|
Северный комсомолец
28 октября 2005 (11)
Олег ГРИГОРАШ
Секретная "тройка" ЕНВД
Комиссия горсовета ставит под удар весь малый бизнес Архангельска
26 октября сессия городского Совета все-таки вняла голосу разума и отправила
"сырой" проект решения по изменению налогообложения на доработку. Не последнюю
роль в этом сыграли и обращение депутатов областного Собрания к коллегам в
горсовете, и "черная" пиар-акция рекламщиков, завесивших на сутки центр
Архангельска похоронными крестами, и многочисленные публикации в СМИ вкупе с
теле- и радиоэфирами.
Верится с трудом, но факт: впервые за многие годы малый бизнес сумел
сорганизоваться и отбить удар. Впервые предприниматели (те же рекламщики, жестко
конкурирующие на тощем рекламном рынке Архангельска) смогли подняться над
узкокорпоративными интересами и взглянуть на проблему чуть шире. И впервые
депутаты горсовета, наверное, осознали, что их избиратели - не послушная
биомасса, а вполне конкретные люди со своими интересами, которые требуется
защищать. Если понадобится, то и через конфликт с мэрией. Впервые экономика
публично продиктовала свои правила игры политике.
Суть в том, что с 1-го января будущего года в областном центре может кардинально
измениться вся система налогообложения в виде Единого налога на вмененный доход
(ЕНВД). Помните, сколько копий ломалось на областном уровне по поводу введения
этого налога и коэффициентов к нему. Несколько раз законопроект рассматривали
сессии областного Собрания, долгие месяцы корректирующие коэффициенты интенсивно
изучала рабочая группа, регулярно проходили встречи с предпринимателями,
обладминистрация и депутаты перелопатили сотни страниц документов, прежде чем
пришли к единому, пусть и компромиссному, решению.
Помнится, в начале года один из оппонентов "вмененки", областной депутат Дмитрий
Таскаев, заявлял: "То, что произошло с ЕНВД, породило единую налоговую
революцию. Областная администрация не прислушалась к мнению предпринимателей, и
это вызвало налоговый взрыв". Теперь на те же налоговые грабли наступает и
местная власть.
Согласно федеральному законодательству, с 1-го января 2006-го года ЕНВД на
территории муниципальных образований регулирует местная власть. В 2005 году в
нашей области это делало областное Собрание депутатов, а с 1-го числа будущего
года этот вопрос - в компетенции муниципальных органов власти.
Формально в Архангельске новую систему налогообложения и корректирующие
коэффициенты поручено разработать департаменту экономики мэрии и г-ну Леонтьеву,
но фактически за разработку проекта решения взялась небольшая группа депутатов
горсовета, в которую вошли В. Сырова, С. Моисеев и Б. Климов. Мэрия города
подчеркнуто отошла в сторону: как решат депутаты, так и будет.
Спецкомиссия работала в режиме повышенной секретности: в ее состав не попали ни
прочие депутаты-специалисты, ни представители предприятий малого бизнеса
(которым через три месяца работать по новому закону), ни городская
общественность. Их мнение членов комиссии как-то не заинтересовало.
Как вообще-то готовятся налоговые поправки? Специалисты запрашивают необходимые
данные у предприятий и организаций, проводят собственный мониторинг, поднимают
большой массив статистики, встречаются с теми, кого непосредственно коснутся
изменения в налогообложении, оценивают плюсы и минусы новых методик и только
после этого выносят свои рекомендации. Так работает, например, областной
департамент экономики.
Здесь же - полное молчание и абсолютная келейность, как будто дело касается
только бизнеса уважаемой депутатской тройки. Конечно, депутаты-предприниматели,
владеющие торговыми сетями, смогли рассчитать безубыточные коэффициенты для
своих магазинов. Но изменения-то затронут тысячи предпринимателей города,
поскольку ЕНВД применяется во многих сферах: оказании бытовых и ветеринарных
услуг, услуг по ремонту, техобслуживанию и мойке автомобилей, на
автотранспортных перевозках, в мелкой розничной торговле, общепите и т. п. В
одном Архангельске проживает почти половина всех частных предпринимателей
Архангельской области. Много ли среди них наберется владельцев крупных торговых
сетей и предприятий, которых единый налог не беспокоит по определению, поскольку
ими же самими он и рассчитывался?
Спрашивал ли кто-нибудь обувщиков с Поморской, продавцов у "Диеты" или
парикмахеров на Тимме: вы согласны с тем, что ваш бизнес высокодоходен, и к нему
надо применять повышающие коэффициенты? А ведь так по новому закону и случится.
Грузоперевозки вообще могут стать попросту нерентабельными; ветеринарам придется
отказывать малоимущим посетителям. На тех же городских рынках - тысячи мелких
продавцов, арендующих несколько квадратных метров. Им-то куда деваться при новых
ставках налога? Опять идти на биржу труда?
Специалисты подчеркивают, что сегодня судить о том, насколько правильно или
неправильно подобраны коэффициенты К2 для тех или иных видов деятельности,
попросту невозможно. Никто не анализировал финансовые показатели множества
частных предпринимателей, а любимая российская оценка "пол-потолок" в данном
случае ударяет по карману десятков тысяч горожан, что, в конечном счете, вряд ли
положительно скажется на местном бюджете. Ведь основной источник его доходов -
налог на доходы с физических лиц, а если на бизнес больно нажимают сверху, то он
автоматически уходит на дно, в область черного нала и "оптимизации"
налогообложения. Переложить всю тяжесть городских налогов с крупных торговых
точек на мелких частников - таков, по общему мнению, замысел авторов "налоговой
революции". При этом здравый смысл и бюджетная целесообразность вообще отдыхают:
"вмененка" приносит в городской бюджет лишь полтора процента доходов, ведь
главный источник поступлений - налоги физических лиц, и это факт.
Удивительно, но депутаты Сырова, Климов и Моисеев до тех пор, как обзавелись
крупнейшими в области торговыми сетями, сами были такими же малыми
предпринимателями. Неужели прежние "выкрутасы" госрегулирования их ничему не
научили?
| |