Волна
3 апреля 2007 (24)
Игорь Николаев
Жив Мезенский порт
135-летие морского торгового порта отметили в Мезени
Начальник порта Владимир Сычев работает на этом предприятии уже три десятка лет
и хорошо знает его историю. Он рассказал, что лучшие времена здесь видали в 60-
70-е годы минувшего столетия, когда наблюдался максимум производства
пиломатериалов на местном лесозаводе, а, стало быть, и самые большие были объемы
грузоперевозок.
Порт на Мезени возник 135 лет назад одновременно с началом лесопиления в районе.
В 1872 году пустил свой лесозавод заводчик Русанов, имевший несколько
лесопильных производств по всей Архангельской губернии. Несколькими годами
позднее начали пилить лес на своем лесозаводе в поселке Каменка и братья
Ружниковы.
А пути пароходам искала экспедиция в устьях Печоры, Мезени и Онеги, которая
работала на Белом море под руководством инженера Надпорожного с 1869 по 1872
годы. В Мезень с той поры начали приходить иностранные пароходы с грузом муки,
тканей и иного ширпотреба, а загружали в свои трюмы помимо лесопродукции также
северные меха и рыбу.
В конце 19 века к лесным экспортным перевозкам из Мезени подключились и суда
организованного к тому времени товарищества Архангельско-Мурманского срочного
пароходства.
В советское время вместо двух упраздненных "капиталистических" лесозаводов был
построен один, N47. В 60-е - 70-е годы прошлого века лес поставляли заводу
лесозаготовители Лешуконья - до 400 тысяч кубометров кругляка в год. Около
полусотни лесовозов посещали Мезень за время навигации, не считая десятков
других судов.
Но в годы перестройки лесозавод захирел, практически прекратился и экспорт леса.
Однако морской торговый порт на Мезени жив. Наверное, потому что он изначально
был ориентирован не только на лес. В его функции входила лоцманская проводка
всех входивших в Мезень и выходивших из нее судов, обеспечение буксирами,
перегрузка доставленных морем грузов на другие суда и доставка их к местам
назначения. Эти же задачи выполняет и сейчас Мезенский морской торговый порт,
акционерное общество со стопроцентным владением акций государством.
Владимир Сычев рассказал, что весь северный завоз и, прежде всего, топливо для
Мезенского, Лешуконского районов и некоторых прибрежных населенных пунктов НАО
идет по-прежнему через этот порт. Жидкое топливо портовики перегружают в свой
небольшой танкер и развозят по портопунктам Несь, Ома, Пеша, Индига, Бугрино, а
уголь и иные грузы переваливают с приходящих судов в собственные баржи и
доставляют в населенные пункты своего района и Лешуконья. Жидкое топливо туда же
развозят нефтеналивными баржами. Навигация длится обычно с начала мая по конец
октября.
Конечно, нынешние объемы грузопереработки скромны по сравнению с прежними. Если
в 1978 году, например, порт переработал 178 тысяч тонн грузов, то в минувшем -
всего 27 тысяч. Численность персонала с 430 работающих сократилась до 74. Сейчас
в "арсенале" портовиков Мезени четыре буксира, танкер, самоходный плашкоут,
шесть барж и два плавкрана. Большой прибыли предприятие не имеет, однако и в
убыточных не числится и налоги платит исправно. Средняя зарплата работников - 8
тысяч рублей.
Есть ли у порта перспективы? По мнению Владимира Николаевича, поскольку северные
районы не развиваются, то и перспектив пока не просматривается. Оживление в
деятельности порта в ближайшее время может наступить лишь в случае осуществления
двух проектов. Первый - это возможное строительство в Лешуконье уже в нынешнем
году комплекса по переработке древесины, который станет производить экспортный
пилолес ориентировочно уже в 2008 году. А отгружать его будут через Мезенский
порт.
Второй проект - Мезенская приливная электростанция. Если будет принято решение о
его осуществлении, то огромное количество грузов для сооружения ПЭС пойдет опять
же через Мезенский порт.
|