. За этот период подготовлено более 15 тысяч специалистов: капитанов-механиков, мотористов-рулевых, крановщиков, дизелистов, кочегаров, шкиперов и так далее. В числе лучших преподавателей учебного комбината В.В. Бугрей, В.М. Комар, Н.П. Марков, В.А. Курочкин, А.М. Гришечкина и другие.

Коллектив Архречпорта продолжает трудовые традиции. Прекрасно работают капитаны- механики судов В.Н. Шестаков, Ю.В. Венедиктов, крановщики портальных и плавучих кранов П.П. Скулябин, Н.В. Мартюшов, командир земснаряда А.И. Слудный, командир гидроперегружателя С.А. Гунин, ремонтники мастерской В.С. Бабич, Ю.Л. Верещагин, инженерно-технические работники управления Л.А. Чецкая, сестры Антонина Бабич и Валентина Мелешко, В.А.Короткова и многие другие.

Накануне 85-летнего юбилея мне хочется особенно поблагодарить ветеранов речного порта, удивительных, мужественных, честных людей, которые отдавали порту не только силы, но и душу. Сегодня у нас трудятся уже их дети и внуки. А всем речникам порта желаю успехов в труде, счастья, крепкого здоровья.

Полиект МОСКВИН, ветеран речного порта, директор музея речного флота.

На снимках: стенд, посвященный ричникам - фронтовикам, в музее речного флота; у соломбальской пристани теплоход местной пассажирской линии.



Волна:
Свежий номер
Архив номеров
Об издании
Контакты
Реклама



Издания Архангельской области:

Правда Северо-Запада
МК в Архангельске




Авангард
АиФ в Архангельске
Архангельск
Архангельская лесная газета
Архангельская субботняя газета
Архангельский епархиальный вестник
Бизнес-класс
Бумажник
Важский край
Ваш личный доктор
Ведомости Поморья
Вельск-инфо
Вельские вести
Вести Архангельской области
Вестник космодрома
Вечерний Котлас
Вечерняя Урдома
Вилегодская газета
Витрина 42х40
Волна
Выбор народа
Горожанин
Голос рабочего
Графоман
Губернский лабиринт
Двина (лит. жур.)
Двиноважье
Двинская правда
Добрый вечер, Архангельск!
Единый Мир
Жизнь за всю неделю
Заря
Звезда
Звездочка
Земляки
Знамя
Знамя труда
Известия НАО
Инфопроспект
Каргополье
Коношские ведомости
Коношский курьер
Корабел
Коряжемский муниципальный вестник
Котласский бумажник
Красноборская газета
Курьер Беломорья
Лесной регион
Лесные новости
Ломоносовец
Маяк
Медик Севера
Мирный град
МК-Север
Моряк Севера
Моряна
Наш темп
Независимый взгляд
Новодвинский рабочий
Нэрм Юн
Онега
Пинежье
Плесецкие новости
Полезная газета Cевера
Поморский курьер
Правда Севера
Пульс города
Российская Газета
Рыбак Севера
Рубежъ
Север
Северный комсомолец
Северная корреспонденция
Северная магистраль
Северная широта
Северный рабочий
СМ. вестник
Смольный Буян
Троицкий проспект
Трудовая Коряжма
У Белого моря
Устьянский край
Устьянские Вести
Холмогорская жизнь
Частная Газета
Книгочей
Защита прав граждан
Вельская неделя