Пресса Архангельской области
 



Северный комсомолец
28 октября 2005 (11)
Ольга ТРЕТЬЯКОВА

Убил - свободен!

Убийцу выпустили на свободу без суда... по решению следователей. Он пошел и убил другого односельчанина...

Почти два года супруги Макаровы из Няндомского района добиваются наказания убийцы своего сына Андрея. О том, кто его убил, знают не только все жители Шалакуши, это известно и следователям няндомской прокуратуры. Но судя по тому, что виновный, являясь обычным деревенским алкоголиком, не имеет никакого отношения к сильным мира сего, в прокуратуре не то чтобы не хотят, а скорее не могут его "привлечь" в силу своей профессиональной посредственности. Ну нет в наших правоохранительных органах ни шерлоков холмсов, ни пинкертонов, ни комиссаров мегрэ...

"В голове был какой-то бардак"

История убийства банальна, как вся наша жизнь, особенно в российской глубинке. Четвертого февраля прошлого года Андрей Макаров праздновал день рождения в доме на окраине Няндомы - в квартире, которую снимал вместе с земляками из Шалакуши. Слово за слово - между ним и Сергеем Бушмановым случилась потасовка. Третий приятель Антропьев их успокоил, усадил за стол, но Бушманов, изображая криминального авторитета, пригрозил: все равно зарежу, мол, когда спать будет, я судимый, меня бить нельзя!

Обещание он выполнил, только не зарезал, а зарубил топором. Утащил труп через дорогу, на старое няндомское кладбище, позже откопал его из-под снега, разрубил на части и разбросал между могилами. Одежду и тряпки, которыми мыл пол, сжег в печке.

Спустя неделю родные Макарова забеспокоились и заявили об его исчезновении. На Бушманова милиция "вышла" в тот же день. Он начал вилять, пытаясь направить следствие по ложному пути: Андрей, дескать, собрал вещи и уехал куда-то с двумя парнями в темных куртках на темной машине. Потом пытался свалить все на Антропьева... Потом признался: да, после того, как Макаров ударил меня ножом в живот (удар пришелся в "молнию" куртки, поэтому телесных повреждений нет), я схватил лежавший у печки топор и ударил. Сколько раз - не помню.

Позже Бушманов скажет, что у него "в голове был какой-то бардак", "было непонятное состояние", признается, что лечился в наркологии, что у него была когда-то травма головы во время аварии, после которой он бегал по поселку и совершал неоправданные поступки. В справке из милиции будут отмечены алкогольные психозы и склонность к агрессии. Но следователям даже не придет в голову мысль о судебно-психиатрической экспертизе... Мало того, через день после явки с повинной, как будто в награду за признание, убийцу выпустили из-под стражи. И даже не "на подписку о невыезде", а просто на свободу.

Награда за признание

Под подпиской о невыезде Бушманов будет всего десять дней, когда у следствия вдруг - после вмешательства областной прокуратуры - появятся основания подозревать его в убийстве, совершенном при превышении пределов необходимой обороны. Впрочем, больше ни одного упоминания о "превышении" в материалах дела нет. Убийцу просто отпустят на все четыре стороны, написав в постановлении о прекращении уголовного дела, возбужденного по статье "умышленное убийство": установлено, что Бушманов действовал в рамках необходимой обороны, а это исключает возможность привлечения его к уголовной ответственности.

Пойдя на поводу у преступника, не сумев доказать его умысел на убийство, следователь няндомской прокуратуры М.В. Опякин сочиняет: Макаров мог нанести Бушманову удар ножом в область живота, и эти действия представляли собой общественно опасное посягательство, угрожающее жизни и здоровью оборонявшегося. И еще: способ защиты, выбранный Бушмановым, соответствовал характеру и опасности посягательства.

Об ударе ножом в "молнию" куртки, даже не причинившем телесных повреждений, известно только со слов Бушманова. Допустим (как и следователь, который, впрочем, не имеет права ничего предполагать), что удар был. Но разве адекватен такой "способ защиты" - зарубить человека топором, расчленить труп и разбросать по кладбищу? Убийца объяснил свое поведение так: боялся, что мне, как ранее судимому, не поверят, вот и заметал следы. Напрасно боялся - в прокуратуре ему поверили. В то же время суд наверняка вынес бы приговор по крайней мере за превышение пределов необходимой обороны.

Однако до суда дело не дошло, поскольку его функцию взяли на себя районные следователи. Макаровы и сестра Андрея Галина Лукина начали писать в область и в Генеральную прокуратуру, умоляя наказать убийцу. Но получали - и получают до сих пор - формальные отписки. Прокуратура и сама ушла в глухую оборону: напортачив с самого начала, она, как обычно, защищает теперь честь мундира.

Формальные отписки

Летом прошлого года постановление следователя Опякина отменил заместитель прокурора области А. М. Крошеницын, указав няндомским коллегам на массу недоработок и приказав провести ряд очных ставок и назначить трассологическую экспертизу куртки Бушманова на предмет следов от удара ножом. А также проверить причастность к убийству Антропьева, от которого об убийстве узнала вся деревня: он приехал туда пьяный, со следами крови на шарфе, с окровавленным ножом и с сообщением о том, что Андрея Макарова зарезали.

Но в органах прокуратуры, оказывается, совсем плохо с дисциплиной: ни одного указания первого заместителя прокурора области няндомские следователи не выполнили, за исключением очных ставок. "Они даже очные ставки проводят шиворот-навыворот, - сказал мне няндомский адвокат Николай Андреевич Рудык. - Сначала задают вопросы не свидетелям, изобличающим виновного в тех или иных действиях, а ему самому. Свидетели с испугу со всем и соглашаются..." Антропьев, например, угодливо показал, что зачинщиком скандала был Макаров, хотя когда Бушманов был задержан, он говорил, что драку затеял именно он, а не Андрей.

После этих формальных следственных действий следователь М. В. Опякин открыл в компьютере предыдущее постановление о прекращении уголовного дела, исправил дату "11 мая" на "31 августа" и - еще одно постановление готово! Я специально сличала два документа - слово в слово...

Второе постановление отменил заместитель прокурора Няндомского района М. Л. Громцев: надо же все-таки выполнить указания архангельского начальства. Он снова пытается заставить следователей провести трассологическую экспертизу куртки Бушманова, проверить причастность Антропьева... Ни куртки, ни одежды Антропьева, ни мужчины по имени Володя (на которого ссылался Антропьев, обеспечивая себе алиби), конечно, не нашли. И очередной молодой специалист - между прочим, потомственный работник прокуратуры - В. В. Цыварев (а всего по делу было четыре следователя) - в очередной раз прекращает дело. Его выводы: дополнительные следственные действия (это когда ничего и никого не нашли) не опровергли показаний Бушманова, чьи действия не вышли за пределы необходимой обороны. Но ведь никто Бушманова в превышении этих пределов и не обвинял!

Похоже, что молодые следователи гордятся своими дипломами о высшем юридическом образовании напрасно. Их знаний пока хватает только на то, как бы не сказать ничего лишнего корреспонденту и поручить работнику канцелярии тщательно переписать данные редакционного удостоверения. А законного представителя потерпевшего Галину Лукину встречают в районной прокуратуре словами: "Как вы нам уже надоели!", "Да отступитесь вы от этого Бушманова, его и так уже Бог покарал. Ему сейчас лет семь впаяют, а с учетом вашего дела - все десять!"

Пока следователи в своих одинаковых, как под копирку, постановлениях о прекращении дела разъясняли Бушманову его права на реабилитацию и возмещение вреда в связи с уголовным преследованием... он убил еще одного односельчанина. Постучал в дверь, тот открыл. Бушманов пырнул его ножом и ушел. Так что правом на реабилитацию неоднократно судимый за злостное хулиганство, нанесение тяжких телесных повреждений Бушманов воспользоваться не успел - на этот раз его "посадили", дело передано в суд. Однако обещать "все десять" с учетом дела, которого формально нет (но о котором все знают!) - верх не только юридической безграмотности, но и цинизма. И это уже превышение пределов обороны прокуратуры от потерпевших.

Няндома - Архангельск



Северный комсомолец:
Свежий номер
Архив номеров
Об издании
Контакты
Реклама



Издания Архангельской области:

Правда Северо-Запада
МК в Архангельске




Авангард
АиФ в Архангельске
Архангельск
Архангельская лесная газета
Архангельская субботняя газета
Архангельский епархиальный вестник
Бизнес-класс
Бумажник
Важский край
Ваш личный доктор
Ведомости Поморья
Вельск-инфо
Вельские вести
Вести Архангельской области
Вестник космодрома
Вечерний Котлас
Вечерняя Урдома
Вилегодская газета
Витрина 42х40
Волна
Выбор народа
Горожанин
Голос рабочего
Графоман
Губернский лабиринт
Двина (лит. жур.)
Двиноважье
Двинская правда
Добрый вечер, Архангельск!
Единый Мир
Жизнь за всю неделю
Заря
Звезда
Звездочка
Земляки
Знамя
Знамя труда
Известия НАО
Инфопроспект
Каргополье
Коношские ведомости
Коношский курьер
Корабел
Коряжемский муниципальный вестник
Котласский бумажник
Красноборская газета
Курьер Беломорья
Лесной регион
Лесные новости
Ломоносовец
Маяк
Медик Севера
Мирный град
МК-Север
Моряк Севера
Моряна
Наш темп
Независимый взгляд
Новодвинский рабочий
Нэрм Юн
Онега
Пинежье
Плесецкие новости
Полезная газета Cевера
Поморский курьер
Правда Севера
Пульс города
Российская Газета
Рыбак Севера
Рубежъ
Север
Северный комсомолец
Северная корреспонденция
Северная магистраль
Северная широта
Северный рабочий
СМ. вестник
Смольный Буян
Троицкий проспект
Трудовая Коряжма
У Белого моря
Устьянский край
Устьянские Вести
Холмогорская жизнь
Частная Газета
Защита прав граждан
Вельская неделя