Волна
11 февраля 2005 (5)
Полиект МОСКВИН
Сохраняя верность традициям
Экскурс в историю
До октября 1917 года речной флот в Архангельске принадлежал акционерному
обществу "Постников и Бугаев" и ряду других судовладельцев. В 1918 году прошла
национализация, и флот стал общенародным достоянием.
Суровые испытания выпали на долю северян. 2 августа 1918 года англо-французским
и американским войскам удалось захватить город Архангельск. Началась героическая
борьба красноармейцев, моряков и речников против интервентов и белогвардейцев.
Речные суда одели в броню, Северо-Двинская военная флотилия под руководством
Павлина Виноградова наносила ощутимые удары по врагу. В феврале 1920 года
интервенты и белогвардейцы были разгромлены, и наш Север вновь стал советским.
В 1923 году пристань Архангельск была непосредственно подчинена Северному
управлению речного транспорта.
Ее коллектив, преодолевая немалые трудности, активно боролся за выполнение
поставленных задач, не раз перекрывал планы погрузочно-разгрузочных работ и
отправления грузов.
В самый разгар навигации 1941 года мирный труд советских людей был нарушен -
фашистская Германия напала на Советский Союз. Весь народ поднялся на защиту
Родины. Из 500 работающих на пристани Архангельск 164 человека ушли на фронт. 20
из них пали смертью храбрых, в том числе и начальник пристани Василий Михайлович
Ермаков.
Мужчин, ушедших на фронт, заменили женщины и подростки, которым пришлось
работать на тяжелых работах. Были сформированы две бригады грузчиков-женщин.
Одной из них руководила Татьяна Калинична Воронова.
Работники пристани учились владеть оружием, вступали в ряды народного ополчения,
состояли в группах самозащиты, охраняя грузовые склады от налетов вражеской
авиации. Здесь, в тылу, они тоже приближали день Великой Победы.
В мирное
время
Технический прогресс пришел и к речникам. С дров флот перевели на уголь и жидкое
топливо. На смену тачкам и транспортерам появились паровые краны, которые
позднее были заменены плавучими дизель-электрическими грузоподъемностью 5-15
тонн.
Основные показатели по грузообороту, объему и переработке, технической
оснащенности, установленные для пристани первого разряда в 1960 году, пристанью
Архангельск были перекрыты. В этой связи приказом Министерства речного флота от
5 мая 1961 года пристань преобразована в Архангельский речной порт Северного
речного пароходства.
С этого момента резко возросли объемы перевозок и переработки грузов, особенно
песка, которые были вызваны интенсивным строительством Архангельска и
Северодвинска.
Если бы не напряженная работа коллектива порта, то на болоте невозможно было бы
построить ни каменных домов, ни красавицы - набережной Северной Двины.
С 1969 по 1979 год порт ежегодно перевозил до 10 - 15 млн тонн грузов, а
переработка составляла до 21 млн тонн. Был создан район минерально-строительных
грузов. Порт стал пополняться новой техникой: земснарядами,
гидроперегружателями, речными толкачами и шаландами для перевозки и переработки
песка.
Много сделали для развития района его руководители В.М. Луканин, В.Г. Батаков,
В.П. Малахов, А.А. Смирнов, А.Н. Горячков. На судах и перегрузочной технике
самоотверженно трудились Н.В.Корякин, Н.А. Тюриков, Л.Ю. Усков, Е.Б. Чулков,
Н.П. Калетюк, А.П. Мымрин, Л.А.Гурьев, Н.В. Евтюков, П.В.Коротков и многие
другие.
Для ремонта флота и перегрузочной техники была создана ремонтная база в
отстойном пункте Юрос. Коллектив мастерской очень долго возглавлял участник
Великой Отечественной войны Иван Витальевич Парфеньев. Специалистами высокой
квалификации по ремонту были ветераны участники войны братья Федор и Василий
Сопляковы, Герман Иванович Кауров, Михаил Андреевич Марков.
В 1974 году ввели в строй новый грузовой район - "Центральный", оснащенный
причальной стенкой в 360 метров, крытыми складами, портальными кранами, авто- и
электропогрузчиками.
Комплексная механизация операций по перегрузке достигла 95 процентов. Десятки
лет районом руководил ветеран речного флота Николай Александрович Лобанов.
В порту огромное внимание уделялось жилищному строительству. Выросли десятки
деревянных благоустроенных домов на улице Павла Усова, Левом берегу, в Затоне,
Исакогорке, в поселке 2-го лесозавода. Ремонтно-строительным пунктом, который
строил эти дома, около сорока лет руководил участник Великой Отечественной войны
Георгий Иванович Бызов.
Наши речники постоянно занимались спортом: хоккеем с мячом, греблей, тяжелой и
легкой атлетикой, лыжами, волейболом. Они всегда были участниками спартакиад
Министерства речного флота. Так, в 1964 году команда речников Севера заняла
третье место из 21 пароходства МРФ. А в состязаниях по гребле и бросанию лёгости
наши спортсмены были первыми.
Алексей Налеухин, капитан-механик порта, был 10-кратным чемпионом по гребле МРФ
и Архангельской области. Не было равных в Архангельской области Владимиру
Молчанову - мастеру по гиревому спорту.
Связь
поколений
История порта интересная и богатая. Подробно она представлена в музее, который
стал своего рода памятником всем ветеранам войны и труда.
Музею речного флота 30 лет. За эти годы его посетило около 40 тысяч человек, так
что он с честью выполняет свою главную задачу патриотического и нравственного
воспитания новых поколений, профориентации школьников. Здесь они узнают много
славных имен речников.
Труд архангельских портовиков многократно отмечался почетными грамотами МРФ,
области и города. Коллектив гордится династиями, например, Барачевских,
Заверниных, Налеухиных, Трубиных, Москвиных, Марковых.
К 75-летию предприятия увековечены в названиях судов имена начальника порта
Бориса Федоровича Чекарева, его заместителя Василия Александровича Кабакова,
капитана-наставника Германа Георгиевича Трубина, начальника службы Вячеслава
Ивановича Бондаря, начальника пассажирского райуправления Петра Ивановича
Завернина.
Впервые в истории команды по хоккею с мячом "Водник", которой в этом году
исполнилось 80 лет, именем прославленного игрока, работавшего капитаном-
механиком, Леонида Филипповича Маркова названо лучшее в пассажирском
райуправлении судно.
Подготовкой и повышением квалификации кадров занимался учебный комбинат, который
учащиеся любовно называли "академией Москвина". Дело в том, что П.М. Москвин
руководил комбинатом 45 лет. За этот период подготовлено более 15 тысяч
специалистов: капитанов-механиков, мотористов-рулевых, крановщиков, дизелистов,
кочегаров, шкиперов и так далее. В числе лучших преподавателей учебного
комбината В.В. Бугрей, В.М. Комар, Н.П. Марков, В.А. Курочкин, А.М. Гришечкина и
другие.
Коллектив Архречпорта продолжает трудовые традиции. Прекрасно работают капитаны-
механики судов В.Н. Шестаков, Ю.В. Венедиктов, крановщики портальных и плавучих
кранов П.П. Скулябин, Н.В. Мартюшов, командир земснаряда А.И. Слудный, командир
гидроперегружателя С.А. Гунин, ремонтники мастерской В.С. Бабич, Ю.Л. Верещагин,
инженерно-технические работники управления Л.А. Чецкая, сестры Антонина Бабич и
Валентина Мелешко, В.А.Короткова и многие другие.
Накануне 85-летнего юбилея мне хочется особенно поблагодарить ветеранов речного
порта, удивительных, мужественных, честных людей, которые отдавали порту не
только силы, но и душу. Сегодня у нас трудятся уже их дети и внуки. А всем
речникам порта желаю успехов в труде, счастья, крепкого здоровья.
Полиект МОСКВИН,
ветеран речного порта, директор музея речного флота.
На снимках: стенд, посвященный ричникам - фронтовикам, в музее речного флота; у
соломбальской пристани теплоход местной пассажирской линии.
|