Пресса Архангельской области
Птица счастья
Птица счастья


Версия для распечатки  
Обсудить статью в форуме (0)  
  

Звезда
9 июня 2006 (23)
С. Михеев.

Навигация из космоса

Почва плавно уходила куда-то в сторону. Голова закружилась. Пока прислушивался к своему организму - ожил эфир: экипаж парома запрашивал у берега разрешения "пробежаться" по реке, опробовать механизмы судна. За разговорами я и забыл, что нахожусь на судне, что под днищем больше метра воды. А инженеры Мезенского района водных путей В.В.Патраков и Н.В.Неспанов словно и не заметили плавной, но продолжительной боковой качки. Для них это дело привычное.

Когда-то для составления лоцманских карт бассейнов рек Мезень и Вашка, а также для обеспечения работы земснарядов существовала русловая партия. Весь коллектив состоял из 14 человек. На вооружении находились самоходные суда и брандвахта, на которой имелись жилые помещения, кухня, бытовые комнаты и даже банька. Кроме оторванности от дома, никаких других неудобств экипаж не испытывал.

Сегодня в русловой партии всего лишь 5 человек. А об условиях, которые тогда были созданы для работников, они могут только мечтать. В их распоряжении два катера, один из которых - Путейский-71 - и служит базой, каковой раньше была брандвахта. Здесь работники отдыхают, питаются и работают, благо новое оборудование не очень громоздкое. Компьютер занял место в тумбочке стола, монитор приобрели жидкокристаллический, он компактный, принтер также не загромождает каюту. Энергоустановку на 1,5 кВт. разместили в корме судна и звук её работы в каюте не слышен. К тому же работает она очень тихо.

Осваивать новое оборудование оба инженера ездили в Котлас. Правда, постигать науку пришлось за столом в кабинетной тиши. В реальных условиях, то есть на реке, начали работать этой весной на Мезени. На Путейском -230 установили сонар, GPS-глобальную систему позиционирования и превратили его в промерный катер. Сонар с помощью импульса определяет глубину. В это же время промерный комплекс дает сигнал на спутник и определяет местонахождение судна. Все данные, а кроме названных еще и температура воды, скорость судна, направление движения, записываются на "флэшку". А с магнитного носителя информация попадает в компьютер. Здесь с помощью специальной программы данные обрабатываются. В итоге получается карта с нанесенными на ней глубинами, местоположением, судовым ходом, створами, буями и вехами. Ни одно судно не имеет права выйти в рейс без такой лоцманской карты.

- Самая большая проблема для нас - обработка материала,-рассказывает Владимир Валентинович. - Программа еще сырая, приходится многое делать вручную. Конечно, это не то, что раньше, когда всю карту приходилось рисовать вручную. Но работы тоже с ней много, к вечеру устают руки, глаза. Но, как говорят, не Боги горшки обжигают. Зато очень быстро ведется промер глубин. За весну мы уже произвели промер глубин на всех лимитирующих перекатах от Козьмогородского до Погорельца и от Березника до Лешуконского.

- Раньше съемку русла,- присоединился к разговору капитан-механик Путейского А.М.Якушкин, - вели с помощью лазерного дальномера. Он достался предприятию от военных. Дальномер давал нам угол и расстояние. Кстати, дальность луча доходила до 10 километров. Прослужил он в предприятии 12 лет, но поломался. Запчасти оказались за границей, их производит Украина, восстановить лазерный дальномер не удалось. В последние годы угол определяли двумя теодолитами, снимали небольшими участками, что, естественно, затрудняло работу.

Спрашиваю у Н.В.Неспанова, как впятером успевают со всеми делами управляться. Отвечает, что капитан и матрос одновременно работают на двух Путейских. Базовый катер ставят к берегу, капитан вместе с кем-нибудь из инженеров переходят на Путейский- 230, и начинают ходить галсами от правого берега к левому, производя промеры.

Этой весной паводок был маловодным, в результате часть путейских судов долго не могла "пощупать" холодной весенней водицы. Зато Путейский-71, срок выхода в рейс у которого еще не подошел, уже качался на речной волне. Потому и пришлось экипажу выполнять задачи путейцев. Он выставил береговую и плавучую обстановку от Лешуконского до Устькымы, а потом и снял её, а затем снял обстановку от Русомы до Лешуконского.

Во время своих изысканий русловики, по просьбе путейцев, выполняют промеры и для них. На перекате Пустынский, например, обнаружили, что судовой ход совершенно изменился. Путейцы получили в свое распоряжение план-схему, а по ней легче работать.

От работников русловой партии удалось узнать, что карты они составляют от нулевого километра, а нулевой километр находится в пяти километрах от Каменки, если двигаться вверх по Мезени.

За сезон бригаде из пяти человек предстоит снять все лимитирующие перекаты, внести поправки и сделать карту в пяти экземплярах, в том числе и для гидрографического института.

Планируют работники русловой партии этой зимой улучшить условия для работы и быта. На компьютере есть уже и план реконструкции судна. Правда, дело это не простое. Для проведения перестройки судна требуется масса согласований вплоть до завода-изготовителя. Но русловики надеются, что им удастся все преодолеть.



Звезда:
Свежий номер
Архив номеров
Об издании
Контакты
Реклама



Издания Архангельской области:


Авангард
Архангельск
Архангельская лесная газета
Архангельская субботняя газета
Архангельский епархиальный вестник
Бизнес-класс
Бумажник
Важский край
Ваш личный доктор
Ведомости Поморья
Вельск-инфо
Вельские вести
Вести Архангельской области
Вестник космодрома
Вечерний Котлас
Вечерняя Урдома
Вилегодская газета
Витрина 42х40
Волна
Выбор народа
Горожанин
Голос рабочего
Губернский лабиринт
Двина (лит. жур.)
Двиноважье
Двинская правда
Добрый вечер, Архангельск!
Единый Мир
Заря
Звезда
Звездочка
Земляки
Знамя
Знамя труда
Известия НАО
Инфопроспект
Каргополье
Коношские ведомости
Коношский курьер
Корабел
Коряжемский муниципальный вестник
Котласский бумажник
Красноборская газета
Курьер Беломорья
Лесные новости
Ломоносовец
Маяк
Медик Севера
Мирный град
МК в Архангельске
МК-Север
Моряк Севера
Моряна
Нарьяна вындер
Наш темп
Независимый взгляд
Новодвинский рабочий
Нэрм Юн
Онега
Пинежье
Плесецкие новости
Полезная газета Cевера
Поморский курьер
Правда Севера
Правда Северо-Запада
Пульс города
Рыбак Севера
Рубежъ
Север
Северный комсомолец
Северная корреспонденция
Северная магистраль
Северная широта
Северный рабочий
СМ. вестник
Смольный Буян
Троицкий проспект
Трудовая Коряжма
У Белого моря
Устьянский край
Устьянские Вести
Холмогорская жизнь
Частная Газета
Графоман