Волна
18 апреля 2006 (14)
Игорь Чесноков
Тралфлот: сквозь шторма
Успешно продолжают выгребать против течения финансовых неурядиц рыбаки
Архангельского тралового флота. Об этом свидетельствуют основные итоги работы в
минувшем году, с которыми на пресс-конференции ознакомил СМИ генеральный
директор ОАО Юрий Никулин.
Показатели растут
Характерно, что все показатели отражают рост, и не только абсолютный. Например,
при увеличении вылова по сравнению с предыдущим годом на 3,8 процента
производство товарной продукции увеличилось на 8,2 процента. При этом на
собственном рыбоперерабатывающем заводе это производство увеличилось в 2,8 раза.
На четверть увеличились поставки товарной продукции в Россию. Из 77 696 тонн
выработанной продукции в нашу страну поставлено 67 135 тонн. Притом, через порт
Архангельск продукции прошло в 3,5 раза больше, чем в 2004 году. А выручка от
реализации продукции составила почти два миллиарда рублей, увеличившись
практически на треть в сравнении с 2004 годом. Цифра же валовой прибыли
составила 126,1 миллиона рублей. Это позволило почти наполовину увеличить
среднемесячную зарплату на предприятии, которая составила в прошлом году 12 360
рублей.
Как мы знаем, с февраля 2005 года предприятие, 100 процентов акций которого
являются федеральной собственностью, находится на стадии финансового
оздоровления. Оно строго выполняет график погашения мораторной задолженности: по
ней выплачено в том году 120 миллионов рублей. На такую же сумму снижена и
кредиторская задолженность.
Единственный из основных показателей, не достигший 100 процентов - это
выделенные квоты. Они освоены всего на 80,7 процента. Среди причин Юрий Никулин
назвал невыгодность для тралфлота ловить сайку, а также нецелесообразность
ловить путассу только в выделенных районах.
Промысел сайки для АТФ экономически невыгоден, ибо ее себестоимость обходится
выше рыночной цены. Сложилось же так по той причине, что облавливающие эту рыбу
суда мурманчан прошли модернизацию, и в итоге при тех же затратах
производительность выпуска продукции у них вдвое выше.
На путассу квота недоосвоена на 9 тысяч тонн оттого, что суда АТФ выловили 12
тысяч тонн этой рыбы в неквотируемых районах, что было для них удобнее.
Часть рыбопродукции Архтралфлоту приходится продавать за границей, поскольку она
там почти вдвое дороже, чем в России. И в этом, как пояснил генеральный
директор, - единственный выход для выживания предприятия и накопления средств
для той же модернизации давно устаревших судов. Ибо низкая экономическая
эффективность работы - одна из важнейших нынешних проблем АТФ.
"Мавританизация" траулеров: конец близок
- История с тремя самыми крупными и современными кораблями АТФ, которые были
отчуждены у тралфлота и работали в Мавритании, похоже, подходит к концу, -
сообщил Юрий Никулин.
Предприятие прошло в этой африканской республике через все возможные суды,
однако безуспешно. Тогда, улучив момент, когда все три судна оказались в водах
иной страны, Архтралфлот добился их ареста. "Капитан Кононов" был арестован в
испанском ЛасПальмасе, а "Тралмейстер Могутов" и "Юозас Алексонис" задержаны
также испанскими властями близ Севильи. Были попытки признать арест незаконным.
В ЛасПальмасе суд вынес именно такое решение. АТФ удалось задержать "Капитана
Кононова" по другому признаку: по государственному флагу, под которым должен он
плавать. Поскольку все судовые документы о технической регистрации траулера
оказались на русском языке, вопрос был поставлен прямо: имеет ли это судно право
плавать под мавританским флагом? Ответ был очевиден: не имеет.
Юрий Никулин считает, что судьба всех трех траулеров будет в конце концов решена
в пользу АТФ. Тем более, что положительному ее решению помог и случай.
Правительство Мавритании обратилось к Премьерминистру Фрадкову с просьбой
поддержать эту республику в МВФ в проблеме со списанием ее долгов. В этой
организации Россия при решении дел имеет право вето. Ответ был дан через
министра иностранных дел Лаврова: Мы поддержим просьбу о списании долгов, но
только при условии возврата трех российских траулеров законному владельцу. Сразу
же после этого генеральный прокурор Мавритании потребовал отменить все
предыдущие решения мавританских судов по этому делу.
С норвежцами делить нам нечего
Об истории с другим арестом также рассказал Юрий Никулин на встрече с
журналистами. Мы уже писали о том, что суд Тромсе оправдал капитана траулера АТФ
"Капитан Горбачев". Судно было задержано вместе с мурманским транспортом
"Дмитрий Покрамович" во время перегрузки рыбопродукции у острова Медвежий в
Баренцевом море по обвинению в том, что российские капитаны не уведомили
норвежские власти о начале грузовых работ близ острова. Российские же правила
запрещали на тот момент делать это, и норвежский суд первой инстанции признал
правомерность действий обоих капитанов.
- Судом был принят наш довод о том, что капитан траулера строго руководствовался
документами РФ и как представитель АТФ, и как гражданин, - рассказал Юрий
Павлович. - А в том, что оказались неурегулированными в этом районе
межгосударственные отношения России и Норвегии, нашей вины быть не может.
Отметили мы на суде и то обстоятельство, что остров Медвежий никогда не был
островом раздоров между нами и нашими северными соседями. А напротив, исстари
там зимовали бок о бок поморы и норвежские промысловики, помогая друг другу при
необходимости. И сейчас нам с норвежцами делить нечего: море общее, и мы, так же
как и они, болеем за сохранение в нем биоресурсов.
- И вообще, суда Архангельского тралового флота в течение последних десяти лет
не имели никаких замечаний по ведению промысла в норвежской зоне, - продолжал
Юрий Никулин. - Многие наши капитаны имеют сертификаты на право безлоцманского
захода в ряд портов Норвегии. Это свидетельствует не только об их высокой
квалификации, но и о доверии к нам норвежских морских властей.
|