Пресса Архангельской области
 


Волна
3 апреля 2007 (24)
Игорь Николаев

Жив Мезенский порт

135-летие морского торгового порта отметили в Мезени

Начальник порта Владимир Сычев работает на этом предприятии уже три десятка лет и хорошо знает его историю. Он рассказал, что лучшие времена здесь видали в 60- 70-е годы минувшего столетия, когда наблюдался максимум производства пиломатериалов на местном лесозаводе, а, стало быть, и самые большие были объемы грузоперевозок.

Порт на Мезени возник 135 лет назад одновременно с началом лесопиления в районе. В 1872 году пустил свой лесозавод заводчик Русанов, имевший несколько лесопильных производств по всей Архангельской губернии. Несколькими годами позднее начали пилить лес на своем лесозаводе в поселке Каменка и братья Ружниковы.

А пути пароходам искала экспедиция в устьях Печоры, Мезени и Онеги, которая работала на Белом море под руководством инженера Надпорожного с 1869 по 1872 годы. В Мезень с той поры начали приходить иностранные пароходы с грузом муки, тканей и иного ширпотреба, а загружали в свои трюмы помимо лесопродукции также северные меха и рыбу.

В конце 19 века к лесным экспортным перевозкам из Мезени подключились и суда организованного к тому времени товарищества Архангельско-Мурманского срочного пароходства.

В советское время вместо двух упраздненных "капиталистических" лесозаводов был построен один, N47. В 60-е - 70-е годы прошлого века лес поставляли заводу лесозаготовители Лешуконья - до 400 тысяч кубометров кругляка в год. Около полусотни лесовозов посещали Мезень за время навигации, не считая десятков других судов.

Но в годы перестройки лесозавод захирел, практически прекратился и экспорт леса.

Однако морской торговый порт на Мезени жив. Наверное, потому что он изначально был ориентирован не только на лес. В его функции входила лоцманская проводка всех входивших в Мезень и выходивших из нее судов, обеспечение буксирами, перегрузка доставленных морем грузов на другие суда и доставка их к местам назначения. Эти же задачи выполняет и сейчас Мезенский морской торговый порт, акционерное общество со стопроцентным владением акций государством.

Владимир Сычев рассказал, что весь северный завоз и, прежде всего, топливо для Мезенского, Лешуконского районов и некоторых прибрежных населенных пунктов НАО идет по-прежнему через этот порт. Жидкое топливо портовики перегружают в свой небольшой танкер и развозят по портопунктам Несь, Ома, Пеша, Индига, Бугрино, а уголь и иные грузы переваливают с приходящих судов в собственные баржи и доставляют в населенные пункты своего района и Лешуконья. Жидкое топливо туда же развозят нефтеналивными баржами. Навигация длится обычно с начала мая по конец октября.

Конечно, нынешние объемы грузопереработки скромны по сравнению с прежними. Если в 1978 году, например, порт переработал 178 тысяч тонн грузов, то в минувшем - всего 27 тысяч. Численность персонала с 430 работающих сократилась до 74. Сейчас в "арсенале" портовиков Мезени четыре буксира, танкер, самоходный плашкоут, шесть барж и два плавкрана. Большой прибыли предприятие не имеет, однако и в убыточных не числится и налоги платит исправно. Средняя зарплата работников - 8 тысяч рублей.

Есть ли у порта перспективы? По мнению Владимира Николаевича, поскольку северные районы не развиваются, то и перспектив пока не просматривается. Оживление в деятельности порта в ближайшее время может наступить лишь в случае осуществления двух проектов. Первый - это возможное строительство в Лешуконье уже в нынешнем году комплекса по переработке древесины, который станет производить экспортный пилолес ориентировочно уже в 2008 году. А отгружать его будут через Мезенский порт.

Второй проект - Мезенская приливная электростанция. Если будет принято решение о его осуществлении, то огромное количество грузов для сооружения ПЭС пойдет опять же через Мезенский порт.



Волна:
Свежий номер
Архив номеров
Об издании
Контакты
Реклама



Издания Архангельской области:

Правда Северо-Запада
МК в Архангельске




Авангард
АиФ в Архангельске
Архангельск
Архангельская лесная газета
Архангельская субботняя газета
Архангельский епархиальный вестник
Бизнес-класс
Бумажник
Важский край
Ваш личный доктор
Ведомости Поморья
Вельск-инфо
Вельские вести
Вести Архангельской области
Вестник космодрома
Вечерний Котлас
Вечерняя Урдома
Вилегодская газета
Витрина 42х40
Волна
Выбор народа
Горожанин
Голос рабочего
Графоман
Губернский лабиринт
Двина (лит. жур.)
Двиноважье
Двинская правда
Добрый вечер, Архангельск!
Единый Мир
Жизнь за всю неделю
Заря
Звезда
Звездочка
Земляки
Знамя
Знамя труда
Известия НАО
Инфопроспект
Каргополье
Коношские ведомости
Коношский курьер
Корабел
Коряжемский муниципальный вестник
Котласский бумажник
Красноборская газета
Курьер Беломорья
Лесной регион
Лесные новости
Ломоносовец
Маяк
Медик Севера
Мирный град
МК-Север
Моряк Севера
Моряна
Наш темп
Независимый взгляд
Новодвинский рабочий
Нэрм Юн
Онега
Пинежье
Плесецкие новости
Полезная газета Cевера
Поморский курьер
Правда Севера
Пульс города
Российская Газета
Рыбак Севера
Рубежъ
Север
Северный комсомолец
Северная корреспонденция
Северная магистраль
Северная широта
Северный рабочий
СМ. вестник
Смольный Буян
Троицкий проспект
Трудовая Коряжма
У Белого моря
Устьянский край
Устьянские Вести
Холмогорская жизнь
Частная Газета
Новый Архангельск
Защита прав граждан
Вельская неделя